Убыточное христианство или когда церкви становятся мечетями. Немецкий контекст

Распространение ислама на европейском континенте и следствия этого процесса всё чаще привлекают внимание политиков и общественности государств Старого Света. Поводы пристальнее посмотреть на то, что происходит вокруг возникают самые разные: во Франции ими стали убийства, совершённые весной 2012 г. религиозным экстремистом Мохаммедом Мера, в Великобритании совсем недавно всеобщее внимание привлекла акция исламистов по организации на улицах Лондона шариатских патрулей, а в Германии, где ситуация на первый взгляд кажется куда более спокойной, одной из главных тем для обсуждений в последнее время является превращение всё большего количества церквей в мечети. Об этом пишет эксперт Института Гейтстоуна (Gatestone Institute) Соэрен Керн (Soeren Kern).

В частности, широкий резонанс вызвало намерение Исламского центра «Аль-Нур» (Al-Nour Islamic Center) преобразовать в мечеть бывшую лютеранскую церковь Капернаум (Kapernaumkirche), расположенную в центре Гамбурга, второго по величине города страны. «Аль-Нур», членами которого являются главным образом арабы-мусульмане, приехавшие в Германию из стран Ближнего Востока и Северной Африки (всего порядка 600 человек), выкупил бывшую церковь в декабре 2012 г. Здание церкви с прилегающей 44-метровой башней является объектом культурного наследия и очень многим немусульманам в Германии не по душе перспектива его превращения в мечеть, тем более, что если подобное случится, то станет первым таким прецедентом в городе. Тем не менее, в Дортмунде, Менхенгладбахе и ряде других крупных городов ФРГ аналогичные изменения уже имели место. В Берлине, например, мусульманской «Ассоциации культурных центров», купившей здание бывшей церкви, располагающееся по адресу Neuköllner Flughafenstraße 43, понадобилось всего две недели, чтобы «перепрофилировать» его в мечеть.

На то, чтобы сделать из здания бывшей церкви Капернаум мечеть в Исламском центре «Аль-Нур» планируют потратить больше времени. Открытие мечети после масштабного ремонта здания, стоимость которого составляет около 1 млн евро, запланировано на 3 октября 2013 г., на которое приходится национальный праздник День немецкого единства. В исламском сообществе Германии этот праздник также получил название «День открытых мечетей», поскольку в этот день немусульмане могут посетить мечети. Но, судя по всему, очень многие сограждане немецких мусульман будут ждать этого дня без какого-либо энтузиазма.

«Я против этого. Даже если сделка является юридически допустимой, превращение бывшей церкви в мечеть мало что сделает для улучшения культурного и религиозного сосуществования в регионе», — прокомментировал грядущие перемены Маркус Веинберг (Marcus Weinberg), лидер партии Христианско-демократический союз в Гамбурге, предложивший городским чиновникам встретиться с представителями «Аль-Нур» и рассмотреть альтернативные варианты для размещения мечетей. «Разрушением плотины» назвал планирующееся преобразование Хельге Адольфсен (Helge Adolphsen, некоторые русскоязычные СМИ из-за необычного имени ошибочно считают Хельге женщиной), бывший главный пастор церкви Св. Михаила – главной протестантской церкви Гамбурга.

Лютеранский пастор Ульрих Руси (Ulrich Rüß)считает обращение церкви в мечеть «контрпродуктивным» и показателем того, «насколько далеко зашли в немецком обществе секуляризация и усиливающиеся притязания ислама на власть». Католический епископ Ханс-Йохен Яшке (Hans-Jochen Jaschke) пошёл ещё дальше, высказавшись откровеннее остальных: «Превращение церкви в мечеть — не в наших интересах. Замена христианства исламом — не то, что является хорошим межрелигиозным диалогом. Католики не поддерживают такую замену религиозной принадлежности церкви».

Однако епископ подобно большинству других официальных лиц, прокомментировавших ситуацию, лишь сделал приличествующую случаю мину. Современное положение дел в области распространения религий в Германии весьма красноречиво говорит о том, что католикам, да и представителям других христианских конфессий просто безразлично, что будет с церквями. Да и самих христиан в Германии с каждым днём становится всё меньше – видимо, не модное это и не интересное «увлечение». Вот почему всё больше церквей становятся нерентабельными объектами, выставляясь на продажу. Именно финансовая несостоятельность прихода, причиной которой стало уменьшение числа прихожан, повлекла за собой закрытие церкви Капернаум в Гамбурге в 2002 г. и её последующую продажу Исламскому центру «Аль-Нур» десять лет спустя. И тут уж, как ни называй происходящее, а обычных заявлений от политиков и церковных иерархов недостаточно для того, чтобы повлиять на ситуацию.

