Форум стран-экспортеров газа: прошлое, настоящее и будущее

Сегодня существует определенный информационный вакуум относительно текущей деятельности и будущих планах Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Более того, немногочисленные заметки, рассказывающие об этой организации, часто содержат ложные или неподтвержденные данные. Например, в в качестве синонима ФСЭГ твердо укоренилось выражение «газовая ОПЕК», которое, на самом деле, в корне противоречит сути и уставным целям Форума.

Что же в действительности представляет собой данная организация? И каково ее будущее? Ответам на поставленные и многие смежные вопросы посвящена эта статья.

Вначале следует обратиться к истории возникновения ФСЭГ. Решение о преобразовании действовавшего с 2001 г. в качестве неформального объединения форума с одноименным названием в международную организацию было принято в ходе 7-ой министерской встречи ФСЭГ 23 декабря 2008 г. в Москве: министры энергетики стран-участниц приняли устав Форума и подписали межправительственное соглашение. Кроме того, было определено месторасположение штаб-квартиры ФСЭГ.

Сразу отметим, что, согласно уставу, Форум имеет три управляющих органа: министерская встреча (как правило, проводится раз в год), исполнительный совет и секретариат. Министерская встреча является высшим органом управления ФСЭГ, а исполнительный совет управляет делами Форума между министерскими встречами. Для технического и организационного обеспечения работы организации создан Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Деятельность организации финансируется за счет взносов стран-участниц в бюджет ФСЭГ.

В декабре 2009 г. в рамках очередной министерской встречи на пост Генерального секретаря организации единогласно был избран российский кандидат Л.В.Бохановский.

Надо сказать, что на тот момент данное событие было вполне ожидаемым и прогнозируемым. Дело в том, что в 2008 г., несмотря на предложение российской стороны разместить в Санкт-Петербурге штаб-квартиру созданной организации, государства-участники ФСЭГ приняли решение в пользу Катара, столица которого (Доха) и стала местом расположения секретариата Форума.

В этой связи вполне закономерно, что замыкающий мировую тройку по запасам «голубого топлива» эмират поделил «сферы влияния», отдав пост главы секретариата (до официального назначения генерального секретаря его обязанности исполнял вице-премьер Катара А.аль-Атыйя) представителю России, лидирующей по запасам природного газа.

До недавнего времени членами ФСЭГ являлись 11 государств, включая Алжир, Боливию, Венесуэлу, Египет, Иран, Катар, Ливию, Нигерию, Россию, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинею.

По итогам 13-ой министерской встречи, состоявшейся 13 ноября 2011 г. в Дохе, в состав организации вошел Оман.  В мероприятиях Форума также участвуют Казахстан, Нидерланды и Норвегия, носящие статус наблюдателей.

В 2012 г. стало известно, что Ирак получил статус наблюдателя ФСЭГ.Соответствующая договоренность была достигнута в апреле прошлого года на 12-ом заседании исполнительного совета ФСЭГ.

В соответствии с уставом, Соглашение о функционировании ФСЭГ открыто для присоединения Брунея, Индонезии, Малайзии, Туркменистана и ОАЭ, которые ранее принимали участие в деятельности неформального Форума. В дальнейшем любая другая страна-экспортер газа, разделяющая общие интересы и цели организации, может войти в ее состав.

Необходимо отметить, что при создании ФСЭГ звучали весьма полярные оценки, содержащих обвинения в создании картеля. При этом называть ФСЭГ картелем некорректно, поскольку в уставе организации не предусмотрено никаких рычагов, позволяющих ей регулировать цены на газ.

Напротив, ФСЭГ не может заниматься квотированием газодобычи, а основная его задача, согласно уставу, следующая: обеспечение суверенных прав стран-членов на собственные запасы природного газа и возможность самостоятельно планировать и обеспечивать экологически устойчивую, бережную и эффективную разработку и использование газа в интересах своих народов, обмен опытом, мнениями и информацией по ключевым аспектам развития газовой промышленности.

