Турция: роль США в переговорах с РПК

Заявление лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) А.Оджалана о заключении перемирия с Анкарой можно считать началом системного кризиса в этой курдской организации. В общем-то, недаром А.Оджалан оговорился о том, что «он ждет реакции на указанное соглашение со стороны полевых командиров с севера Ирака и эмиссаров РПК в Европе». Напомним, что соглашение предусматривает прекращение огня  со стороны  боевиков РПК в Турции  до 21 марта с.г, с последующим их выводом с турецкой территории до 15 августа с.г. При этом не совсем понятно, что курды получают взамен, если не считать расплывчатых намеков на некие инвестиции в районы Турции с компактным проживанием курдского населения.

Сама эта история явилась итогом долгоиграющей стратегии Вашингтона, который является в этой схеме основным «мотором» начала переговорного процесса между Анкарой и руководством РПК. Эта стратегия подразумевает выбор А.Оджалана основным партнером по переговорам в силу его пока неоспоримого авторитета в «турецкой части» РПК с одновременной ликвидацией «силовым путем» его основных оппонентов среди полевых командиров как внутри самой Турции, так и на севере Ирака. Именно в последнем регионе собраны основные силы  противников мирного соглашения из числа полевых командиров РПК. Собственно, из этих соображений американцы и насытили вновь созданные военизированные подразделения турецкой спецслужбы МИТ вертолетами «Супер Кобра», переброшенными из Афганистана. Последние воздушные удары по позициям курдских сепаратистов на севере Ирака и имели именно эту цель плюс создание дополнительного стимулирующего момента для склонения на сторону мирного урегулирования колеблющихся.

Основным проводником идеи Вашингтона о достижении мира с курдами из РПК в Анкаре  является посол США Ф.Ричардсон. Военную составляющую обеспечивает заместитель командующего Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Д.Винфилд.  Сами же переговоры с А.Оджаланом на эту тему с переменным успехом ведутся  с 2005 года, и похоже теперь наступила их кульминация. Отметим, что партнером  лидера РПК по консультациям выступал сам руководитель МИТ Х.Фидан.

Почему стороны пришли к компромиссу и по какой причине он, собственно, и состоялся, после долгих лет патовой ситуации? Прежде всего, потому, что он в настоящий момент выгодно обеим сторонам. Вашингтон все-таки смог додавить своих турецких партнеров в отношении очень важного момента соглашения. Из-за этого ранее и тормозился весь процесс консультаций. Речь идет об освобождении А.Оджалана. А вернее, о «принципиальной готовности» Анкары это сделать по мере успешной реализации мирного соглашения. То есть в случае вывода отрядов РПК с турецкой территории и «замораживания» их активности такое освобождение очень реально уже осенью нынешнего года. Отметим, что заявление А.Оджалана «о мире» прозвучало только после того, как Х.Фидан дал ему гарантии освобождения, согласовав их с премьер-министром Турции Р.Т.Эрдоганом. При этом освобождение харизматичного лидера курдов помимо демонстрации готовности Анкары пойти на «полномасштабный мир» должно серьезно повлиять на расстановку сил в самой РПК и ослабить позиции сторонников т.н. «жесткой линии» в партии.

К последним относится, прежде всего, М.Карайлан («Джамаль»). Этот ветеран движения (33 года в РПК) и бывший контрабандист оружия через сирийско-турецкую границу имеет очень весомые позиции на севере Ираке и фактически является главой «непримиримых». Он установил тесные контакты с сирийскими спецслужбами и с их подачи, и при их финансировании, открыл фактически «второй фронт» против Турции с баз на севере Ирака. Переговоры с ним были признаны как турками, так и американцами бесперспективными, в результате чего он сейчас внесен МИТ «в черный список» лиц, являющихся принципиальными противниками перемирия и подлежащих безусловной «нейтрализации». Самому А.Оджалану также принципиально важно выйти из заключения, поскольку в противном случае он рискует окончательно потерять влияние в партии и уступить место действующим полевым командирам.

Есть и еще один момент. Руководство иракских курдов в Эрбиле в лице клана Барзани также тайно поддерживает раскольников в РПК в лице того же «Джамаля» с целью создания достойного противовеса А.Оджалану и укрепления своего влияния на РПК. Отсюда тренировка и переправка боевиков РПК в район турецко-сирийской границы, а также предоставление им тыловых баз на территории Региона Курдистан. Отряды «Джамаля» используются Барзани и для распространения влияния на сирийских курдов с целью подчинения себе «курдского анклава» в этой стране и сохранения такого влияния и после возможного ухода Б.Асада.

По нашим данным, сейчас в РПК начинается подготовка к «внутрипартийной дискуссии» по инициативе А.Оджалана, в связи с чем заморожена публичная активность всех филиалов в Европе, а их руководители в ближайшее время должны собраться для того, чтобы выработать некое солидарное решение. При этом большинство экспертов сходится во мнении, что А.Оджалану удасться во многом минимизировать деятельность «непримиримых» из РПК собственно на турецкой территории. А вот на севере Ирака и части европейских стран  он однозначно столкнется с проблемами и оппозицией своей инициативе. А это означает половинчатость достигнутого мирного соглашения.

52.19MB | MySQL:103 | 0,554sec