Ситуация в Египте: январь 2013 г.

Предчувствие хаоса. Такое ощущение возникло при наблюдении за многими событиями, происшедшими в Египте в первый месяц 2013 г. Причем к этому хаосу подталкивали страну своими действиями сразу две стороны — как исламисты всех мастей, и в первую очередь – «Братья-мусульмане», так и светская оппозиция.

1 января издаваемая в ОАЭ газета «Аль-Халидж» сообщила, что спецслужбы страны нейтрализовали связанную с египетскими «Братьями-мусульманами» организацию, занимавшуюся рекрутированием работающих в ОАЭ египтян.

По данным газеты, были арестованы свыше 10 человек, «принадлежавших к этой сети и связанных с руководством египетских «Братьев-мусульман». Все арестованные входили в «руководство организации, которое проводило секретные встречи на территории ОАЭ» и «рекрутировало работающих в Эмиратах египтян».

Одной из функций этой организации «был сбор огромных сумм денежных средств, которые затем нелегально переправлялись «материнской» организации в Египте». Согласно газете, участники этой организации также занимались сбором секретной информации о состоянии армии ОАЭ.

«Аль-Халидж» утверждала, что регулярно проводились встречи представителей руководства египетских «Братьев-мусульман» и верхушки ее эмиратского «филиала», на которых последних  инструктировали о «путях и способах изменения режимов в арабских странах».

Информация газеты не была подтверждена официальными лицами.

В течение 2012 г. власти ОАЭ несколько раз объявляли о нейтрализации исламистских группировок, замышлявших «заговоры против безопасности страны». В частности, 15 июля они сообщили о ликвидации группы, готовившей «заговор против безопасности государства». Тогда шеф полиции Дубая Дахи Халфан обвинил «Братьев-мусульман» в том, что они пытаются свергнуть монархии Персидского залива.

3  января эмиратской газете ответил представитель «Братьев-мусульман» Махмуд Гозлан. Он осудил «несправедливую кампанию»  против его соотечественников в ОАЭ. При этом он утверждал, что выдвинутые в адрес «братьев» обвинения «не имеют никаких оснований».

По данным египетской прессы, большинство арестованных в ОАЭ работало там врачами и инженерами.

Чтобы урегулировать конфликт, в ОАЭ отправились советник президента АРЕ Мухаммеда Мурси Эссам аль-Хаддад и шеф египетской разведки Мухаммед Шахата. Об итогах их миссии ничего не известно.

Напомним: в июне 2012 г. МИД АРЕ вызвало посла ОАЭ в Каире после того, как глава полиции Дубая в Твиттере выразил «соболезнования» арабам и мусульманам в связи с победой Мурси на президентских выборах в Египте. «Мои соболезнования арабам и мусульманам после победы «Братьев-мусульман», так как они никоим образом не представляют ислам, а используют религию в своих интересах», написал генерал, известный своим враждебным отношением к исламистам. По его оценке — и она, к сожалению, во многом соответствует действительности, «революцию /в Египте/ сделала молодежь, а «братья» воспользовались ее результатами».

5 января эмиратская газета «Галф Ньюс» сообщила, что 11 арестованных египтян, состоявших в организации, близкой к «Братьям-мусульманам», предстанут перед судом. Таким образом власти ОАЭ отвергли требование АРЕ освободить их. По данным газеты, об этом решении было объявлено египетской делегации, прибывшей в ОАЭ с целью попытаться освободить арестованных.

В январе сложной оставалась обстановка в Египте в плане безопасности. 4 января египетские спецслужбы объявили о захвате на Синайском полуострове партии противотанковых ракет и переносных зенитных ракетных комплексов /ПЗРК/ американского производства, которые транспортировались в контролируемый исламистским движением ХАМАС сектор Газа.

7 января в Каире было объявлено, что египетская армия предотвратила попытку совершения теракта с помощью заминированной машины против коптской церкви в городе Рафах на границе с сектором Газа. Взрыв должен был прогреметь, когда египетские христиане собрались в церкви для празднования Рождества. Ранее в связи с угрозами со стороны исламистов был отмечен исход коптов из Рафаха.

