О развитии ситуации в Сирии

В рамках эскалации военного противостояния в Сирии все более важное и определяющее значение приобретает формат тайных операций, которые используют основные зарубежные спонсоры как режима Б.Асада, так и оппозиционного движения. Мы уже говорили об агентурных операциях сирийской разведки с целью попытки похищения и убийства основного командира Сирийской свободной армии  (ССА) полковника Рифата аль-Асаада. Особую пикантность ей придавало участие в ней перекупленного сирийцами сотрудника турецкой спецслужбы МИТ. Этот эпизод стал катализатором  серьезного разбирательства в руководстве турецких спецслужб и канцелярии премьер-министра Р.Эрдогана, в результате которого, тем не менее, руководитель МИТ и близкий друг премьера Хакан Фидан все-таки сохранил свой пост.

Изменение обстановки в Сирии сейчас обусловлено тем фактом, что спецслужбы Саудовской Аравии и Катара перешли на более масштабный формат подрывной деятельности  нежели   просто вербовка и переправка джихадистов, закупка оружия или финансирование движения сопротивления. Справедливости ради надо отметить, что сирийские спецслужбы в большей степени по причине  дефицита живой силы уже применяли успешно схему переманивания на свою сторону племенных и этнических групп. В случае с Дамаском таким козырем стали курды, которые в обмен на предоставление де-факто широкой культурно-административной  автономии фактически встали во внутрисирийском противостоянии на сторону режима и организовали серьезные отвлекающие бои на турецкой территории на границе с Ираком. Плюс они создали фактически санитарный кордон на турецко-сирийской границе. При этом саудовские спецслужбы попытались нанести ответный удар и через специально организованные группы салафитов предприняли попытку взять под свой контроль курдский центр Камышлы, но потерпели неудачу.

Нынешнее осложнение ситуации в иракской провинции Анбар также имеет прямое отношение к противостоянию в Сирии. Рискнем утверждать, что последняя дестабилизация ситуации в Анбаре явилась результатом подкупа местной племенной верхушки саудовскими спецслужбами на фоне общего прессинга со стороны режима Нури аль-Малики на суннитскую верхушку. Не обошлось здесь и без американских спецслужб, которые еще со времен активной фазы борьбы с исламистами в Ираке имели очень хорошую базу среди племен в Анбаре. Курировал этот проект, кстати, будущий министр обороны и глава ЦРУ США Д.Петрэус. Повод для вспышки насилия в данном случае имеет второстепенное значение. Саудовцы пытаются ответить Дамаску и Багдаду той же монетой и создать своеобразный санитарный кордон на сирийской границе. Цель в данном случае помимо удара по стабильности проиранского режима в Багдаде максимально заблокировать канал доставки топлива и продовольствия с иракской территории сирийскому режиму.

В этой связи с начала января с.г. кратно участились нападения на конвои с топливом и  продовольствием, от регулярности которых напрямую зависит боеготовность лояльной Б.Асаду армии и силовых подразделений. Кроме того, возможный кризис с продовольствием должен обострить проблему социальной напряженности среди населения. Трасса в 1000 км. между Багдадом и Дамаском является для сирийского режима фактически «дорогой жизни». По ней доставляется не только топливо и продовольствие, но и боеприпасы и боевики из иракских шиитских военизированных формирований типа «армии Махди» для участия в боях на стороне сирийских силовиков. После того как в конце прошлого года боевики серьезно осложнили транспортировку жизненно важных для сирийского режима по второй стратегической магистрали из Ливана в Дамаск в районе Хомса «иракский путь» стал основным.

Возглавляет операции по нападению на конвои вице-президент во времена Саддама Хусейна Иззат Ибрагим ад-Дури. Он же  стоит за большинством радикальных исламистских групп в Ираке. Помимо «работы» непосредственно на иракской территории, боевики из Анбара с конца прошлого года стали направляться непосредственно в Сирию для боев с сирийской армией.

Такая ситуация полностью укладывается в прогнозы большинства аналитиков о расползании очага нестабильности на значительную часть региона по мере продолжения вооруженного противостояния в Сирии.

62.82MB | MySQL:102 | 0,464sec