Ситуация в Ливии: январь 2013 г.

В течение января одним из основных источников нестабильности в Ливии оставался город Бенгази, откуда двумя годами ранее стартовало движение «повстанцев», свергнувшее в итоге с помощью западных стран режим Каддафи. Сейчас там пытаются вершить закон радикальные исламисты, то и дело убивающие бывших и действующих офицеров спецслужб. 

3 января в Бенгази был похищен исполнявший обязанности главы департамента уголовного розыска местной полиции Абдессалям аль-Махдави. По свидетельства очевидцев, неизвестные вооруженные лица  остановили его машину и под угрозой применения оружия увезли в неизвестном направлении. Поскольку все нападавшие носили бороды, сразу же возникло предположение, что похитители были из состава одного из формирований радикальных исламистов. Как пояснили коллеги похищенного, у него было много врагов, поскольку «он имел досье на всех – сторонников Каддафи, радикальных исламистов и уголовников».

5 января в Бенгази в собственном доме был убит бывший высокопоставленный сотрудник ливийских спецслужб подполковник Насер аль-Маграби. В период правления Каддафи этот офицер служил в Службе внутренней безопасности.

В течение января в Ливии продолжалось расследование обстоятельств атаки на американское консульство в Бенгази, совершенное 11 сентября 2012 г., когда погибли 4 американца. Однако, как полагают наблюдатели, ведущие расследование особо не торопились из-за опасений стать новыми жертвами религиозных экстремистов. По данным ливийских спецслужб, нападение было организовано одной из исламистских группировок, связанных с «Аль-Каидой». Как отмечают представители спецслужб, новые ливийские власти не отдают себе отчет в том, что фактически в районе Бенгази сложилось двоевластие, в условиях которого им противостоят исламисты. Однако власти всеми силами стараются не замечать этого. Они же не дали возможность американским следователям, неоднократно посещавшим Ливию, принять участие в допросах подозреваемых в причастности к нападению на консульство.

17 января в связи с проводимым в Ливии расследованием нападения на американское консульство в Триполи побывал с визитом директор американского ФБР Роберт Меллер. Судя по всему, в ходе визита он попытался склонить ливийские власти к более тесному сотрудничеству в расследовании атаки на консульство.

12 января в Бенгази было совершено покушение на консула Италии – его бронированный автомобиль обстреляли из стрелкового оружия. Стрелявшие находились в другой машине, и не могли не видеть дипломатических номеров. Броня спасла – в результате обстрела никто не пострадал.

19 января в городе Тобрук на выезде из местного аэропорта бывшие «повстанцы» обстреляли кортеж министра обороны Ливии Мохаммеда аль-Баргати. Телохранители министра открыли ответный огонь. Министр не пострадал в ходе этого инцидента. До этого на военном аэродроме Тобрука состоялась встреча министра обороны с командованием местного гарнизона и полевыми командирами близких к армии бригад «повстанцев». Инцидент произошел после того, как бывший заместитель министра обороны Ас-Седдик аль-Гайти аль-Обейди, курировавший вопросы охраны границ и жизненно важных объектов, отказался покинуть свой пост, упраздненный решением премьера А.Зейдана. Про Аль-Обейди известно, что он ранее был полевых командиром одной из джихадистских бригад «повстанцев».

Другой «горячей точкой» на карте Ливии оставался оазис Себха и одноименный город на юге страны. 2 января там произошли столкновения между вооруженными формированиями племен аль-гедадфа и авлад сулейман. В результате столкновений погибли два человека. Затем военые развели противоборствовавшие стороны.

6 января группа неизвестных в течение трех часов атаковала один из отелей в Себхе, где в тот момент находился спикер Всеобщего национального конгресса /ВНК/ Мухаммед аль-Магариф. Официальный представитель ВНК сообщил, что в результате этого нападения, которое он назвал «попыткой покушения», спикер не пострадал. Ранения получили трое охранников отеля. Этот инцидент в очередной раз указал, что одной из основных проблем современной Ливии является проблема безопасности на юге страны, где действуют, в частности, группы торговцев оружием, распродающие бывшие арсеналы Каддафи, а также многочисленные племенные формирования.

Там же, на юге Ливии, 9 января 4 человека погибли в городе Куфра в столкновениях между бойцами племени тубу и бригадой бывших «повстанцев» «Щит Ливии», связанной с ливийской армией. Им предшествовали столкновения в университете Куфры между студентами племен тубу и зваи. Как заявили старейшины тубу, «мы хотим, чтобы безопасность в Куфре обеспечивала армия, а не группа гражданских «революционеров», не имеющих никакой военной подготовки».

В 2012 г. в межплеменных столкновениях на юге Ливии погибли сотни человек. Темнокожие тубу проживают на юге Ливии, а также в Чаде, Судане и Нигере. В период правления Каддафи они подвергались дискриминации со стороны прежнего режима.

