Британский премьер -министр Д. Кэмерон в Алжире: исторический визит

В последние месяцы Алжир стал центром внимания со стороны лидеров ведущих стран Запада: 20-21 декабря 2012 г. эту страну посетил французский президент Ф.Олланд, а 30 января сюда с официальным визитом прибыл премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон. Последнее событие стало действительно историческим в отношениях двух стран, поскольку глава британского правительства впервые посещает независимый Алжир.
Ряд алжирских газет, включая Liberte, пытались представить это «экстренным визитом», связанным с недавней вылазкой боевиков в Ин-Аменасе, в ходе которой пострадали интересы компании British Petroleum, а также погибли четверо и пропали без вести двое подданных Её Величества, которые фактически считаются погибшими.
Однако увязывать произошедшее исключительно с терактом против объекта BP не следует. На самом деле, этот визит в Алжире ожидали еще в 2012 г. и готовился он не один месяц. Тем не менее, события 16-19 января заметно повлияли на его характер. Тема теракта в Ин-Аменасе стала одной из важнейших на переговорах между Кэмероном и руководством АНДР. Примечательно, что Великобритания крайне жестко по сравнению с другими странами раскритиковала действия алжирского руководства по уничтожению группировки боевиков, которые и привели к гибели десятков иностранных заложников.
Руководство АНДР было удивлено резкими выпадами британской стороны, ведь после визита президента А.Бутефлики в Лондон в июле 2006 года британо-алжирские отношения испытали реальный импульс и стали развиваться в сторону активизации. Столь острая реакция была расценена в Алжире как «неоправданная» и даже «вызывающая».
Тем более, что в алжирской прессе, например, в газете Liberte, появились ответные упреки в адрес британской стороны, в том числе по поводу «молчания официальных лиц из British Petroleum» относительно публикации этим СМИ информации о том, что эта компания в Алжире подписала контракт на осуществление услуг в области транспорта и безопасности с частной структурой, связанной «с семьей Абу Зейда, эмира АКИМ в Сахеле».
Исходя из того, что такой организацией была британская Sterling group, выполнявшая соответствующий контракт вместе со своими алжирскими партнерами, такое обвинение является достаточно показательным. Тем более, что газета Liberte не является проправительственным рупором и принадлежит оппозиционно настроенному миллиардеру И.Ребрабу. По этой причине её сообщениям больше доверия, чем, например, СМИ, связанным с алжирскими властями.
Таким образом, даже неофициальные алжирские источники, формально не связанные с властью, во многом возложили ответственность за случившееся на представителей бизнеса, связанного с Великобританией. При этом алжирские журналисты желали задать руководству BP вопросы относительно того, в какой мере оно считает себя виновным в трагедии Ин-Аменаса. Однако сделать им это до сих пор не удалось. Примечательно, что генеральный директор British Petroleum не входил в делегацию британского премьер-министра в АНДР и находился тогда в Вашингтоне.
Не исключено, что его отсутствие было «сознательным», чтобы не поднимать неудобные как для Алжира, так и для Великобритании, вопросы, способные «на излете» повредить сотрудничеству двух государств.
Следует особо заметить, что на фоне завершения операции в Ин-Аменасе настрой официального Лондона заметно меняется. Д.Кэмерон возложил всю ответственность за гибель заложников на террористов и тем самым сгладил дипломатическую напряженность между Лондоном и Алжиром.
Не сделай он этого – возможно, его визит был бы перенесен на неопределенный срок, что не отвечало нынешним интересам Великобритании. Учитывая её все более непростые отношения с Евросоюзом, обострение отношений с Алжиром, который она рассматривает одним из серьезных и перспективных поставщиков энергоресурсов, было, по крайней мере, преждевременным.
Сам Кэмерон заявил на переговорах с алжирским руководством, что его визит нацелен на «укрепление политического диалога между Алжиром и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и развитие двустороннего сотрудничества».
Однако этим намерения британской стороны не ограничивались. Приоритеты и конкретные направления сфер деятельности, по которым Великобритания и Алжир рассчитывали развивать связи, наглядно подчеркивал состав делегации британского премьера, включая советника по безопасности Кима Даррока, главу МИ-6 Джолна Соуэрса и министра торговли лорда Ричарда Рисби.
С алжирской стороны» кроме президента А.Бутефлики и премьер-министра   А.Селлаля в переговорах участвовали Ахмед Салах Гайид, начальник штаба алжирских вооруженных сил, министры иностранных дел Мурад Меделси, энергетики и шахт Юсеф Юсфи, внутренних дел и местного самоуправления Дахо ульд Каблия и здравоохранения Абдельазиз Зиари.
Также на встрече с Д.Кэмероном присутствовали министр-делегат при министре национальной обороны Абдельмалек Гуэнайзия и заместитель главы МИД по делам Африки и Магриба Абделькадер Мессахель.
Алжирские и европейские СМИ в первую очередь обратили внимание на двусторонние соглашения, заключенные в сферах безопасности и антитеррора (включая приграничное сотрудничество, авиационную безопасность, совместные учениях по предотвращению чрезвычайных ситуаций). В частности, они цитировали слова Кэмерона о том, что «И Британия, и Алжир являются странами, которые пострадали от терроризма и понимают страдания друг друга». Кроме того, СМИ акцентировали внимание на его словах, что он «хотел бы работать с алжирским правительством и другими правительствами региона, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное, чтобы противостоять терроризму одновременно жестко и грамотно, и используем все возможные средства, чтобы обезопасить нас и весь мир».