11 января офицер египетской полиции и шестеро полицейских службы по призыву получили ранения в результате нападения группы неизвестных на патруль, охранявший газопровод, по которому через Синайский полуостров египетский природный газ поступает в Израиль и Иорданию.

5 января египетское официальное информационное агентство МЕНА сообщило о предстоящих на следующий день изменениях в правительстве, и в частности, о грядущей отставке министров внутренних дел и финансов. Ахмеда Гамаледдина и Момтаза ас-Саида должны были сменить Мухаммед Ибрагим и Эль-Морси Эс-Сайед Хегази соответственно.

Про Мухаммеда Ибрагима известно, что он до этого назначения возглавлял пенитенциарную систему Египта. Его предшественника отправили в отставку за то, что он не смог пресечь массовые выступления в декабре 2012 г. против референдума по конституции, предложенного президентом-исламистом Мурси. Хегази считается специалистом по т.н. исламскому финансированию, осуществляемому т.н. исламскими банками. Про него известно, что он близок к «Братьям-мусульманам». Что касается его предшественника, то незадолго до отставки М.ас-Саида регулярно критиковали «братья», считавшие его слишком близким к бывшим военным руководителям страны.

Всего предполагалось сменить 10 министров. Обещание изменить состав правительства сделал еще 26 декабря 2012г. президент-исламист Мухаммед Морси. Он утверждал тогда, что эти изменения будут направлены на то, чтобы страна могла лучше противостоять экономическому кризису.

6 января 10 новых министров принесли присягу президенту Мурси. Во главе правительства остался Хишам Кандиль. Выступая на церемонии присяги, Мурси потребовал от правительства «увеличить усилия по стабилизации страны, восстановлению нормальной работы экономики, привлечению инвестиций, поощрению туризма, созданию новых рабочих мест и улучшению работы госучреждений».

Благодаря произведенным изменениям в кабинете, «Братья-мусульмане» усилили свои позиции в правительстве, получив три дополнительных портфеля. Их представители заняли в целом 8 из 35 министерских постов.

7 января Египет возобновил переговоры с МВФ относительно условий получения кредита в 4,8 млрд долларов. После встреч с президентом, премьер-министром и новым министром финансов представитель МВФ Ахмед Масуд сообщил, что «в ближайшие недели» в Египет прибудет «техническая группа» от МВФ для продолжения переговоров.

Новым египетским властям есть от чего тревожиться. По оценке экономиста Ахмеда ан-Наггара из Центра стратегических исследований «Аль-Ахрам», «все экономические показатели Египта очень тревожные». По его данным, за два года после «революции» доходы от туризма сократились с 13 млрд долларов в год до 8,8 млрд, безработица выросла с 9 до 12%, причем реальный ее уровень еще больше, валютные резервы Центробанка сократились с 36 до 15 млрд долларов – этих средств хватит на оплату импорта всего на три месяца. Всего за несколько дней января курс египетского фунта по отношению к доллару упал с 6 фунтов за доллар до 6,4. Центробанку пришлось ввести меры по ограничению вывоза валюты.

По данным министра планирования Ашрафа Абделя Фаттаха аль-Араби, «если строгие меры экономии не будут предприняты», в 2012 – 2013 налоговом году бюджетный дефицит может составить 31 млрд долларов.

Со своей стороны МВФ в качестве условий предоставления кредита требует отметить поддержание государством низких цен на бензин и продукты питания первой необходимости. Если эта мера будет принята, Египет вряд ли избежит социального взрыва. К тому же президент Мурси едва ли отважится на нее за два месяца до парламентских выборов. Поэтому ряд экономистов считает, что ближайшие месяцы для Египта будут критическими.

