Образовательный аспект специальных экономических зон Пакистана

Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количественным и качественным составом его населения, его трудовыми ресурсами, человеческим капиталом в целом.

Пакистан — одна из немногих стран мира, обладающая большим ресурсом дешевой низковозрастной рабочей силы с преобладанием неквалифицированных работников. Трудоспособное население страны, по официальным данным, составляет 58,41 млн человек из 180 млн пакистанских граждан. Более 67 млн пакистанцев проживают  в городах, остальные (113 млн) – в сельской местности. При  некотором снижении прироста населения за последние годы, его уровень все же остается довольно высоким (более 2% в год). Здесь наблюдается активный экспорт рабочей силы преимущественно на Средний Восток, а также значительное использование детского наемного труда. Более 83 млн пакистанских граждан — это дети и молодежь в возрасте до 30 лет. При этом 11,8% детей в возрастной категории  10-14 лет заняты на рынке труда и лишены возможности получить хотя бы минимальное базовое образование.1

Низкий уровень общего и профессионального образования, отсутствие должного внимания к науке и высшей школе отрицательно сказываются на социально-экономическом развитии государства. Достаточно сказать, что ежегодная потребность пакистанской экономики в квалифицированной рабочей силе исчисляется порядком 950 тыс. специалистов различного профиля. В то время как имеющиеся в стране 1700  профессионально-технических учебных заведений способны предоставить специальную квалифицированную подготовку лишь для 350 тыс. учащихся.2  Развитие профессионально-технического образования среднего и высшего звена сдерживается  низким уровнем грамотности большинства населения страны. Среди пакистанцев в возрастной категории  старше 10 лет он, в частности, составляет лишь 58% (мужчины — 69%, женщины – 46%). Данный показатель в городской местности (74%) значительно превышает сельский (49%). Наблюдаются  различия в уровне грамотности по провинциям: Панджаб (60%), Синд (59%), Хайбер-Пахтунхва (50%) и Белуджистан (41%).3

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) рассматривается государством в качестве одного из факторов повышения образовательного уровня пакистанских граждан, развития национальных трудовых ресурсов, формирования высокоразвитого человеческого капитала. Первая из них возникла в Пакистане (г. Карачи) еще в  1980 году. Принятие в сентябре 2012 г. Закона о специальных экономических зонах направлено на инвестиционное стимулирование индустриально-инновационного развития страны с привлечением новых современных технологий и международного управленческого опыта. Данным законом закрепляется  механизм создания и регулирования как уже имеющихся в стране 22 СЭЗ (г. Рекодек (2001), г. Сандак (2001),  г. Сиалкот (2002), г. Рисалпур (2003) и т. д.), так  и вновь образующихся4. Большой интерес к ним в связи с выгодным геостратегическим положением Пакистана, находящегося в центре торгового, энергетического и транспортного коридора Азии, проявляют Китай, Турция, Япония и Южная Корея.

Одной из первых китайских компаний, сумевших воспользоваться льготами СЭЗ, стала компания «Хайер Руба», которая при создании пилотной Китайской внешнеэкономической зоны в Пакистане (2008) вложила на первоначальном этапе  в экономику страны более 35 млн долларов.5 Данная СЭЗ позволила китайской стороне на льготных условиях построить в Пакистане промышленную зону c производственными предприятиями, научно-технологический парк с учебными и научно-исследовательскими центрами.

В последнее время вектор пакистано-китайского сотрудничества помимо традиционных сфер, связанных с сельским хозяйством, энергетикой, текстильной промышленностью, вооружением, направляется на такие области, как  образование, наука и технологии.

В современных условиях мирового экономического развития, основанного на накоплении и применении знаний, образовательный  фактор приобретает все большую значимость. Решающее значение для создания интеллектуального потенциала страны имеет, в первую очередь, высшее образование и наука. Опираясь на китайский опыт создания специальных экономических зон, Пакистан стремится к  индустриализации страны посредством осуществления инновационного  прорыва для достижения своего экономического роста и повышения жизненного уровня пакистанских граждан.