Следует заметить, что соглашения в сфере антитеррора и безопасности были необходимы для Великобритании как определенная гарантия для реализации её планов по Западной Африке вообще и Мали в частности, куда она намерена направить 330 военнослужащих в помощь французским силам, противостоящим исламским боевикам. Британская сторона рассчитывает на то, что в рамках заключенных с Алжиром соглашений она получит гарантии для пролета через алжирское воздушное пространство своей авиации и снабжения всем необходимым этого контингента.
Кроме того, в ходе своего визита и переговоров с представителями алжирского руководства Кэмерон постарался развеять их опасения относительно возможного затягивания военной операции в Мали и убедить его в том, что ситуация в этой стране не станет очередным Афганистаном или Ливией.
Но не меньшую значимость имело заключение договоров в области торговли, сфере инвестиций и образования. Визит Д.Кэмерона был также обусловлен стремлением парировать действия активизировавшейся на алжирском направлении Франции, попыткой расширить здесь сферу британского влияния после прихода на пост премьер-министра АНДР А.Селлаля в сентябре 2012 г., с которым на Западе связывают ожидания либерализации экономики и законодательства. Не случайно, что премьер-министр Великобритании специально встречался с ним в ходе этого визита.
При этом работа по подготовке соответствующих соглашений началась еще осенью 2012 г. Само решение о визите было согласовано не позднее ноября 2012 г. Именно тогда в рамках его подготовительной части Кэмерон решил направить «для придачи импульса» алжиро-британским деловым связям своего представителя Ричарда Спринга. С начала декабря 2012 по январь 2013 гг. он совершил в Алжир два визита.
Показательно, что в числе его официальных встреч в декабре значились переговоры с министром энергетики и шахт Алжира Юсефом Юсфи по поводу подготовки к подписанию долгосрочного контракта на поставку сжиженного природного газа. А в январе он согласовывал детали прибытия в эту страну двух британских фармацевтических гигантов AstraZeneca (специализируется на производстве противораковых лекарств) и GlaxoSmithKline (вакцины против целого ряда заболеваний). Общий объем их инвестиций в Алжире составит 120 млн евро. По сути, Ричард Спринг и подготовил подписание Дэвидом Кэмероном соглашений с Алжиром по СПГ и работе британских фармацевтических компаний.
Тем не менее, пока Лондон не может похвастаться крупными успехами на алжирском направлении. Так, в данный момент заключенные сторонами соглашения по газу выглядят скорее «свидетельствами о намерениях», чем реальными договорами, поскольку алжирская сторона не в состоянии удовлетворить растущие потребности Великобритании ввиду падения собственного производства газа и увеличения его потребления на территории самого Алжира.
Тем не менее, у этой страны есть серьезный потенциал для того, чтобы это сделать. Но для этого необходимы крупные инвестиции в разведку, разработку, переработку и транспортировку энергоресурсов. Великобритания готова их предоставить, выдвигая свои условия, касающиеся работы ее компаний на алжирской территории.
Официальный Лондон подчеркнул свою заинтересованность в развитии долговременного нефтегазового сотрудничества, но подчеркнул, что его расширению должно предшествовать усиление безопасности не только в энергетическом секторе, а также других отраслях экономики, но и в целом по всей стране.
Таким образом, британская сторона пожелала получить от Алжира гарантии для своих интересов и инвестиций. Одной из них, согласно идее Д.Кэмерона, является расширение взаимодействия между двумя странами в области антитеррора. Не случайно, что во время поездки премьер-министра Великобритании, кроме министра торговли, сопровождал и шеф MI6, который обменялся с алжирскими коллегами информацией относительно активности радикальных исламистских группировок в Северной Африке и предложениями по исправлению заметно ухудшившейся ситуации с безопасностью.
Между тем, для алжирской стороны выполнить эти пожелания достаточно трудно. События в Ин-Аменас наглядно показали, что она не в состоянии не только предотвратить подобные теракты, но и освободить захваченных заложников ввиду отсутствия специальных подразделений. Учитывая тот факт, что руководство АНДР не приемлет расширения присутствия на своей территории зарубежных частных охранных и военных компаний, ему остается развивать собственные силы антитеррора, а также усилить контроль за границей и приграничной зоной.
Без иностранной помощи сделать это Алжиру будет трудно. Но визит Кэмерона дает ему определенную основу для восполнения этого пробела за счет обучения на базе того же SAS. Вопрос в том, захотят ли алжирские лидеры, помнящие пример Ливии, на деле углублять взаимодействие с Лондоном в области антитеррора.
Таким образом, значение визита Д.Кэмерона в Алжир не стоит переоценивать. Вместе с тем, он имеет пусть и небольшие, но шансы стать действительно историческим событием как основа для развития отношений между АНДР и Великобританией в пику той же Франции, до недавнего времени рассматривавшей алжирскую территорию в качестве «своего» рынка.

52.29MB | MySQL:103 | 0,652sec