Справедливости ради следует отметить, что идея превращения организации из дискуссионной площадки в эффективную международную организацию, которая бы могла серьезно влиять на механизм ценообразования в сфере экспорта природного газа, существует и той или иной степени лоббируется некоторыми членами организации.

Это вполне объяснимо, поскольку входящие в Форум государства-экспортеры суммарно владеют более 60% мировых запасов природного газа и суммарно поставляют на внешние рынки более 40% мирового экспорта.

Статистические данные о запасах и экспорте «голубого топлива» государств-членов ФСЭГ приведены в таблице.

 

Таблица

Запасы и экспорт природного газа стран-участниц ФСЭГ в 2011 г.

Страна

Запасы природного газа, трлн м3

Экспорт природного газа, млрд м3

Россия

44,6

203,9

Иран

33,1

8,4

Катар

25

94,9

Венесуэла

5,5

н/д

Нигерия

5,1

24

Алжир

4,5

55,8

Египет

2,2

15,2

Ливия

1,5

9,8

Оман

0,9

11,5

Тринидад и Тобаго

0,4

20,4

Боливия

0,3

11,7

Экваториальная Гвинея

0,04

5,2

Всего в мире

208,4

1108

 

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2012, CIA World Factbook 2012, GECF

Учитывая солидные запасы и экспорт сырья, становится вполне логичным желание стран ФСЭГ регулировать для потребителей стоимость газа естественно и закономерно, но добиться этого отнюдь не просто, так как существуют «камни преткновения».

Во-первых, отсутствие единого мирового газового рынка (наподобие нефтяного).

Сегодня идет его постепенное формирование, но этот процесс еще далек от финальной стадии. Пока же имеется множество региональных рынков, которые разнятся в отношении спроса и предложения.

Кроме того, это обуславливает острую конкуренцию в стане поставщиков за расширение географии потребителей. Например, собираясь наращивать экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, Катар тем самым создает определенные трудности «Газпрому», главенствующему на рынках Европы, а также алжирской госкомпании «Сонатрак». В свою очередь, Москва всерьез нацелена на азиатские рынки, которые считаются основным местом сбыта катарского сырья.

Во-вторых, ситуацию осложняет внутренне- и внешнеполитический фактор.

Речь прежде всего идет о восстаниях в некоторых арабских странах, которые повлекли за собой смену правящих режимов, а также привели к изменениям расстановки сил на энергетическом поле этих государств.

Так, Египет и Ливия всерьез ощутили на себе последствия «арабской весны». Кроме того, в составе Форума, помимо этих двух государств, входят Катар, Оман, Алжир, на территории которых в будущем также могут быть разыграны подобные сценарии. Не стоит забывать и про обложенный санкциями Иран, который априори антагонистически настроен в отношении арабских визави, особенно в углеводородных вопросах.

В-третьих, следует учитывать различную газовую политику государств-поставщиков.

Например, большинство из них, включая Россию, экспортируют преимущественно трубопроводный газ на основе долгосрочных контрактов и, как следствие, заинтересованы в сохранении стабильности ежегодных поставок по заранее согласованной цене, которая останется не зависящей от изменившейся впоследствии конъюнктуры.

В используемых экспортерами долгосрочных договорах на трубопроводные поставки природного газа цена за газ привязана к нефтепродуктам и рассчитывается по определенной формуле.

В свою очередь, Катар является мировым лидером по экспорту СПГ и в его интересах – осуществление скорых поставок по спотовой цене, зависящей от текущего рыночного спроса в определенное время и не привязанной к долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, Россия поддерживает предложения о разработке в рамках ФСЭГ механизма рыночного ценообразования на газ, который даст возможность поставщикам использовать его при заключении новых долгосрочных договоров.

