О развитии ситуации в Сирии

Недавние заявления лидеров сирийской оппозиции в отношении «возможности мирного диалога с правительством Б.Асада об обсуждении «форм и методов мирного диалога» являются по-своему знаковым событием. Знаковым, потому что оно было озвучено руководителем недавно сформированной «Национальной коалиции  оппозиционных и революционных сил» (НКОРС)  А.М.аль-Хатыбом. Это первый сигнал об отходе самых «упертых» оппозиционных Дамаску структур и образований от жестко озвученного ими в самом начале тезиса о «категорической невозможности диалога именно с Б.Асадом и представителями его близкого окружения». Оппозиция (особенно ее либеральное крыло) в разное время выдвигала разные проекты организации такого диалога. В качестве наиболее перспективных фигур для проведения консультаций назывался вице-президент Ф.Шараа и командование национальной армии. Затем эта инициатива «подзаглохла» на фоне усиления вмешательства суннитских монархий, прежде всего Саудовской Аравии и Катара, и их попыток решить «проблему Б.Асада» чисто силовым путем.

Генеральное наступление подконтрольных им боевиков было предпринято в декабре прошлого года.  Цель была очевидна —  захват одного или двух крупных города страны с целью образования в них «правительства национального изгнания», в качестве «костяка» которого предлагалось использовать функционеров НКОРС.  Напомним, что указанная структура еще на этапе своего образования уже попала под плотную опеку Катара и Саудовской Аравии. Например, за месяц до своего назначения на должность командующего военного органа НКОРС «Высшего военного совета» (ВВС) генерал Салим Идрис встречался в Дохе с эмиром Катара Х.Аль-Тани и получил от него «на помощь революции» 8 млн долларов США.

Эр-Рияд и Доха играли ключевую роль в организации и спонсировании учредительной конференции НКОРС. Благодаря их лоббизму, не только удалось собрать на конференции 263 представителей повстанцев, но и обеспечить преимущество среди них «Братьев-мусульман». Широко была представлена и эмиграция исламистов из Иордании, Франции, США.

Аравийские монархии также сумели сломить сопротивление части делегатов и «протащить» в ключевые органы новой коалиции своих ставленников. При этом руководители Сирийской свободной армии (ССА) полковник Р. аль-Асаад, генералы М.аш-Шейх и М.аль-Хадж Али в Высший военный совет не попали. Они считаются в Эр-Рияде «слишком светскими», и, кроме того, они категорически отказывались поддержать решение о переносе штаб-квартиры военного командования из Турции в Сирию. Это решение командования ССА было, в общем-то, предсказуемым, поскольку Анкара не желает терять контроль над деятельностью боевого крыла оппозиции. Кроме того, дальнейшее развитие событий показало утопичность такого проекта: попытка перенести некий штаб в окрестности г.Камышлы потерпела полное фиаско. Курдские отряды выбили исламистов из окрестностей Камышлы. Отметим, что первоначально план переноса штаб-квартиры военного сегмента оппозиции поддерживали и в Вашингтоне.

Саудовцы и катарцы также заняли крайне непримиримую позицию в отношении планов об исключении из членов НКОРС созданной ими структуры «Джабхат аль-нусра». И это им удалось, несмотря на крайнее недовольство американцев, которые затем внесли эту группу в «список террористических организаций». Белому Дому  удалось в этой ситуации лишь пролоббировать официальное разделение политического и военного сегмента.

Нынешний призыв оппозиции к диалогу безусловно связан с тем, что им необходима мирная передышка для перегруппировки сил, которые были серьезно подорваны во время декабрьского наступления. Представляется,  что намерения А.М.аль-Хатыба, помимо этого момента, в данном случае являются попыткой политического руководства НКОРС «перетянуть одеяло на себя» и несколько уменьшить влияние чисто военного крыла.

62.81MB | MySQL:102 | 0,510sec