Особенности поведения израильских арабов на выборах в Кнессет

В день выборов в Кнессет 19-го созыва (22 января 2013 г.) израильские арабские партии попытались объединиться и объединить своих потенциальных избирателей заявлением о том, что представительство арабов в израильском парламенте может сократиться и что существует угроза усиления влияния крайне правых еврейских партий. Они призывали арабов-граждан Израиля использовать свое избирательное право и проголосовать за арабских кандидатов, причем не важно, за какую из арабских партий. Призывы идти и голосовать транслировались по зарубежным телеканалам «Аль-Арабия» и «Аль-Джазира», а также местной израильской арабской радиостанцией «А-Шамс». В итоге проголосовали лишь около 58 % израильских арабов. Представительство арабских партий в Кнессет осталось прежним – 11 мандатов из 120. Первоначально были даже опубликованы данные, согласно которым это представительство увеличилось до 12 мандатов, но подсчет голосов военнослужащих, проходящий в Израиле обычно через два после выборов, несколько изменил конечное распределение мандатов.

Следует подчеркнуть, что представительство национальных меньшинств (арабов и друзов) в израильском парламенте не ограничивается депутатами от арабских партий. Арабы и друзы есть и среди депутатов сионистских еврейских партий, как левого, так и правого лагеря. В Кнессете нового созыва, как и в предыдущем, будут представлены две сугубо арабские партии – исламистский блок РААМ-ТААЛ и светская националистическая партия БАЛАД (Национально-демократический союз), известная также под арабским названием «а-Таджмуа» («Союз»). В Израиле традиционно относят к арабским партиям и блок ХАДАШ (Фронт за демократию и мир), хотя его центральной составной части являются израильские коммунисты, официально декларирующие себя в качестве еврейско-арабской (в прошлом) и арабско-еврейской (в настоящее время) партии.

Арабские израильские политики не скрывали своего разочарования тем, что почти половина израильских арабов вообще не пришла на избирательные участки, а значительная часть пришедших проголосовала за еврейские партии. В свою очередь многие рядовые арабские граждане Израиля считали, что в создавшейся ситуации виноваты сами арабские политики. Израильские арабы упрекают израильские арабские партии в том, что их партийные списки не меняются годами, в них нет «свежей крови». Еще большее раздражение израильских избирателей-арабов вызывает то, что депутаты кнессета от арабских партий, по их мнению, занимаются в основном проблемами палестинцев, а не израильских арабов, направивших их в Кнессет.

Различные территориальные и конфессиональные группы арабского (включая друзов) населения Израиля проявили различную степень избирательной активности и весьма разные политические предпочтения.

В крупнейшем арабском городе Израиля Назарете, среди жителей которого преобладают мусульмане, но имеется и значительное (более трети всего населения) христианское меньшинство, проголосовали 59 % лиц, имеющих право голоса. Подавляющее большинство из них поддержало арабские партии : 37 % — БАЛАД, 36 % — ХАДАШ, 24 % РААМ-ТААЛ. Достаточно сходная ситуация наблюдается и в крупнейшем населенном пункте преимущественно арабо-мусульманского района Вади-Ара, городе  Ум эль-Фахм: Проголосовало 60 % избирателей. Из них 55 % — за ХАДАШ, 26 % — за БАЛАД, а 16 % за РААМ-ТААЛ.

Высокая явка избирателей (80 %) была отмечена в галилейском городе Сахнин, в котором наряду с мусульманским большинством проживает маленькое христианское меньшинство. Половину голосов здесь получил БАЛАД (50 %), за ним следовал ХАДАШ (30 %), третьим оказался РААМ-ТААЛ (15 %).

А вот в городе Шфаръам, отличающемся особо сложным конфессиональным составом населения, в которого наряду с мусульманами и христианами представлена и крупная община друзов, картина заметно отличается.  Процент участия в выборах здесь ниже – 54, при этом доля проголосовавших за арабские партии тоже ниже, причем ниже существенно. Более одной пятой голосов в Шфаръаме получили еврейские партии: 12 % — правоцентристский блок Ликуд-НДИ, объединивший партии Ликуд и НДИ, 4 % – левоцентристская Кадима во главе с Шаулем Мофазом, 2 % – левосоциалистическая МЕРЕЦ, 2 % – левоцентристская Авода и 2 % – отколовшаяся от Кадимы «Ха-Тнуа» во главе с Ципи Ливни. Стоит обратить внимание на то, что 32 % избирателей Шфаръама проголосовали  за  ХАДАШ, официально позиционирующий себя в качестве общей арабско-еврейской партии (один из 4 депутатов от ХАДАШ – еврейский коммунист Дов Ханин) и традиционно пользующейся значительной поддержкой в христианской общине. Чисто арабские партии получили в Шфаръаме менее половины голосов (27 % — БАЛАД и 17 % РААМ-ТААЛ).