По заявлению вице-премьера Катара А.аль-Атыйи, наиболее эффективным путем для достижения стабильности на мировых энергетических рынках является применение механизма привязки цен на газ к стоимости нефти. По словам катарца, если между странами-экспортерами газа будет достигнута договоренность о соответствующем механизме ценообразования, то газовый рынок станет доступным для всех, поскольку отпадет необходимость делать выбор направления экспорта газа в зависимости от предлагаемой цены импортера.

Тем не менее, А.аль-Атфйя выступает против создания газового картеля. Дело в том, что идея формирования «газовой ОПЕК» продолжает активно обсуждаться как экспортерами, так и импортерами газа. Против этого активно «работают» США, Канада, Австралия, а также многие члены ЕС, и катарцы вынуждены учитывать этот факт, опасаясь, что их обвинят в картельном сговоре и вопрос будет передан в международный арбитраж.

В этой связи катарская сторона очень старательно уходит от вопросов выработки реального механизма ценообразования на газовом рынке. За долгое время работы в Катаре автору так и не удалось услышать из уст местных газовиков более или менее четкого ответа по существу.

Все заявления катарцев сводились лишь к тому, что экспортерам следует продавать углеводороды всем потребителям по максимально высокой цене, чем, якобы, Катар и занимается.

Таким образом, учитывая влияние геополитического, экономического, географического и некоторые иные факторов, не позволяющих поставщикам выработать четкую позицию в отношении экспорта сырья, говорить о качественной эволюции ФСЭГ и его эффективной способности диктовать цены потребителям с учетом скоординированной позиции основных экспортеров пока преждевременно.

К тому же, складывается впечатление, что, несмотря на проведение Первого газового саммита ФСЭГ 15 ноября 2011 г., к настоящему моменту эта международная организация до сих пор не закончила периодом своего становления.

В июле 2010 г. на внеочередной сессии исполнительного совета ФСЭГ в Дохе секретариат Форума представил концепцию «Глобальной газовой инициативы», включая создание Международного института газа, запуск PR-компании по продвижению природного газа на рынки, разработку модели спроса и предложения газа, учреждение фонда для финансирования этой деятельности. Признано целесообразным использовать эти наработки в будущем при определении долгосрочной стратегии деятельности ФСЭГ.

В сентябре-октябре 2010 г. Генеральный секретарь Форума осуществил ряд рабочих поездок: в Малайзию, Бруней, Ливию, Египет, Экваториальную Гвинею. Он также провел консультации с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, в ходе которых обсуждались перспективы взаимодействия ФСЭГ со специальными учреждениями ООН.

2 декабря 2010 г. в ходе 11-ой министерской встречи ФСЭГ были одобрены разработанные секретариатом основные направления стратегии развития организации и плана работы на 2011-2015 гг. Также была поставлена задача создания при секретариате Форума исследовательского подразделения и достигнута договоренность запустить собственную имитационную модель газового рынка. Тогда же было принято решение о проведении Первого газового саммита ФСЭГ на уровне глав государств и правительств в Дохе.

Итак, секретариат ФСЭГ предпринимает попытки организационного плана с целью превращения Форума в действенную профильную организацию в сфере газа, которая смогла бы четко отстаивать интересы всех своих участников.

Однако, по мнению катарской стороны и некоторых представителей стран-участниц ФСЭГ, сегодня Форум лишь декларирует необходимость разработки всемирной модели газового рынка и долгосрочной стратегии развития международной организации, а на практике не только не перешел к существенному наполнению данной инициативы, но и окончательно не завершил подготовительный процесс.

Кроме того, основные цели организации, заключающиеся в обеспечении безопасности спроса и предложения на рынке газа, активизации инвестиционных потоков в газовую отрасль, а также в выработке единой и солидарной позиции стран-участниц ФСЭГ в глобальном энергетическом диалоге, так и были достигнуты.

Стоит напомнить, что в ходе переговоров о формализации ФСЭГ, разработке его учредительных документов Россия исходила из того, что создание картеля газовых экспортеров по типу существующего нефтяного картеля ОПЕК означало бы заключение соглашения между его участниками о разделении рынка и, соответственно, введение механизма квотирования, что обеспечило бы минимизацию потерь от конкуренции и ценовых скачков в условиях либерализации европейского рынка.