Ведь первая в Китае специальная экономическая зона, созданная в г. Шэньчжэнь (1980), способствовала превращению тогдашнего небольшого китайского рыболовецкого поселка за сравнительно короткий промежуток времени в огромный современный мегаполис с населением в 14млн человек. Этот крупный научный, промышленный, финансовый и транспортный центр стал одним из наиболее динамично развивающихся городов Китая. Он занимает второе место среди китайских городов по объёму промышленного производства, связанного в первую очередь с электронной  и электротехнической продукцией (телекоммуникационное оборудование, мобильные телефоны, компьютеры и комплектующих к ним, бытовая электротехника, медицинские приборы и т.д.). Неудивительно, что Шэньчжэнь  известен в мире,  как «Силиконовая долина» Азии.6

Во многом это стало возможным благодаря развитию высшего образования, научных исследований, внедрению  информационно-коммуникационных технологий и инноваций. Первоначально на базе Шэньчжэньского университета здесь был создан первый научно-промышленный парк (1985). Затем началось строительство индустриального парка высоких технологий (1996) с привлечением знаний высококвалифицированной зарубежной китайской диаспоры, а также  масштабных иностранных и государственных инвестиций. Эти научно-промышленные новообразования стали фактически экспериментальной площадкой по модернизации китайской экономики. Основной упор научных исследований был направлен на такие высокотехнологичные отрасли, как информационные и компьютерные технологии, телекоммуникации, создание новых материалов, робототехника, энергетика, биотехнологии, медицина и здравоохранение.

Позитивные наработки Китая используются в Пакистане при создании подобного рода свободных научно-промышленных зон. Так, в 2007 г. между Консорциумом семи лучших университетов Китая и Комиссией по высшему образованию Пакистана была достигнута договоренность об учреждении в Исламабаде первого Пакистано-Китайского  технологического университета с перспективой создания в течение последующих 10 лет еще 8 подобных инженерно-технологических  высших учебных заведений в главных торгово-промышленных городах Пакистана. На первоначальной стадии этого совместного образовательного проекта  от 50 до 70% преподавательского состава должны быть укомплектованы китайскими специалистами. По мере подготовки национальных профессиональнх кадров их количество предполагается  сократить до 25%. С этой целью около 500 лучших пакистанских студентов были направлены в Китай для обучения по таким современным специальностям, как нанотехнологии, биотехнологии, химия и физика с перспективой дальнейшего повышения их квалификационного уровня и получения соответствующих ученых званий и степеней.7

Строительство Пакистано-Китайского университета началось в октябре 2009 г. Его завершение в полном объеме, включая строительство университетского кампуса, технопарка, запланировано на 2014-2015 учебный год. Проект данного совместного университета был задуман в качестве  новейшего типа свободных зон, представляющего собой специальное научно-техническое формирование в форме технопарка, где соединение научной и инновационной деятельности, интеграция науки и производства с привлечением ведущих китайских университетов и компаний позволит Пакистану запустить механизм экономики знаний, требующей развития интеллектуального потенциала страны.

Подобный Пакистано-Китайский технологический парк в рамках двустороннего мега-проекта по обучению пакистанской молодежи информационным технологиям был открыт в феврале 2012 г. в  Лахоре  (административный центр провинции Панджаб). Он был назван в память о пакистанской школьнице Арфе Карим (1995-2012), безвременно ушедшей из жизни в связи с тяжелой болезнью. Она получила известность во всем мире, как самый юный специалист в области информационных технологий.

Пока же, по индексу экономики знаний, являющемуся комплексным показателем эффективности использования государством интеллектуального потенциала в целях его экономического и общественного развития, Пакистан занимает 117 место среди  145 стран мира.8 При его расчете в рамках разработанной  Всемирным банком специальной программы «Знания для развития» (2004) в первую очередь учитываются следующие структурные и качественные показатели:

—         условия экономического и институционального режима государства;

—         уровень образования и грамотности населения, наличие  у него необходимых устойчивых навыков по созданию, распространению и использованию  знаний;

—          уровень развития национальной инновационной системы;

—         уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Заметная роль в развитии экономики знаний отводится в Пакистане специальным экономическим зонам, особенно современным научно-технологическим новообразованиям в форме технопарков. Объединяя прямые промышленные капиталовложения  и новые технологии, предоставляя  новые рабочие места, повышая уровень высшего, профессионально-технического и общего образования, эти современные научно-технологические зоны способны стимулировать социально- экономическую трансформацию пакистанского общества.