Этот прогноз подтвердился уже 10 января, когда ушел в отставку управляющий Центральным банком Египта Фарук аль-Укда. На этом посту его заменил Хишам Рамез, ранее работавший заместителем управляющего Центробанка. На последовавшей затем пресс-конференции Ф.аль-Укда заявил, что для него настало время покинуть пост, который он занимал с 2003 года.

В течение января с официальным Каиром плотно работал Тегеран с тем, чтобы позиция Египта не мешала тому видению урегулирования кризиса в Сирии, которого придерживаются Россия и Иран. 10 января в ходе визита в Каир глава МИД ИРИ Али Акбар Салехи призвал страны, соседствующие с Сирией содействовать политическому урегулированию сирийских проблем с тем, чтобы воспрепятствовать любому иностранному вмешательству. «Я призываю страны, соседствующие с Сирией, объединиться с тем, чтобы достичь сирийско-сирийского решения проблемы и не допустить какого-либо иностранного вмешательства», — сказал он после встречи с президентом Мурси.

В течение января исламисты вовсю использовали методы, которые применяла команда Мубарака для нивелирования протестных выступлений оппозиции. 13 января группа неизвестных в масках атаковала представителей оппозиции, разбивших свой лагерь близ резиденции президента-исламиста Мурси. В результате завязавшихся столкновений ранения получили порядка 25 человек, в том числе 7 полицейских.

Обстановка хаоса в Египте во многом привела к тому, что 15 января в пригороде Каира Гизе сошел с рельсов состав, перевозивший призывников. В результате этого ЧП погибли 19 человек. свыше 100 получили ранения. В тот же день полиция применила слезоточивый газ на вокзале в Александрии, откуда отправлялся «смертельный» поезд, чтобы разогнать протестовавших против хаоса на египетских железных дорогах. Трагедия в Гизе стала пятой по счету, происшедшей на египетских железных дорогах со времени прихода в июне 2012 г. президента-исламиста.

Сразу после начала французской военной операции в Мали ряд исламистских организаций решил организовать манифестации протеста в Каире. В этой связи 15 января Франция потребовала от Египта обеспечить безопасность ее интересов в этой стране, и в частности, диппредставительств и французских школ.

Одна из таких манифестаций состоялась 18 января у посольства Франции в Каире. Участвовавшие в ней несколько сотен исламистов салафитского толка обвинили Париж в ведении «войны против ислама». Среди участников акции был замечен Мухаммед аз-Завахири – брат главаря «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири. Полиция успела заблокировать подходы к зданию посольства автофургонами.

21 января противников французской операции в Мали поддержал президент Египта. Выступая в Эр-Рияде на арабском экономическом форуме, он заявил, что Египет «ни в коем случае не одобрит военное вмешательство в Мали». В ответ Париж заметил, что заняв такую позицию в отношении операции в Мали, Каир «оказался в меньшинстве».

24 января в роли прорицателя выступил бывший глава правительства Египта Ахмед Шафик. Выступая в эфире одного из телеканалов, он предсказал, что Египет не будет жить долго под властью «Братьев-мусульман», которых сметет новая «неизбежная» революция. После минимального поражения на президентских выборах в июне 2012 г. /по неофициальным данным, победителем тех выборов был именно Шафик/ экс-премьер проживает в Дубае.

24 января прозвучал и другой сигнал, возможно, инициированный «Братьями-мусульманами». Неизвестная доселе исламистская группировка «Каида аль-джихад в Египте» пригрозила прибегнуть к силе, чтобы защитить президента-исламиста Мурси от нападок со стороны «светских сил и крестоносцев». В стране, где все оказалось «схвачено» исламистами, такой демарш вряд ли был возможен без согласия руководства «братьев», которые в свое время имели вооруженное крыло.

В Египте с тревогой ожидали день 25 января, в ходе которого оппозиция призвала египтян отметить как вторую годовщину египетской «революции», так и выступить против исламистов, «узурпировавших власть и укравших достижения революции». Но не либеральная оппозиция стала главным противником исламистов. Роль лидера взяли на себя организации футбольных болельщиков, объединившихся под названием «Блэк блок». Именно активисты этой неформальной организации были полны решимости разговаривать с исламистами исключительно на языке силы.