Организация так и не стала газовым картелем, а до сих пор осталась «дискуссионным клубом». Это отнюдь не случайно, ибо за все время своего существования, несмотря на озвученные инициативы, ФСЭГ не только не начинает процедуру решения экономических проблем мировой газовой отрасли на основе баланса интересов потребителей и производителей.

Это касается отсутствия у стран-участниц ФСЭГ согласованной позиций по перспективам развития газовых рынков, чтобы избежать нецивилизованной конкуренции.

Кроме того, из-за решения организацией второстепенных технических и процедурных вопросов деятельности Форума сильно затянулся процесс разработки новой модели ценообразования на газ с учетом его высоких экологических преимуществ по сравнению с другими энергетическими ресурсами.

Помимо этого, сохраняющаяся на Ближнем Востоке и в Северной Африке крайне сложная политическая ситуация косвенно отражается и на деятельности ФСЭГ.

Так, открыто проявились признаки внутреннего соперничества между Ираном, Алжиром, Катаром, Ливией, которое, судя по всему, будет только нарастать.

2 июня 2011 г. в Каире состоялась 12-ая министерская встреча Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Неожиданным стало то, что Катар, являющийся местом нахождения штаб-квартиры Форума, а также принимающей стороной Первого газового саммита ФСЭГ, проигнорировал прошедшую встречу, сославшись на «чрезвычайные обстоятельства», связанные с возможным покушением на официальных катарских лиц со стороны ливийских наемников в аэропорту.

Тем не менее, через несколько дней после июньской встречи министр энергетики и промышленности Катара М.Сада, который должен был на ней присутствовать, полетел в Вену на заседание Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), не выражая никакого опасения за свою жизнь.

Как удалось узнать автору в ходе контактов с представителями министерства энергетики Катара, подобный «демарш» Дохи был на самом деле вызван тем, что на министерской встрече присутствовал представитель Ливии М.Матуг, который является «доверенным лицом» М.Каддафи.

Кроме того, еще одной причиной отсутствия катарской делегации на каирской встрече являлась неопределенность в вопросе об уровне представительства на запланированном саммите (первоначально ожидался уровень глав государств и правительств).

В частности, не было ясно, кто конкретно будет представлять страны-участницы ФСЭГ на данном мероприятии. Как и в вопросе механизма ценообразования на углеводороды, катарские собеседники старательно уходили от ответа на вопрос об уровне представительства на саммите. Тем не менее, как и ожидалось, основные сложности коснулись арабского и персидского векторов этой организации.

В Алжире активизировались антиправительственные движения, что вообще ставило под сомнение сохранение у власти нынешнего главы государства.

Сложная ситуация сложилась и в Египте, где на тот момент не было президента, а фактическая власть была сосредоточена у правящего Высшего совета вооруженных сил во главе с М.Тантауи и принявшего присягу переходного правительства, которым руководил премьер-министр И.Шараф.

Также не было никакой ясности в отношении Ливии, так как внутриполитическая обстановка в стране весьма напряженная.

Иранский президент приехал бы на мероприятие лишь в том случае, если предварительно бы получил весомые гарантии, что следующим генеральным секретарем ФСЭГ будет избран представитель Тегерана.

Таким образом, межгосударственное противоречие на политической почве, отсутствие согласия лидеров всех государств-членов ФСЭГ принять участие во встрече на высшем уровне, а также нерасторопность принимающей стороны, которая до последнего момента не сдвигалась с мертвой точки в процессе подготовке к данному мероприятию, не оставляют сомнений в том, что проводить саммит 15 ноября 2011 г. было преждевременно и нелогично.

На заседании исполнительного совета ФСЭГ,  прошедшем в Катаре в феврале 2011 г., было принято решение о создании Специальной группы высокого уровня (СГВУ) по подготовке данного мероприятия. Состоялось четыре заседания СГВУ.

