Иран — «шестерка» накануне встречи в Алма-Ате

Проведение нового раунда переговоров Ирана с «шестеркой»  международных посредников ( пять постоянных членов Совета Безопасности – США, Россия, Китай, Великобритания, Франция  плюс Германия) по вопросу реализации иранской  ядерной программе, намеченного на  26 февраля в южной столице Казахстана  —  Алма-Ате, станет  давно ожидаемым событием.  В 2012 г. было три встречи в таком формате, состоявшиеся в Стамбуле, Багдаде и Москве, однако ни одна из них не завершилась принятием серьезных решений, способных сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности   Кэтрин Эштон уже выразила свою уверенность в том, что предстоящие  контакты «будут плодотворными, и будет достигнут конкретный прогресс в поисках решения, которое позволило бы ответить на беспокойство международного сообщества относительно ядерной программы Ирана».  Подход США накануне встречи в Алма-Ате прояснен  новым главой Госдепа Джоном  Керри:  в своем первом публичном выступление в университете Вирджинии 20 февраля он сказал, что недопущение обладания Ираном атомным оружием является одним из приоритетов американской внешней политики. Свою позицию накануне встречи озвучила и Россия, которая устами зам. министра иностранных дел С.Рябкова заявила, что в Иране происходит  « накопление ядерного материала, идут работы на объектах в Натанзе и Фордо. Некоторое время назад иранская сторона уведомила о намерении установить центрифуги нового поколения. Это вызвало у всех участников «шестерки», в том числе у нас, озабоченность, потому что это противоречит требованиям к Ирану, которые излагались в резолюциях Совета Безопасности, а также Совета управляющих МАГАТЭ. Так что, фон для алма-атинского раунда не самый благоприятный, поэтому предсказать его результаты я не берусь». Говоря о  тактике предстоящих переговоров, российский представитель высказался о необходимости следовать инициированной главой российского МИДа  С. Лавровым  «пошаговой дипломатии»:  «Подразумеваются встречные шаги, сбалансированные и взаимные. Иранцы предложили свои идеи, у них в ходе предыдущих раундов были продолжительные и объемные презентации этих идей. Они поделились с нами своими документами. По сути дела, о том и речь: идет спор о последовательности шагов, об их характере, об их качестве и наполнении»,

Речь идет, действительно,  о реальном наполнении декларативных заявлений. Европейские СМИ пишут в эти дни о том,  что  если Иран покажет желание  добиться определенных результатов, продемонстрирует готовность к очевидным компромиссам, Запад  полон решимости  ответить  тем же, пойдя на обоснованные уступки и дав Ирану те  преференции, которых он ждет, причем беспрецедентные по объему. Требования мирового сообщества во  многом связаны с подвижками  в сфере процессов обогащения урана, где от Исламской Республики Иран требуют немедленно заблокировать  их на отметке 20%, закрыть объект «Фордо», переместить  за границу накопленные запасы обогащенного урана. По все этим вопросам, которые не раз вставали на переговорах в формате «шестерки»  международных посредников плюс Иран, Тегеран всегда отвечал решительным отказом. Несмотря на это, многие европейские политики и аналитики предполагают, что алма-атинская встреча должна открыть новый этап в переговорном процессе по иранской атомной проблематике.  Как высказался в эти дни активный участник этого процесса, глава германского МИДа Гидо Вестервелле, все участники группы международных посредников , в том числе его страна, приложили немало усилий к тому, чтобы выйти из создавшейся тупиковой ситуации. Он считает, что начавшийся 2013 г.  просто обязан вывести процесс  сближения двух сторон на финишную прямую  и положить конец создавшемуся противостоянию. К этому подталкивает Иран тяжелая экономическая ситуация, создавшаяся в стране в основном из-за реализуемого большинством мирового сообщества санкционного прессинга.  В этой связи венская Die Presse предполагает,  что страны «шестерки»  готовят пакет мер, которые могут существенно оздоровить экономическую ситуацию в Иране в том случае, если он пойдет на ожидаемые уступки. Некий анонимный источник, процитированный  Die Presse, уверен в том, что в самом начале  переговоров   «шестерка»  предложит Ирану достаточно привлекательный  пакет предложений, который вряд ли Иран решится отклонить, ибо «эти предложения будут максимально серьезными».  Вся интрига в том, добавил источник Die Presse, что они будут совершенно неожиданными для Тегерана.  Другие СМИ предполагают, что «шестерка» может пойти на такой шаг как разрешить Ирану приобретать на Западе часть остро необходимых ему товаров на золото и другие драгоценные металлы, оговорив это единственным условием —  закрыть объект по обогащению урана  «Фордо».