Опасаясь оппозиции, «братья» 27 января потребовали от президента Мурси вновь ввести в стране чрезвычайное положение. Напомним: чрезвычайное положение действовало в Египте почти 30 лет после убийства президента Анвара Садата, и оно было отменено некоторое время спустя после египетской «революции».

Признанный «демократ» Мурси ввел ЧП сроком на 30 суток в Порт-Саиде, Суэце и Исмаилии 28 января. Основание для этого было – всего за три предшествовавших дня в результате беспорядков погибли 46 человек. Население этих городов демонстративно проигнорировало указ Мурси несмотря на то, что в эти города вошли войска.

Согласно новой конституции, продолжительность режима ЧП, введенного президентом, может составлять всего 7 дней. Затем продление этого режима может быть одобрено лишь не существовавшим на тот момент парламентом. Днем ранее Мурси призвал оппозицию к диалогу.

28 января египетская оппозиция отвергла призыв Мурси к диалогу. Соответствующие заявление прозвучало из уст лидеров Фронта национального спасения /ФНС/ Мохамеда эль-Барадеи, Амра Мусы и Хамдина Саббахи.

Тем временем Мурси шаг за шагом закручивал гайки, возвращая страну в эпоху Мубарака, а может – двигаясь к еще более жесткому режиму. 28 января  верхняя палата египетского парламента одобрила проект закона, позволяющего властям в период до проведения выборов в нижнюю палату парламента использовать армию для борьбы с беспорядками. Он также наделил военных не так давно отобранным у них правом задерживать гражданских лиц. Всего лишь несколько месяцев назад именно «братья» были во главе тех, кто лишил военных этих прерогатив. Но времена меняются быстро…

Принятые властями меры никого не напугали – 28 января в центре Каира возобновились столкновения между силами безопасности и оппозицией, в которых и те, и другие применили огнестрельное оружие.

В последний момент вмешалась, похоже,  долго ждавшая этого, египетская армия. 29 января министр обороны АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси предупредил, что продолжение противостояния в Египте между властями и оппозицией чревато развалом государства.

29 января организация «Блэк блок» была объявлена египетскими властями «террористической». Армия и полиция получили указание властей задерживать участников группы и ее сторонников. Численность штурмовых отрядов группы оценивается в 10 тысяч человек.

Ранее в «Фейсбуке» появилось заявление «Блэк блок». «Мы не принадлежим ни  к какой группе, партии или политическому движению, не являемся группировкой, якобы финансируемой коптской церковью, как это пытаются представить «Братья-мусульмане. Мы – порождение крови мучеников, наша единственная цель – возмездие за гибель людей», — отмечалось, в частности, в заявлении. Именно эта группа в новых условиях может повести за собой другие организации оппозиции.

30 января с целью прекращения насилия в стране М.эь-Барадеи призвал власти к скорейшей встрече с оппозицией. В это время Мурси находился с визитом в Германии, где он громко пообещал, что Египет станет правовым государством. С учетом обстановки в АРЕ он сократил программу визита. В тот же день случилось ранее немыслимое – либералы из ФНС и салафиты из партии «Ан-Нур» выступили с совместной инициативой по урегулированию кризиса. Они, в частности, предложили сформировать правительство «национального единства», создать комиссию по внесению поправок в спорные статьи недавно принятой конституции, учредить комитет по расследованию трагических событий предшествовавших дней.

Уже 31 января ведущие политические силы Египта подписали соглашение о прекращении насилия. Свои подписи под этим документом поставили представители ФНС, «Братьев-мусульман», салафитов, революционной молодежи и церквей Египта.

В любом случае объявленное 31 января перемирие вряд ли долго проживет. Он выгодно только «Братьям-мусульманам», а значит, впереди – новые столкновения, чреватые хаосом.

52.24MB | MySQL:103 | 0,450sec