В январе достаточно сложной была атмосфера в коридорах власти. 7 января депутаты ВНК от либерального Альянса национальных сил /АНС/ приняли решение бойкотировать заседания парламента в знак протеста против задержки формирования Учредительной комиссии, призванной разработать проект конституции Ливии. АНС имеет 39 из 80 мест, зарезервированных в 200-местном ВНК за политическими партиями. Задержка с формированием Учредительной комиссии связана с процедурными вопросами и отсутствием надлежащих условий безопасности для ее работы. АНС требует, чтобы члены Учредительной комиссии были избраны путем всеобщих прямых выборов. Противники либералов – исламисты – выступают за назначение членов Учредительной комиссии. Отсутствие конституции может повлечь за собой задержку с новыми парламентскими выборами, организовать которые должно сформированное в конце октября 2012г. правительство. Тем более, что оно имеет мандат всего на один год.

Пока что известно, что Учредительная комиссия будет состоять из 60 человек, по 20 – от каждого из исторических районов Ливии /Киренаика, Феззан и Триполитания/.

9 января премьер-министр Ливии Али Зейдан пригрозил использовать силу для того, чтобы пресечь протестное движение, парализующее  нефтедобывающий сектор страны, а также остановить поток убийств в столице страны. «Я предупреждаю семьи, племена, регионы, что мы будем вынуждены предпринять решительные меры, и в частности, использовать силу, если под угрозой окажутся добыча нефти и жизни ливийцев», — сказал А.Зейдан. «У нас нет других средств, кроме тех, которые мы получаем от добычи нефти», — признал он в ходе заседания Совета министров.

Все тот же А.Зейдан 16 января пригрозил установить комендантский час в Бенгази и ввести туда армейские подразделения, если в городе продолжится насилие. Он сообщил, что намерен провести соответствующие консультации с ВНК, чтобы заручиться поддержкой этого института власти.

Нестабильность в Ливии стала влиять и на ее соседей. 14 января группа вооруженных ливийцев проникла на территорию Туниса и атаковала нескольких граждан этой страны. В результате один человек погиб, один получил ранения. По данным тунисских властей, юг этой страны превратился в транзитный пункт на пути поставок оружия из Ливии джихадистским группировкам, действующим на севере Мали. В конце декабря 2012 г. тунисские власти объявили об аресте на юге страны 16-ти человек, входивших в одну из структур «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/.

18 января тунисские спецслужбы задержали на территории Туниса двух вооруженных ливийцев, подозревавшихся в причастности к инциденту 14 января. Задержанию предшествовала перестрелка, в ходе которой ливийцы, передвигавшиеся на пикапе, обстреляли передовой пост тунисской Национальной гвардии.

К исходу января стало понятно, что группа террористов, захватившая сотни заложников в алжирском Ин Аменасе, получила «тыловую поддержку» от своих ливийских единомышленников. Ливийские исламисты «отвечали» и за поддержание связи между захватившими заложников и средствами массовой информации. В частности, именно ливийские исламисты передали представителям иностранных СМИ, работающим в Ливии, номера мобильных телефонов похитителей. Более того, по данным алжирского сайта TSA, который ссылается на источник в алжирской службе безопасности, боевики из группы, захватившей Ин Аменас, проникли на территорию Алжира на автомашинах с ливийскими госномерами. Согласно одному из ливийских источников, группа, захватившая Ин Аменас, стартовала из Мали, затем проследовала через территории Нигера и Ливии, и лишь затем проникла в Алжир. Что касается сделанного А.Зейданом опровержения информации о том, что боевики этой группы проникли в Алжир с территории Ливии – оставим это заявление на его совести.

Складывается впечатление, что в Ливии сложилась исламистская организация джихадистского толка, которая по своим боевым возможностям намного сильнее АКМ или группировки «Подписавшиеся кровью» /бовики последней захватили Ин Аменас/. Причем ее формирования могут действовать под совершенно разными названиями. Очевидна также и связь между ливийскими исламистами и теми, кто захватывал Ин Аменас.

В целом, отсутствие в Ливии надлежащих условий безопасности все больше сказывается на и без того разрушенной экономике страны, поскольку зарубежные инвесторы не торопятся размещать свои капиталы в этой стране. В Ливии за последние месяцы побывали многочисленные делегации представителей деловых кругов из разных стран, но бизнесмены не торопятся возвращаться в Ливию в отсутствие элементарных условий безопасности. Кризис в экономике чреват социальными протестами, поскольку со времен Каддафи многие ливийцы привыкли не утруждать себя особо работой, получая крупные дотации от государства.

52.31MB | MySQL:103 | 0,494sec