С одной стороны, работа специальной группы продемонстрировала ожидания большинства участников Форума, что саммит позволит придать деятельности организации серьезный импульс и выведет ее на новый институциональный уровень. С другой – очевидна недостаточная степень консолидированности позиций сторон, которая, даже при позитивном проведении саммита, может стать основным «камнем преткновения» на пути к успешному будущему самой организации.

В этой связи примечательно, что 3-е заседание СГВУ впервые проходило в отсутствии кворума, составляющего 2/3 от общего числа участников.

Из 11 государств-членов ФСЭГ не присутствовали Нигерия, Боливия, Экваториальная Гвинея, а также Ливия, представителю которой Катар отказал в выдаче визы, что не только не соответствует должному поведению принимающей стороны, но и противоречит общему духу самой межправительственной организации, членам которой априори надлежит не «осложнять жизнь» друг другу, мотивируя подобную линию политическими разногласиями.

Справедливости ради замечу, что Нигерия и Боливия на протяжении длительного времени игнорируют мероприятия Форума, причем вторая не платит и ежегодные взносы. Еще одним «аутсайдером» организации является Экваториальная Гвинея, которая также не проявляет особой активности в работе ФСЭГ.

Тем не менее, Первый газовый саммит ФСЭГ все-таки состоялся в Дохе под девизом: «Природный газ — ответ на вызовы устойчивого развития XXI века». Однако уровень представительства на нем едва ли соответствовал статусу встречи в верхах.

Из первых лиц государств в работе саммита приняли участие лишь эмир Катара Х.Аль-Тани, президент Алжира А.Бутефлика (о его появлении на встрече заранее не сообщалось), президент Экваториальной Гвинеи Т.Мбасого, а также глава Переходного национального совета Ливии М.А.Джалиль. Россию представлял министр энергетики С.И.Шматко.

Надо сказать, что уже за полгода до проведения саммита в рабочих графиках российских первых лиц поездка в Катар не значилась, что связано не только со слабой заинтересованностью высшего российского руководства деятельностью ФСЭГ, но и отсутствием надлежащего экономического и инвестиционного сотрудничества между Москвой и Дохой.

Президент Ирана М.Ахмадинежад в самый последний момент отказался принять участие в саммите, делегировав вместо себя министра нефти Р.Каземи. Некоторые эксперты считают, что это произошло из-за давления Катара на Сирию.

Однако, по мнению автора, здесь две другие причины.

Во-первых, за два дня до саммита прошла министерская встреча, на которой полномочия действующего генерального секретаря были продлены на два года, и иранцам остается довольствоваться лишь тем, что незадолго до этого их представитель занял должность директора административного и финансового департамента организации.

Во-вторых, отсутствие на саммите российских лидеров, присутствие которых некоторые участники ФСЭГ использовали бы для пиара и поднятия собственного политического имиджа на международной арене, во многом внесло изменения в первоначальные планы иранского главы.

Несмотря на столь «скромное» представительство, сам факт проведения саммита, по мнению катарской стороны, будет способствовать обеспечению безопасности спроса и предложения на рынке газа; привлечению внимания к экологическим преимуществам «голубого топлива» в мировой энергетике; активизации инвестиционных потоков в газовую отрасль и придаст импульс стратегическому развитию Форума в будущем.

По итогам мероприятия была принята Декларация, в которой отражена главная задача прошедшей встречи – продемонстрировать мировым производителям и потребителям энергоресурсов консолидированную позицию государств ФСЭГ, акцентировав при этом то, что природный газ, как наиболее эффективный и экологичный вид ископаемого топлива, может и должен стать основой для развития стран-участниц Форума, а также служить интересам всего человечества.

В документе также выражено намерение организации  продолжать развивать связи с другими странами-производителями и потребителями природного газа, а также такими международными организациями, как Международный энергетический форум.

