О развитии ситуации в Сирии

За последним значительным усилением исламистского сегмента сирийского сопротивления режиму Б.Асада стоят спецслужбы КСА. В частности, печально знаменитое объединение «Джабхат ан-нусра» является «продуктом» Управления общей разведки (УОР) КСА. По некоторым данным, решение об образовании этой группировки было принято на совещании этой сецслужбы в мае прошлого года как реакция на слишком нерешительное поведение США и их союзников по НАТО по отношению к формированию единого боевого крыла антибашаровской оппозиции. Если говорить еще точнее, то Эр-Рияд форсировал образование  полностью подконтрольного ему воинского формирования после четкого отказа США от предполагаемого военного вторжения в Сирию. После этого Анкара также отказалась это делать, а также стимулировать через чисто военные механизмы  образование  буферных зон на сирийской территории с целью создания на них  «правительства Сирии в изгнании». В этой ситуации саудовцы приняли решение начать самостоятельный «проект» на сирийской территории. Причем в отличие от прежнего периода противостояния было решено отказаться от услуг ливийских «добровольцев», поскольку в данном случае они более  ориентированы на Катар. Был взят курс на образование и стимулирование группировки, которая четко следовала бы в фарватере политики  Эр-Рияда на сирийском направлении.

Формирование «Джабхат ан-нусра» происходит в основном за счет вербовки и направления в Сирию членов суннитских радикальных групп из Ирака. Если на первом этапе отдавалось предпочтение уроженцам Сирии, которые воевали в составе исламистских групп на иракской территории, то в настоящее время в Сирию в основном переправляются и суннитские боевики чисто иракского происхождения. Как правило, они тесно связаны с баасистами из числа  лидеров и функционеров  режима С.Хусейна. Помимо них в отряды направляются и йеменцы, и ливанцы, но в гораздо меньших количествах. Оружие и боеприпасы для нужд новой группы поступали из Ливана и Ирака. В ливанском случае эти операции контролировал ныне покойный шеф разведки жандармерии  Ливана В.Хасан. Это позволило в довольно короткие сроки «насытить» группировку оружием.

Среди основных «достижений» группировки, по нашим данным, удачная атака на базу сирийской армии  Шейх Сулейман в Алеппо в декабре 2012 г., восстание в палестинском лагере Ярмук в том же месяце; а также организация теракта, в результате которого погиб министр внутренних дел Сирии М.аль-Шаар. Отметим, что «Джабхат аль-нусра» стоит практически за всеми операциями по использованию террористов-смертников и заминированных автомобилей, так как в ее составе действует специальное подразделение, которое специализируется на такого рода терактах. В ее состав входят только сирийцы и иракцы, которые приобрели  необходимый опыт в период противостояния с режимом Н.аль-Малики в Ираке.

Убитый недавно в Ливане В.Хасан играл важную роль в организации взаимодействия «Джабхат аль-нусра» с палестинцами. Незадолго до его гибели, которая явилась адекватным ответом сирийских спецслужб  своим саудовским коллегам, он проводил консультации в Германии с рядом высокопоставленных эмиссаров ХАМАСа. Как следствие, хамасисты, которые занимают официально нейтральную позицию по отношению к сирийскому кризису, дали «зеленый свет» на использование своей агентурной сети в палестинском лагере Ярмук. В основном это были имамы мечети Аль-Вассим, которые помогли исламистам из «Джабхат аль-нусра» установить контакты с некоторыми членами руководства еще одной палестинской группировки НФОП-ГК под командованием А.Джибриля. Сам А.Джибриль в этой ситуации официально продолжает поддерживать Дамаск. Ряд источников утверждает, что он сохраняет лояльность Б.Асаду, а исламистов в период восстания в Ярмуке поддержали «раскольники» под руководством его племянника М.Шуру. Последний собственно и контролирует боевые отряды НФОП-ГК в этом лагере. По нашей версии, А. Джибриль знал о контактах своего племянника и негласно разрешил ему войти в альянс с «Джабхат ан-нусра». При этом сам он оставался «над схваткой» и официально осудил «раскольников».

После подавления восстания и разгрома основных отрядов НФОП-ГК, сирийцы предприняли ряд ответных шагов. В частности, по приказу из Дамаска боевые подразделения «Хизбаллы» взяли под свой контроль основные лагеря НФОП-ГК на ливанской территории. Это лагеря Косайо и Султан Якуб в Бекаа, а также лагерь Наамех неподалеку от столичного аэропорта. Это говорит о том, что в Дамаске более не доверяют А.Джибрилю, что в принципе может закончиться его «неожиданной кончиной» в самый обозримый период времени. Отметим также и изменение позиции Эр-Рияда по отношению к ХАМАСу, что может свидетельствовать об автоматическом  понижении уровня отношений с лидером ФАТХа и ПНА М.Аббасом.

После атак на крупные города, которые принесли лишь кратковременные успехи, отряды «Джабхат ан-нусра» были вынуждены передислоцироваться в сельскую местность между Латакией и Аллеппо, где они ожидают притока новых добровольцев и вооружения. Сирийская армия, которая из-за дефицита живой силы сосредоточилась на защите крупных городов и военных баз, предоставила борьбу с ними отрядам «шабиха» (усиленым за последнее время за счет амнистированных уголовников), а также иракским «добровольцам» из числа шиитских формирований. Их целью является разгром тыловых баз исламистов и запугивание лояльного им местного суннитского населения. Для того чтобы яснее представить себе эту картину, можно смело обратиться к событиям на территории  оккупированной Белоруссии  и Украины в период Великой Отечественной Войны.

52.26MB | MySQL:103 | 0,542sec