Но беспокойство представителей германского общества вполне понятно, ведь они, пожалуй, впервые так близко столкнулись с тенденцией, которая уже довольно давно и основательно меняет городской ландшафт, например, в соседней Франции, где, по некоторым показателям, ислам уже можно считать главной религией страны. А ведь судя по данным, приведённым экспертом Института Гейтстоуна Соэреном Керном, ситуация в Германии в настоящее время является ещё более угрожающей: более 400 католических храмов было закрыто в стране с 2000 г. (против порядка 100 во Франции за аналогичный период), а также более 100 протестантских церквей. Ещё несколько сотен храмов такая участь ждёт в ближайшие годы. И что же? Разве это мусульмане закрывают немецкие церкви? Нет, христиане сами бросили свои храмы, а теперь почему-то решили жаловаться.

Ревностно следящие за профицитом и прибылью в бизнесе адепты капитализма не заметили, как убыточным стало христианство – некогда один из столпов их культуры и мировоззрения. А ведь эта убыточная «статья» вполне может потянуть за собой и всё «предприятие», если не принять меры, пока не поздно. Впрочем, как известно, проблемные компании нередко поглощаются более успешными корпорациями, и мнение сотрудников при этом в расчёт, как правило, не берётся. Ну а тем временем процесс слияния с «корпорацией» ислам проходит в Германии вполне успешно. Уже построено более 200 мечетей и действует порядка 2,5 тыс. молельных домов. Ещё 128 мечетей находятся на стадии строительства. Здесь статистика сопоставима с тем, что происходит в соседней Франции – там готовятся к открытию 150 новых мечетей. Конечно, это число неизбежно увеличится за счёт брошенных христианских церквей.

В Гамбурге и вовсе позиции мусульманских общин сегодня сильны, как мало где ещё на территории Германии. Произошло это благодаря подписанию 13 ноября 2012 г. соглашения с мэрией города, которое предоставило адептам ислама дополнительные права. Соглашение, которое с одной стороны подписал мэр города Олаф Шульц, а с другой представители таких организаций, как Турецко-исламский союз, Совет исламских общин, Федерация исламских культурных центров и Исламский центр «Аль-Нур», впервые в истории страны на официальном уровне включает в себя положения о строительстве мечетей, содержании объектов исламской культуры, об обрядах исламского погребения и о деятельности мусульманских священнослужителей для больных и заключённых.

Соглашение стало официальным признанием мусульманских религиозных праздников, а рабочие-мусульмане Гамбурга наравне с христианами получили право на трехдневный неоплачиваемый отпуск в связи с религиозными праздниками. Кроме прочего, в договоре отмечена необходимость улучшения исламского религиозного обучения в школах и создание условий для организации мусульманского вещания на государственном и частном радио и телевидении (а также вхождение мусульман в совет по телерадиовещанию), наряду с уже существующими христианскими передачами. Однако соглашение не предусматривает предоставления мусульманам финансовой поддержки, которой пользуются христианские конфессии. Вот только пока всё говорит о том, что ислам не только в Гамбурге, но и в Германии вообще справится и сможет развиваться без государственной финансовой поддержки, а христианству не помогут даже вливания из бюджета. Тем временем, подобные соглашения готовятся и в ряде других районов и городов страны. Следующим, по данным издания The Muslim News, в самом скором времени может стать Бремен.

Сегодня европейские страны, и в том числе Германия, участвуют в различных операциях за рубежом, целью которых является противодействие религиозному экстремизму на почве ислама. Но увлекшись этим противостоянием, политики Старого Света, кажется, позабыли о самой главной битве, которая ведётся на родной земле. Сражение это не с экстремизмом и даже не с исламом. Это битва за собственное религиозно-культурное наследие, за собственную историю. И ситуация в Германии или Франции показывает, что на некоторых флангах Европа эту битву явно проигрывает.

52.3MB | MySQL:103 | 0,498sec