Помимо решения экономических задач, связанных с привлечением местного и иностранного капитала, внедрением в отечественное производство  новейших мировых научно-технических достижений,  их продвижением во внутренние районы страны, увеличением экспортной валютной выручки, расширением внешнеэкономической деятельности и включением Пакистана в систему международного разделения труда, СЭЗ одновременно способствуют  достижению таких социальных целей, как  повышение жизненного уровня населения, в том числе и через предоставление ему доступа к  общему, высшему  и профессионально-техническому образованию, снижение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест, развитие национальных трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала страны в целом.

Принятие в Пакистане Закона о СЭЗ (2012)  свидетельствует о том, что государство с оптимизмом смотрит в будущее, связывая свое процветание и стабильность с переходом к новой экономике знаний благодаря привлечению в страну иностранных инвестиций и международного опыта инновационного развития. Им, в частности, предусматривается  дальнейшее развитие СЭЗ, как  крупных промышленно-жилых городских комплексов с полномасштабными системами образования, науки, транспорта, высокотехнологичного производства и социальными службами. Пакистанское государство стремится проводить политику, ведущую к переливанию современных научных знаний, технологий и профессиональных навыков из СЭЗ в национальные отрасли хозяйства, науку и образование с целью модернизации  национальной экономики и развития своего высокоразвитого человеческого капитала.

Усилия Пакистана в достижении этих социально-экономических целей просматриваются также в национальной стратегии государства по реформированию высшего образования «Развитие через экономику знаний» (2011-2015), которое призвано стать ядром инновационных преобразований государства. Данная стратегия направлена на расширение академических функций высшей школы, внедрение в ее  структуру  научно-исследовательских и  инновационных модулей, ее интеграцию с производством и бизнесом.

Кроме того, в стране разработан  проект Национальной политики в области информационно-коммуникационных технологий (2012-2017), предусматривающий внедрение передовых технологий во все сферы социально-экономического развития государства для ускоренного роста и улучшения качества жизни пакистанских граждан. В рамках данной реформы, в частности, планируется осуществить решение следующих задач:

—         создать  5 млн рабочих мест в области информационно-коммуникационных услуг;

—         увеличить количество компьютерных пользователей  с 10% до 80%;

—         осуществить компьютеризацию общеобразовательной и высшей школы;

—         увеличить участие женщин в информационно-коммуникационной сфере услуг с 13% до 52%;

—         используя информационные технологии, повысить в два раза уровень грамотности среди взрослого населения с упором на обучение жителей сельской местности и представителей социально незащищенных слоев общества;

—          добиться удвоения ВВП на душу населения за счет использования передовых технологий в сельском хозяйстве;

—         снизить детскую и материнскую смертность на 75% за счет применения в здравоохранении высоких технологий.9

Можно сказать, что пакистанское государство в полной мере осознает необходимость своего перехода к экономике знаний, интеграции в общемировое экономическое пространство. И в этом сложном процессе трансформации Пакистан не может рассчитывать лишь на свои собственные ограниченные возможности. Он пытается опереться на международный опыт инновационного развития через создание специальных экономических зон, предоставляя иностранным партнерам благоприятные инвестиционные  условия, закрепленные  в принятом в стране Законе о СЭЗ (2012).

 


1              Economic Survey 2011-2012. [Electronic version], с. 162, 163, 167,169.

2              Labor Market Information. A situational analysis of Pakistan. Islamabad Islamabad, 2011, c.11.

3              Economic Survey 2011-2012.[Electronic version], с.138.

4              Export Processing Zones Authority (EPZA). //www.iin.com.pk

5              Dawn, 19.06.2008. [Electronic version]

6              Dawn, 20.12.2010. [Electronic version]

7              China to Establish Engineering University in Pakistan. //HECNEWS and VIEWS. A Monthly Magazine of HEC,  Islamabad. April 2007, c.12; Dawn, 08.08.2012. [Electronic version]

8              KEI and KI Indexes (KAM 2012) [Electronic version]

9              Draft National IT Policy (Revised) 2012. Ministry of Information Technology, Government of Pakistan, Islamabad, 2012, c. 10.

52.29MB | MySQL:103 | 0,466sec