Салафиты Туниса

В декабре 2012 г. президент Туниса М. Марзуки в интервью публично признал, что его правительство недооценивало опасность, исходящую от радикальных исламистов в Тунисе.

На протяжении всей новейшей истории в Тунисе наблюдались спорадические проявления религиозного экстремизма. Некоторые районы Туниса — традиционно более консервативны в религиозном плане, чем другие провинции страны. В этих районах власти всегда сталкивались с трудностями в плане проведения модернистской политики как в колониальный период, так и после обретения независимости. Светские режимы Х. Бургибы и З. Бен-Али были чужды консервативным мусульманам из южных районов Туниса, на развитие которых выделялись значительные средства из-за значительного разрыва в уровне жизни.

Бургиба и Бен-Али стремились максимально ограничить власть традиционных религиозных учреждений и уменьшить влияние религии в тунисском обществе. Например, вскоре после прихода к власти Бургибы власти демонтировали религиозный центр Зейтуна и других исламских институтов с их многовековыми традициями обучения. Жесткие меры в отношении консервативных религиозных авторитетов заставили многих мусульман еще больше углубиться в религию. В стране годами происходила поляризация общества, увеличивался разрыв между светской элитой и более консервативными кругами широкой общественности. Это стало особенно очевидным, когда урбанизации подверглись многие консервативные мусульмане в крупных мегаполисах.

Самая серьезная оппозиционная структура светской элите образовалась в лице исламистского движения «Джамаа Исламия», переименованного в 1981 г. в «Исламское движение тенденция», а затем в 1989 г. — в «Ан-Нахда». Хотя эта организация умеренная, тем не менее годы преследования «нахдовцев» способствовали уходу наиболее радикально настроенных ее активистов и создания ими джихадистских группировок.

В августе 1987 г. четыре бомбы взорвались в четырех отелях в городах Сусс и Монастир, ранив 13 человек. Ответственность взяла на себя ячейка «Исламский джихад», которая больше не проявляла себя в этой стране. Среди наиболее известных акций — теракт в синагоге г. Джерба в 2002 г. Нападение привело к гибели 21 человек, в том числе 14 туристов из Германии, пяти тунисцев и двух французских граждан.

В 2006 г. небольшая группа из пяти тунисцев и одного мавританца пыталась создать в Тунисе радикальную исламистскую организацию, ставившую перед собой цель свержения правящего режима Бен-Али. Члены группировки прошли обучение на базах Салафитской группы проповеди и джихада.

После свержения режима Бен-Али в 2011 г. в Тунисе быстрыми темпами начался процесс возрождения  радикального салафизма. Ультраконсервативные мусульмане, получив оружие с разграбленных складов, полицейских участков и арсеналов армии Каддафи, неоднократно вступали в вооруженные столкновения с силами правопорядка в разных регионах Туниса. В мае 2012 г. салафиты  напали на полицейский участок, а также на магазины по продаже алкоголя в провинции Эль-Кефе. В июне они бросили бутылки с зажигательной смесью в несколько офисов крупнейших торговых союзов. В сентябре 2012 г. салафиты вышли на улицы в знак протеста против американского фильма о пророке Мухаммеде и ворвались в посольство США в Тунисе.

Кроме того, два тунисских джихадиста были арестованы в октябре 2012 г. за предполагаемое участие в нападении на посольство США в Ливии. В декабре 2012 г. тунисские власти арестовали членов салафитской ячейки, связанной с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКИМ), включая трех ливийцев. Члены группы, известной как «Укба ибн Нафаа», прошли подготовку в Алжире и Ливии. Их задачей было создание филиала АКИМ в Тунисе для проведения подрывной работы по дестабилизации ситуации в стране. Они стремились организовать тунисский филиал АКИМ с целью свержения правительства с помощью силы.

Тунисские граждане участвуют в боевых действиях в государствах победившей «арабской весны». В конце декабря 2012 г. спецслужбами страны была выявлена ячейка АКИМ, в задачи которой входило ведение саботажа и нагнетание антиправительственных настроений в Тунисе.

Радикальные исламисты быстро стали дестабилизирующим фактором, несмотря на то, что большинство ультраконсервативных мусульман в Тунисе принадлежат к так называемым научным салафитам, которые отвергают использование насилия и сосредоточены на проповеди «чистого» ислама. Большинство научных салафитов аполитичны, но в последнее время некоторые из них также решили присоединиться к политической игре, создали салафитский «Фронт реформ» (Джабха аль-Ислах), «Хизб ат-Тахрир». Обе организации выступают за создание халифата, но «Фронт реформ» выступает за постепенное преобразование общества для достижения этой цели, в то время как «Хизб ат-Тахрир» ориентирован на революцию.

По предварительным подсчетам, численность салафитов в Тунисе оценивается в 10 тыс. человек при численности населения 10,7 млн человек.