Еще ниже (44 %) был процент проголосовавших в галилейском селе Гуш-Халав (Джиш), населенном преимущественно христианами-маронитами. Однако тенденция голосования за еврейские партии или за арабско-еврейский блок ХАДАШ была отчетливо заметна и здесь. 40 % избирателей Гуш-Халава отдали свои голоса еврейским партиям: 9 % — Ликуд- НДИ, 9 % — Авода, 8 % — МЕРЕЦ, 5 %,  ортодоксально религиозная сефардская партия ШАС, 3 % — Кадима, 4 % — «Ха-Тнуа», а 2 % — религиозно-сионистский блок «Еврейский дом». За ХАДАШ в Гуш-Халаве проголосовали 24 % избирателей. Что же касается сугубо арабских партий, то они получили в этом селе менее трети голосом: 18 % — БАЛАД и 14 % — РААМ-ТААЛ.

Более одной пятой голосов было отдано за еврейские партии в греко-католическом селе Меилия, в котором на выборах проголосовали 66 % избирателей. Из них 7 % проголосовало за Ликуд-НДИ, 7 % — за МЕРЕЦ, 4 % — за Аводу, 3 % — за ШАС, 3 % — за не прошедшую электорального барьера партию «Але ярок» («Зеленый лист»), выступающую за легализацию легких наркотиков, и 1 % — за «Ха-Тнуа». Лидерами выборов в Меилии оказались светские арабские националисты из БАЛАД (38 %) и ХАДАШ (35 %). Исламисты из РААМ-ТААЛ не получили голосов в этом селе.

В селе Кафр-Ясиф, более половины жителей которого составляют христиане (преимущественно православные), а наряду с большим мусульманским меньшинством имеется и небольшое друзское меньшинство, проголосовало 67 % избирателей. Здесь лидерами тоже оказались ХАДАШ (58 %) и БАЛАД (19 %). РААМ-ТААЛ получил 13 % голосов. 7 % голосов были отданы в Кфар-Ясифе за еврейские партии: Ликуд-НДИ – 2 %, МЕРЕЦ – 2 %, Авода – 2 % и Кадима – 1%.

Арабские партии (включая ХАДАШ) получили не более одной пятой голосов в крупных галилейских селах Далият эль-Кармель и Усафия, более 80 % жителей которых составляют друзы. В Далият эль-Кармеле процент проголосовавших составил 58,47 % из них проголосовали за Ликуд-НДИ, 13 % — за Кадиму, 8 % — за Аводу, 7 % за центристский список «Еш атид» («Есть будущее) во главе с Яиром Лапидом, 6 % — за ШАС, 5 % — за «Ха-Тнуа» и 5 % — за МЕРЕЦ. Светский арабский список БАЛАД получил здесь 3 % голосов, а  ХАДАШ – 2 % голосов. За исламистов из РААМ-ТААЛ в Далият эль-Кармеле не голосовали вообще.

В Усафии проголосовали лишь 50 % избирателей, однако в целом картина распределения голосов в этом селе была сходной с Далият эль-Кармелем — подавляющее большинство голосов было и здесь отдано за еврейские партии: 36 % — Ликуд-НДИ, 20 % — Кадима, 8 % Авода, 6 % — «Ха-Тнуа», 4 % — МЕРЕЦ, 4 % — «Еш атид» и 1 % — ШАС. 2 % голосов в Усафии получила не прошедшая электорального барьера партия «Але ярок».  ХАДАШ получил 8 % голосов, а сугубо арабские партии БАЛАД и РААМ-ТААЛ – 7 и 4 % соответственно.

Весьма сходная картина распределения голосов наблюдается и в единственном алавитском селе Израиля – Раджаре. До Шестидневной войны 1967 года Раджар, населенный единоверцами Хафеза Асада, входил в состав Сирии. Израиль аннексировал это село и предоставил его жителям израильское гражданство. Своим избирательным правом воспользовались на этот раз 56 % имеющих право голоса в Раджаре. 34 % из них проголосовали за Ликуд-НДИ, 23 % — за «Ха-Тнуа», 13 % — за Аводу, 12 % — за ШАС, 8 % — за Кадиму, а 2 % — за ультраортодоксальную религиозную еврейскую ашкеназскую партию «Дегель а-Тора» («Знамя Торы»). Из арабских партий в Раджаре была представлена только БАЛАД, получившая всего 2 % голосов.

