Тунис: отставка премьер-министра Х.Джебали

Отставка премьер-министра Туниса Хамади Джебали была предопределена несостоятельностью его попыток создать внепартийное «правительство технократов», которое могло бы быть в состоянии  вывести страну из тяжелейшего экономического и финансового кризиса. То есть другими словами, по оценке Х.Джебали необходимо было  забыть про клановые и партийные отношения ради пользы дела. При этом он, в случае реализации этой идеи, фактически «клал бы голову на плаху», поскольку такое правительство, свободное от партийных обязательств, начало бы в стране программу крайне непопулярных экономических реформ с целью приведения бюджетных расходов в соответствие с реальными финансовыми возможностями. Х.Джебали при этом проявлял себя и как партийный стратег, поскольку фактом создания такого правительства он переваливал всю тяжесть обязательного социального возмущения на плечи беспартийных министров, а его родная партия «Ан-Нахда», как, впрочем, и другие две партии, которые входили в  правящую коалицию, несли бы только косвенную ответственность.

Эта идея не нова. Достаточно вспомнить чилийский опыт с «чикагскими мальчиками». Да и в самом Тунисе эта модель также уже обкатывалась в периоды правления президентов Х.Бургибы и А.Бен Али.  Там также существовали правительства технократов, которые в разные времена возглавляли Х.Бакуш и Х.Каруи. Собственно идею вновь эту схему использовать подсказал Х.Джебали его близкий друг доктор Наджиб Каруи – сын бывшего премьер-министра Х.Карауи во время Бен Али и давний и активный функционер «Ан-Нахды». Может кого-то удивить этот факт, поскольку в период правления Бен Али борьба против исламистов была не игрушечной. Но дело здесь не только в политических воззрениях, но и клановых связях, что, как показал последний эпизод с Х.Джебали, является для Туниса главным фактором развития внутриполитической обстановки.

Можно совершенно оправданно констатировать, что отставка Х.Джебали явилась в первую очередь последствием  борьбы различных кланов за власть и их нежеланием отдавать посты в исполнительной власти беспартийным технократам. Сам Х.Джебали в данном случае не исключение. Он, как и его ближайший советник Н.Карауи, из т.н. «клана Сусы», который дал стране значительное количество авторитетных фигур. В том числе и двух бывших премьер-министров, о которых мы упоминали ранее. И в данном случае идеология уступает интересам клановым.

Недавние метания руководителей еше одной входящей в правительственную коалицию «Конгресс за республику» (CPR), которые то заявляли о выходе из коалиции, то меняли свое решение, также вызвано в большей степени интересами различных кланов. Решение не выходить из правительственной коалиции было принято под нажимом члена руководства CPR, министра по делам государственной собственности  Салима Бен Хамидана, который является зятем «тяжеловеса» и «ястреба» из «Ан-Нахды», министра фармацевтики Мохаммеда Бен Салема. Естественно, что это решение «остаться»   было продиктовано последним, поскольку он решил в данный момент нецелесообразным уходить из правительства.

Не нашли понимания идеи уже бывшего премьер-министра Х.Джебали и у духовного руководителя «Ан-Нахды» Р.Гануши. В рамках борьбы за партийное руководство в «Ан-Нахде»  Р.Гануши стремиться сохранить за своими креатурами посты в правительстве. Одной из таких фигур является его зять Рафик Бен Абдесалям, который является министром иностранных дел. При этом он находится под огнем критики за коррупцию (ведение двойной отчетности)  не только среди оппозиционеров, но и в самой  партии «Ан-Нахда». На предстоящей партийной конференции ожидается серьезная схватка между духовным лидером Р.Гануши и генеральным секретарем Х.Джебали, и отставка последнего также является тактическим маневром для того, чтобы развязать  себе руки перед решающей схваткой.

Возвращаясь к теме провала идеи создания «правительства технократов», отметим следующие моменты. Такая идея «работает» только в условиях диктатуры или жесткого автократического режима. Тот разброд и шатание, которое сейчас царит в Тунисе, вряд ли способствует осуществлению этого проекта. И это была основная ошибка Х.Джебали и корпуса его советников. Второй их ошибочной посылкой было игнорирование факта наличия мощной клановой системы, которая и создает баланс сил и противовесов. И уход клана  Бен Али лишь освободил площадку для борьбы остальных, но не более. Еще одним моментом является дефицит «беспартийных» технократов, которые были бы готовы «подставить плечо» Х.Джебали, и тем самым «похоронить» себя для дальнейшей политической деятельности.  Наиболее выдающиеся представители этого немногочисленного «крыла» (Э.Джуини, С.Аиди, Я.Брахим) по этой причине ушли в оппозицию, а Мехди Хауас вернулся в бизнес. Таким образом, поле для маневра у Джебали не было, что предопределяло его отставку.

52.1MB | MySQL:103 | 0,429sec