По словам С.И.Шматко, в декларации также закреплена возможность учета интересов стран-транзитеров и необходимость создавать условия для развития и защиты трансграничной инфраструктуры как со стороны транзитеров, так и потребителей.

«Это некий подход с признанием не только роли, но и ответственности транзитеров за создание условий, в том числе инвестиционных, для нормального транзита газа», – заявил министр. И добавил, что данный подход будет продвигаться не только в традиционном диалоге между странами, являющимися производителями и потребителями газа, но и с участниками всей товарной цепочки.

В ходе своего выступления на саммите российский чиновник передал приветственное послание участникам и гостям мероприятия от имени главы государства, а также он выразил готовность Москвы принять следующую встречу на высшем уровне ФСЭГ в 2013 г.

Согласно итоговому документу, принятому на 14-ой министерской встрече Форума, состоявшейся 21 ноября 2012 г. в Экваториально Гвинее, второй газовый саммит глав государств и правительств стран-членов ФСЭГ состоится в 2013 г. в России, а следующая министерская встреча пройдет в Иране в ноябре этого же года. Тегеран, кстати, претендовал на возможность принятия второго саммита.

В ходе прошедшей встречи глав энергетических ведомств стран-участниц ФСЭГ были подробно рассмотрены задачи и принципы развития современного рынка газа, а также последние изменения в области разведки, добычи и реализации природного газа в мире.

В ходе мероприятия обсуждались перспективы развития региональных рынков газа, долгосрочная стратегия развития Форума и одобрено присоединение к ФСЭГ в качестве наблюдателя Ирака.

Кроме того, прозвучали предложения по созданию Газового банка и Газового исследовательского института под эгидой Форума. Целесообразность этого шага участники ФСЭГ планируют проанализировать к следующей министерской встрече.

Что касается следующего саммита организации, то его проведение в России в год ее председательства в «Большой двадцатке» станет знаковым событием, поскольку «призвано придать новый импульс становлению Форума как основной международной дискуссионной площадки по газовой проблематике», — отметили на итоговой пресс-конференции Генеральный секретарь ФСЭГ Л.В.Бохановский и министр промышленности, горнорудной промышленности и энергетики Экваториальной Гвинеи Г.Лима.

Таким образом, на сегодняшний день Форум проходит естественный тернистый путь своего становления.

Ключевыми задачами Форума на ближайшую перспективу являются следующие:

—        завершение организационного оформления структуры;

—        выход на полномасштабную работу;

—        продолжение укрепления международных позиций организации;

—         развитие диалога с основными игроками энергетического рынка;

—        расширение числа членов за счет привлечения таких стран, как Индонезия, Малайзия, Бруней, Австралия, Канада. Интерес к деятельности ФСЭГ проявляют также Азербайджан, Мьянма и Танзания.

Сегодня существующий долгосрочный характер торговых отношений России с зарубежными странами в области поставок газа, включая возможность дальнейшего развития сотрудничества в рамках энергетического диалога Россия-ЕС, а также с Японией, Китаем, другими странами Азии.

Это позволяет говорить о нецелесообразности введения механизма квотирования, поскольку это входит в противоречие со сложившейся системой поставок российского газа потребителям на основе долгосрочных контрактов.

С учетом данного факта России целесообразно не продолжать лоббирование линии по созданию картеля, а сосредоточиться на отстаивании российских интересов в рамках ФСЭГ.

Таким образом, можно прийти к выводу, что для эффективной работы Форума, прежде всего, необходимо урегулировать политические разногласия между некоторыми его участниками, так как внутренняя борьба внутри организации лишь негативным образом отразиться на результатах ее работы.

В то же время добиться этого будет нелегко, что позволяет воздержаться от оптимистичных прогнозов относительно будущих достижений ФСЭГ, но и сгущать краски не стоит, ведь ситуация в организации может измениться так же стремительно и неожиданно, как расстановка сил на политической арене некоторых стран-участниц Форума.

62.92MB | MySQL:102 | 0,498sec