Одновременно с Раджаром Израилем были аннексированы 4 друзских села на севере Голанских высот. Для этих сел характерен с одной стороны крайне низкий процент участия в выборах, а с другой стороны – полное игнорирование арабских партий на фоне поддержки правоцентристского блока Ликуд-НДИ. Так, в селе Маджал-Шамс в выборах приняли на этот раз участие только 20 % избирателей, все они проголосовали за еврейские партии, причем 70 % — за Ликуд-НДИ. А, например, в близлежащем селе Буката своим избирательным правом воспользовались лишь 9 % избирателей, все они отдали свои голоса еврейским партиям, причем 89 % из них проголосовали за Ликуд-НДИ.

Большое сходство между собой по типу голосования продемонстрировали расположенные в Саронской долине арабские города Тайбе и Тира, населенные исключительно мусульманами. Доля принявших участие в голосовании была здесь несколько выше средней по арабскому сектору: 60 % в Тайбе и 59 % — в Тире. В обоих городах более половины голосов получил исламистский блок РААМ-ТААЛ:  57 % — в Тайбе и 53 % — в Тире. На втором месте оказался ХАДАШ, набравший в Тайбе 22 % голосов, а в Тире – 20 %. Третьим оказался БАЛАД: 15 % — в Тайбе и 17 % — в Тире. Еврейские партии получили здесь незначительное количество голосов. В Тайбе: Авода и МЕРЕЦ по 2 % каждая и ШАС – 1 %. В Тире: МЕРЕЦ – 4 %, Кадима – 2 %, Авода — 1 % и ШАС – 1 %.

Радикально иная картина наблюдается в расположенном несколько южнее крупном чисто мусульманском селе Кафр-Касем. Доля принявших участие в голосовании была здесь намного выше средней для арабского сектора Израиля (80 %). Более трети голосов (35 %) получила лево-социалистическая еврейская партия МЕРЕЦ, декларирующая себя в качестве сионистской партии. ХАДАШ получил в Кафр-Касеме 11 % голосов, РААМ-ТААЛ — 38 %, а БАЛАД – 11 %. 3 % процента голосов получила в Кфар-Касеме не прошедшая электорального барьера партия «Пираты», созданная группой еврейских интеллектуалов.

Особый, во многом отличный сектор арабского населения Израиля представляют собой бедуины Негева, традиционно считающиеся одной из основных опор Исламского движения. Анализ результатов голосования в крупнейшем бедуинском городе Рахат, расположенном в Северном Негеве, дает следующие данные. Явка на избирательные участки составила 57 %, как в целом по арабскому сектору. Более половины голосов (56 %) было отдано за исламистов из РААМ-ТААЛ, на втором месте оказался БАЛАД – 30 %, а  ХАДАШ получил в Рахате всего 6 % голосов. Представительство еврейский партий оказалось в Рахате незначительным, причем хоть какой-то поддержки добились здесь исключительно религиозные еврейские партии: по 1 % ультраортодоксальная сефардская ШАС и религиозно-сионистский «Еврейский дом».

На основании приведенного анализа можно сделать следующие выводы относительно электорального поведения израильских арабов:

  1. Израильские арабы не использую в полном объеме свой электоральный потенциал. Одной из причин это является разочарование их способностью реально способствовать улучшению положения арабского населения Израиля из-за изначальной невозможности включения арабских партий в какую бы то ни было правящую коалицию в Израиле, поскольку их открытая антисионистская идеология автоматически превратит в нелегитимную любую включающую арабские партии правительственную коалицию в глазах еврейского большинства. Соответственно арабские партии по идеологическим причинам (принципиальное отрицание сионизма и еврейского характера Государства Израиль) заведомо отрезаны от возможности участия в разделе бюджетного пирога.
  2. Сказанное относится в полной мере ко всем трем арабским партиям, представленным в израильском Кнессете: светскому националистическому БАЛАДу, исламистскому блоку РААМ-ТААЛ и прокоммунистическому блоку ХАДАШ.
  3. Как следствие, некоторая часть израильских арабов предпочитают голосовать за еврейские партии, часть из которых имеет в своем составе депутатов-арабов и друзов.
  4. Тенденция к голосованию за еврейские партии в целом превалирует среди религиозных меньшинств: друзов и алавитов (в меньшей степени – среди христиан), рассматривающих Государство Израиль в качестве гаранта своих прав перед лицом усиливающегося исламистского движения.
52.22MB | MySQL:103 | 0,530sec