Йемен: напряжение между Севером и Югом нарастает

Обстановка в Йемене в настоящее время напоминает большой «восточный рынок»: после ухода президента А.А.Салеха и его клана от власти политические силы активно торгуются между собой об условиях будущего политического устройства. За этим стоят, естественно, вопросы собственности, а вернее – ее передела в связи со вновь сложившимися обстоятельствами.

В этой связи основной центр противостояния сейчас проходит по оси Север-Юг. Это традиционное противостояние в условиях «смены вех» приобрело острый характер. Особенно в условиях повальной безработицы и перераспределения прав на особо перспективные объекты собственности в этом регионе. Напомним, что после гражданской войны 1994 года клан Салеха и основные функционеры поддержавшей его тогда партии «Ислах» (прежде всего братья Ахмары) приватизировали «под шумок» значительную недвижимость, область добычи углеводородов и сферу мобильной связи. Все это, естественно, вызвало возмущение основной массы южнойеменского населения, и в особенности военных (около 300 тыс. человек), которых вопреки всяким обещаниям режима не инкорпорировали в вооруженные силы новой объединенной страны.

Теперь южане категорически отказываются  от участия в работе конференции национального диалога, которая должна подготовить проект новой конституции Йемена и реформу избирательной и административной систем страны. Южнойменские «харакат», которые возглавляют бывшие руководители Салем аль-Бейт и Али Насер Мухаммед категорически отказываются вести речь об автономии по аналогии с  каталонской в Испании, а настаивают исключительно на независимости. Это очень жесткое требование, но, как и в любом торге, сначала выдвигают максимальную цену. И могут даже повоевать, поскольку война в данном  случае тоже является одной из форм торговли.

Президент А.М.Хади в данной ситуации оказывается в щекотливом положении, поскольку сам он также из Южного Йемена. Он довольно жестко проводит в настоящее время армейскую реформу, и фронда южан (в том числе и его бывшего шефа Али Насера Мухаммеда) доставляет ему массу неприятностей. Помимо этого у него наметился серьезный конфликт со сводным братом бывшего президента Салеха  Мохсеном аль-Ахмаром, который все активнее пытается влиять на процессы реформирования йеменской армии. Эта реформа подразумевает перекраивание военных округов и жесткую подчиненность всех частей и соединений командующим родам войск. Планируется завершить все эти мероприятия к сентябрю с.г.

М.аль-Ахмар, который недавно лишился поста командующего Северным округом, пытается лоббировать назначение своих ставленников на ряд ключевых постов в армии, в том числе и на свою бывшую должность. При этом он категорически возражает против разделения на два самостоятельных военных округа – Северный и Западный. Тайная мотивировка в данном случае проста и прозрачна. Западный округ – это ключевой регион, через который идет контрабанда оружия и незаконная миграция из африканских стран в Саудовскую Аравию. В частности, именно через его территорию проходят логистические каналы поставок сомалийских проституток  в саудовское королевство. Это бизнес имеет многомиллионный оборот, и терять его М.аль-Ахмар, который обладает патологической жадностью, не желает. Через Северный округ проходят основные каналы поставок товаров и  финансовых подношений из Эр-Рияда практически всем шейхам местных йеменских племен. Здесь речь начинает идти уже о выживании клана  Салеха, в который входит и М.аль-Ахмар, и старые разногласия с бывшим уже йеменским президентом отходят на задний план.

М.аль-Ахмар считает себя «революционером», поскольку не поддержал в свое время стремления своего сводного брата силой подавить выступления протестующих и отказался принять в качестве «престолонаследника» сын А.А.Салеха Ахмеда. Кстати, сейчас М.аль-Ахмар выступает за то, чтобы вернуть  Ахмеда Салеха из вынужденной эмиграции в Италии и предоставить ему пост руководителя Центральным военным округом. На  это А.М.Хади не пойдет никогда. Но М.аль-Ахмара сейчас поддерживают в Эр-Рияде, и это придает ему «второе дыхание».

Оживились находящиеся в Саудовской Аравии и многочисленные свергнутые в свое время  южнойеменские эмиры и их потомки. Они претендуют на то, чтобы вернуться домой. И в этом тоже видится некий план саудовцев по сохранению своего влияния в Южном Йемене в случае начала новой полномасштабной войны между северянами и южанами.

На стороне президента А.М.Хади в данном случае поддержка большинства племен, из которых он создал в настоящее время так называемые «народные силы». Они, кстати, сыграли важную роль в борьбе против исламистов в Абъяне, и, теперь президент вновь направляет их на Юг. Ну и Вашингтон, который пока доволен уровнем взаимодействия с новыми руководителями Йемена в сфере борьбы с исламистами.

52.18MB | MySQL:103 | 0,434sec