Однако насколько реальны такие ожидания?  Иран уже дал понять, что этого-то как раз ждать не приходится. 21 февраля официальный представитель иранского МИДа Рамин Мехманпараст заявил, что на такое Иран не пойдет ни при каких условиях: «Запад серьезно ошибается, предполагая, что мы согласимся закрыть объект  «Фордо»  в обмен на смягчение или снятие санкционного бремени».   Для Запада, впрочем, в этом нет секрета.  Швейцарская  Berner Zeitung   в эти дни писала, что Иран вряд ли согласится пройти на минимально значимые шаги в сфере обогащения урана. Более того, уточняет газета,  на нынешнем этапе в Иране ведутся серьезные работы по модернизации этих процессов, и на предприятиях отрасли устанавливаются центрифуги нового поколения,  производительность которых в два-три раза превышает предыдущие аналоги.  «Речь идет о партии этого оборудования числом более ста единиц.  Причем, Иран делает это, не думая об уже назначенных переговорах, которые, несомненно, были с ним согласованы». Кстати, реагируя на эту реальность, американский телеканал ABC сообщил 21 февраля, что в аналитическом сообществе такое известие вызвало озабоченность  и усилило пессимистические ожидания от алма-атинской  встречи.  «Такие действия отнюдь не на руку  утверждениям о мирном характере иранской атомной программы».

Кстати, в том, согласны ли иранцы действительно обсуждать проблемы обогащения урана, нет никакой уверенности. Феридун  Аббаси-Давани – председатель иранской Организации по атомной энергии сказал в эти дни, что на алма-атинской встрече должны обсуждаться вопросы, связанные с проблемами общего порядка типа макроэкономических процессов и обеспечения уровня жизни  на Земном шаре.  Отметим, что подобное иранцы заявляли накануне всех последних раундов переговоров в формате «шестерка» плюс Иран.

Мирный характер  иранской ядерной программы  не подтверждает и факт, приведенный в обнародованном 21 феврале  отчете Генерального директора МАГАТЭ Юкио Амано: Иран установил 180 новых центрифуг на ядерном объекте в Натанзе.  Иран достиг значительного прогресса в деле создания ядерного оружия, утверждается  в этом отчете. МАГАТЭ также обратило внимание на то, что новые центрифуги на ядерном объекте в Натанзе обладают повышенной производительностью и втрое сокращают время обогащения урана. В отчете также содержится  не раз озвучивавшаяся ранее информация о подозрительной активности на ядерном объекте в Парчине. Инспекторы МАГАТЭ не раз требовали доступа на это объект, однако ни в один из двух последних приездов  делегаций Агентства в Иран  разрешение получено не было. Объяснения иранской стороны сводятся к тому, что объект имеет военное назначение, а посему является секретным.

Что касается объекта «Фордо», то американская газета  The Washington Post  написала в пятницу 22 февраля, что иранский режим не монтирует новые центрифуге на объекте «Фордо» в районе г.Кума, «опасаясь  скандала и дополнительных вопросов о сущности своей атомной программы». По версии газеты, Тегерану не хотелось бы продолжения дискуссии о противоречивом характере своей атомной программы, показателем которой как раз и выступает его приверженность  продолжению процессов обогащения урана.

На приведенные в отчете МАГАТЭ  факты отреагировал и Израиль, опубликовав заявление канцелярии премьер-министра, в котором увеличение числа центрифуг оценивается с серьезным беспокойством, «ибо доказывает, что Исламская Республика Иран в больших, чем когда либо,  объемах реализует процессы обогащения урана в целях производства ядерного оружия». Как считает Израиль, Иран находится на заключительном этапе овладения этим видом неконвенционального оружия. Увеличение числа центрифуг необходимо ему для того, что еще более ускорить претворение в жизнь этой задачи. Конкретизируя это вопрос, израильская газета «Маарив» процитировала ту часть отчета МАГАТЭ,  где говорится, что ИРИ располагает 167 кг урана, обогащенного до 20% — для создания бомбы необходимо более 220 кг.

52.27MB | MySQL:103 | 0,453sec