Недавний всплеск салафизма связан с несколькими факторами. Наиболее решающим стало возвращение в страну и выход на свободу из тюрем после начала революционных событий ведущих активистов и идеологов салафизма: таких как С. Хусейн (также известный как Абу Ияд). Он был арестован при режиме Бен-Али за радикальную исламистскую деятельность. С. Хусейн создал радикальную исламистскую организацию «Ансар аш-Шариа», которая стоит за нападением на посольство США в Тунисе в сентябре 2012 г. Он ветеран «афганского джихада» и был приговорен к 43 годам лишения свободы в Тунисе. После получения помилования от нового исламистского режима он посвятил себя продвижению салафизма и шариата в стране. С. Хусейн выражает сожаление по поводу оттока молодых сторонников «чистого ислама» в Сирию и Мали в то время как «они нужны для укрепления позиций салафитов в Тунисе».

Экономические трудности  также способствуют укреплению влияния салафитов. Чувство обиды и безысходности на власть фундаменталисты используют в своих интересах. В юго-западных регионах Туниса уровень безработицы составляет почти 30%, а среди молодежи этот показатель еще выше. К концу 2012 г. радикальная исламистская группировка «Ансар аш-Шариа» создала 85 тыс. рабочих мест в частном секторе и оказала содействие местным жителям в ремонте более 30 тыс. домов.

«Ансар аш-Шариа» стала авангардом радикального салафизма в Тунисе. В мае 2012 г. эта организация устроила массовый митинг в г. Кайруане, собрав до 5 тыс. салафитов.

Получение религиозной свободы в молодой демократии в Тунисе позволило ультраконсервативным религиозным ученым приезжать в Тунис из зарубежных стран. Один из ведущих радикалов Туниса, Шейх аль-Идриси, слепой исламский ученый, выступает за возвращение в Тунис халифата, отвергает участие салафитов в политическом процессе даже в таких радикальных организациях, как «Джабха аль-Ислах», утверждая, что группировки, выступающие с позиций «чистого ислама», не могут участвовать в политической системе, которая не создана по законам шариата.

В сферу влияния салафитов попали традиционные места пропаганды идеологии «чистого ислама» — мечети. По оценкам тунисского правительства, из 5 тыс. мечетей в стране около 500 находятся под контролем радикальных исламистов.

Рост напряженности в Тунисе между исламистским правительством, светскими политическими силами и радикальными салафитами достиг своего максимума 6 февраля с.г. после убийства одного из ведущих светских политиков — Ш. Белаида. В течение нескольких часов сгорела штаб-квартира правящей исламистской партии «Ан-Нахда», тысячи протестующих собрались у здания Министерства внутренних дел и потребовали ухода в отставку действующего правительства и смены режима. Несмотря на то что виновные до сих пор не найдены, подозрение широких масс упало на сторонников «Ан-Нахда» и салафитских группировок. Именно две политические силы радикальной и умеренной салафитской направленности стали основными объектами критики Ш. Белаида. Убийство произошло в самый разгар политического кризиса, вызванного необходимостью «нахдовцев» сформировать коалиционное правительство и их нежеланием делиться важными постами в кабмине. На этом фоне в Тунисе продолжается рост активности радикальных исламистов. В стране было продлено еще на месяц чрезвычайное положение вследствие столкновений между силами безопасности и радикальными исламистскими группировками, выступающими за создание «истинно исламского государства». На нефтяных объектах страны были введены дополнительные меры безопасности после теракта в алжирском Ин-Аменасе.

В декабре 2012 г. 16 боевиков группировки «Укба ибн Нафаа» намеревались провести серию терактов в Тунисе. Члены группировки создали базу в горной лесистой местности Джабаль Чамби провинции Кассерин. Как отмечают местные СМИ, члены организации прошли подготовку в военно-тренировочных лагерях ливийской «Ансар аш-Шариа» в районе Абу Салим в Триполи, Зинтан в Джабаль аль-Гарби (западная Ливия) и Джабаль аль-Ахдар (восточная Ливия). В приграничных с Ливией районах страны на порядок увеличилась контрабанда оружия. Заметно ослаблен пограничный контроль, процветает коррупция. Наряду с этим хорошо оснащенные экстремистские группировки нередко прибегают к угрозам в адрес состава пограничных пунктов, что является «достаточным основанием» для беспрепятственного перехода на территорию другого государства.

Наряду с этим нельзя сбрасывать со счетов значительное число радикальных исламистов тунисского происхождения, которые принимают участие в боевых действиях в Сирии. В конце декабря 2012 г. сирийские власти опубликовали список из 108 уничтоженных боевиков-иностранцев, в числе которых было 48 тунисцев. Алжирский премьер-министр А. Селляль заявил, что среди убитых террористов в Ин-Аменасе было 11 тунисцев. Это означает, что реальная проблема Туниса еще впереди, когда эти бойцы вернутся домой, обученные и имеющие опыт пропагандистской деятельности. В перспективе Тунис может стать плацдармом для джихадистского движения. Горные районы страны могут превратиться в идеальное место для организации здесь военно-тренировочных лагерей.

52.27MB | MySQL:103 | 0,543sec