О развитии ситуации а Сирии

Сирийские повстанцы выдвинули ультиматум ливанской шиитской партии «Хизбалла». Они требуют, чтобы ее боевики

перестали «обстреливать сирийскую территорию и совершать вылазки в приграничные районы». На все про все шейху Насралле бойцы сирийского сопротивления отвели  48 часов. В случае невыполнения этих условий  руководство Сирийской свободной армии (ССА) обещает дать команду своим подразделениям «войти на ливанскую территорию и открыть ответный огонь».

В чем суть демарша? Все очень просто. Отряды «Хизбаллы» в последнее время активизировали свои действия по ужесточению «соблюдения приграничного режима», что самым негативным образом сказалось на возможности боевиков ССА проникать на территорию Ливана с целью отдыха и перегруппировки своих сил. Одновременно стало сложнее перебрасывать боеприпасы и эвакуировать тяжелораненых. Кроме того, «Хизбалла» в превентивных целях постоянно ведет «тревожащий огонь» по скоплениям сирийских оппозиционеров, дабы не дать им возможность группироваться в крупные подразделения. Напомним, что именно задача прикрытия границы с ливанской территории является основной задачей «Хизбаллы» в рамках «распределения труда» по негласному соглашению между Тегераном, Дамаском и руководством шиитской партии.

 

Так что ничего сверхъестественного не произошло. Другой вопрос, что через ливанскую границу в настоящее время пытается уйти «на отдых» значительное количество боевиков ССА, которых сирийские силовики сейчас активно «обрабатывают» с помощью артиллерии и авиации в Алеппо. Вернее, в суннитских кварталах этого города, где бойцами ССА и исламистами созданы опорные пункты, система подземных тоннелей и бункеров. Сразу же отметим, что утверждение оппозиционеров о том, что правительство использует против них ракеты «Скад», вызывает очень большие сомнения. Необходимо примерно понимать ТТХ этого класса ракет; их предназначение, а также учесть количество погибших во время последнего обстрела по версии самих же оппозиционеров (12 человек сначала, потом кого-то «осенило», и число жертв решили увеличить), чтобы четко уяснить себе один непреложный факт: речь идет точно не о ракетах «Скад». Для чего оппозиция в очередной раз пытается привлечь внимание мировой общественности, тоже в общем-то понятно. Ей необходимо «переломить» позицию Вашингтона в отношении эмбарго на поставку оружия отрядам сирийского сопротивления. Кстати, угрозы в адрес «Хизбаллы» в большей степени имеют примерно то же самое назначение.

Напомним, что Белый Дом категорически отказался поставлять оружие и боеприпасы сирийской оппозиции. Мотивировка на удивление для решений американской администрации логична и выверена: «военное крыло оппозиции по своему влиянию на ситуацию сильно превосходит политическое». Если перейти на понятный язык, то это означает следующее. Как мы и говорили с самого начала этого конфликта, по мере его интенсификации (во многом благодаря саудовцам и катарцам) будет расти влияние вооруженных отрядов, которые помимо борьбы с режимом, будут одновременно монополизировать  право представлять оппозицию на международной арене, и, что самое главное, быть основным получателем и распределителем всей зарубежной помощи. Политические «болтуны» в условиях открытого вооруженного противостояния  неизбежно уходят на второй план, а их способность управлять действиями вооруженных отрядов можно определить «как близкую к нулю». В этой связи вести с ними какие-либо переговоры о перемирии и последующем компромиссе в рамках национального примирения бесполезно и контрпродуктивно. В этой связи американцы очень здраво рассудили, что в случае свержения президента Б.Асада чисто насильственным путем, к власти в стране «де факто» приходят не политики, а полевые командиры, которые уже сейчас открыто воюют между собой в том же самом Алеппо. То есть налицо повторение «ливийского сценария». То, что получилось в Ливии в результате «экспорта революции» на Западе стараются вслух вообще не обсуждать, поскольку итоги очень плачевны, в том числе и для развития ситуации в том же Сахеле.

Отсюда жесткая реакция Вашингтона на предложения поставлять оружие сирийской оппозиции и тем самым поддерживать отряды откровенных джихадистов из «Джабхат ан-нустра».  Такая позиция естественно оппозиционеров не устраивает, отсюда различные «грозные заявления»  и угрозы свернуть все переговоры с представителями США и России  по вопросам выработки программы мирного урегулирования. Об этом в частности заявили  руководители Сирийской национальной коалиции (СНК). Они также заявили, что пересмотрят вопрос о своем участии в очередной конференции «Друзей Сирии», которая должна скоро состояться в Риме. Успокоим «друзей»: не пересмотрят. Будут участвовать и будут снова клянчить деньги на «освободительную войну». Самоизоляция для оппозиции – это путь в никуда. А «эмоциональные взбрыки» — обязательная часть восточного базара, и к ним необходимо относиться очень спокойно.

 

 

Примерно то же самое относится и упомянутому ультиматуму «Хизбалле». У ССА нет в настоящее время ни сил, ни возможностей воевать на ливанской территории с самой мощной в военном отношении ливанской партией. Их боевой потенциал несопоставим, а война на чужой территории  — это очень несладкий хлеб. Особенно, когда приходится воевать на два фронта. Но самое главное в этом сценарии не заинтересованы в Эр-Рияде и Дохе, которые не желают тем самым «оголять» сирийский фронт.

Плюс к этому мировое сообщество, не говоря уже о ливанском руководстве, такой вариант «расползания гражданской войны» приветствовать точно не будет. Мы уже говорили о том, что суннитские боевики из различных исламистских группировок пытаются создать свои оплоты в Ливане, что вызывает активное сопротивление «Хизбаллы», в том числе и путем перегруппировки своих отрядов в ключевые с точки зрения логистики пункты. Это вызывает раздражение у сирийской  оппозиции. Но идти сейчас на открытое вооруженное противостояние  внутри Ливана  означает подвернуть себя очень сильному международному прессингу и фактически лишиться «тыловой базы» в виде суннитских районов ливанской территории.

52.25MB | MySQL:103 | 0,611sec