Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4-10 марта 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте. На фоне нестабильной ситуации, сохраняющейся в стране, Административный суд Египта 6 марта принял постановление об отмене указа президента АРЕ М. Мурси о проведении в апреле-июне с. г. выборов в Палату представителей (нижнюю палату Национального собрания).

В Египте сохраняется напряженная обстановка. На минувшей неделе в Порт-Саиде, Каире и некоторых других городах продолжались массовые акции протеста, перераставшие в беспорядки и столкновения с полицией. Имеются многочисленные человеческие жертвы. В большинстве случаев массовые беспорядки были вызваны действиями футбольных болельщиков, недовольных решение суда в Каире, который оставил в силе смертный приговор в отношении 21 обвиняемого в погроме на стадионе в Порт-Саиде в феврале 2012 г. и оправдал 28 обвиняемых.

Наиболее напряженная ситуация сохраняется в Порт-Саиде, где массовые беспорядки продолжаются уже более двух недель. Наряду с требованием о пересмотре приговора по «футбольному делу», участники акций протеста требуют смещения главы МВД Египта и осуждают политику президента страны М. Мурси. Демонстранты 5 марта подожгли штаб-квартиру полиции и здание местной администрации. Полиция, не сумевшая восстановить порядок в городе, 8 марта была выведена из Порт-Саида, а ее функции стали выполнять армейские части. 9 марта была предпринята попытка перекрыть Суэцкий канал, а также блокировать паромное сообщение между Порт-Саидом и соседним Порт-Фуадом, что было предотвращено силами Береговой охраны. Представители военного командования заявили, что ситуация на Суэцком канале спокойная, суда проходят через него без осложнений. Также было подчеркнуто, что «канал является той красной линией, к которой нельзя приближаться, и обеспечивающие его безопасность силы находятся в повышенной боевой готовности, чтобы предотвратить любые возможные кризисы и ответить на любые вызовы…». В Каире акции протеста проходили в основном в центральной части города. 9 марта фанаты местного футбольного клуба подожгли полицейский клуб и здание футбольной федерации Египта, выразив таким образом свое недовольство оправдательным приговором в отношении 28 обвиняемых по «футбольному делу». В Александрии участники акции протеста напали на здание местной администрации. Неспокойной остается ситуация на Синайском полуострове. МВД Египта 9 марта ввело здесь режим чрезвычайного положения в связи с угрозой нападения со стороны боевиков экстремистских исламистских группировок.

Отметим, что на прошедшей неделе полиция в целом ряде случаев отказывалась подавлять акции протеста. Более того, полицейские провели манифестации, потребовав от властей прекратить насаждать их руками порядок, который не желают принимать граждане. Часть демонстрантов выдвинула требование отправить в отставку главы МВД. Сообщается, что акции протеста полицейских состоялись в 10 из 29 провинций страны.

В условиях нестабильной ситуации, сохраняющейся в Египте, Административный суд страны 6 марта принял решение об отмене указа президента АРЕ М. Мурси о проведении выборов депутатов нижней палаты парламента, намеченных на апрель-июнь с. г., и постановил передать недавно принятый закон о выборах на рассмотрением Конституционного суда на предмет определения его законности. На следующий день, 7 марта ЦИК АРЕ объявил о приостановке подготовки к парламентским выборам. Со своей стороны, президентская администрация заявила, что подаст апелляцию на решение суда объявить недействительным декрет о проведении выборов.

В различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента САР Б. Асада. На северо-востоке страны в провинциях Ракка, Дейр-эз-Зор и Хасеке повстанцы развивают успешное наступление на позиции армии. Им удалось овладеть большей частью города Ракка — административного центра одноименной провинции, а также рядом других населенных пунктов. Ожесточенные бои идут в Дамаске, Алеппо и прилегающих к этим городам районах. 6 марта в районе Голанских высот исламистские боевики впервые захватили и в течение трех дней удерживали 21 филиппинского военнослужащего из состава миротворческих сил ООН. В условиях роста напряженности на Голанах Израиль усиливает свои войска в районе линии разъединения с Сирией.

Министры иностранных дел стран-членов ЛАГ 6 марта направили сирийской оппозиционной коалиции официальное приглашение о членстве в Лиге, а также об участии в предстоящем в конце марта межарабском саммите в Дохе. Однако предварительно противникам режима необходимо сформировать «орган исполнительной власти или переходное правительство». На министерском совещании в Каире также был дан «зеленый свет» в деле оказания военной помощи сирийской оппозиции. При этом каждая арабская страна в праве самостоятельно принимать решение по данному вопросу. Между тем из-за разногласий в рядах оппозиции с 12 на 20 марта перенесена встреча в Стамбуле с целью выбора премьер-министра временного правительства. В ответ на решения ЛАГ в Дамаске заявили: «Учитывая ту негативную и предвзятую политику, которую проводит ЛАГ, Сирия выступает категорически против ее участия в реализации любого плана и любых международных усилий по мирному решению сирийского кризиса».

Ведущие страны Запада все больше склоняются к прямым поставкам оружия сирийской оппозиции. Так, госсекретарь США Дж. Керри допустил возможность поставок вооружений умеренным силам сирийской оппозиции, предупредив об угрозе «попадания оружия в руки экстремистов». Одновременно Керри предупредил власти Сирии о том, что им не удастся с помощью военной силы расправиться с мятежниками, так как международное сообщество этого не допустит. Великобритания поставит сирийским повстанцам бронемашины и бронежилеты, чтобы «помочь спасти жизни», сообщил глава МИД Великобритании У. Хейг. Все поставки, как подчеркнул Хейг, будут состоять исключительно из оборудования нелетального воздействия, применение которого не приводит к гибели или серьезным травмам.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что Москва хочет получить объяснения от «Группы действий» по Сирии о том, кто конкретно осуществляет поставки оружия сирийской оппозиции и как при этом можно демилитаризировать сирийский конфликт. Лавров также полностью исключил возможность оказания Россией влияния на Асада с тем, чтобы последний покинул президентский пост, открыв тем самым дорогу к переговорам.

Внутренний конфликт в Сирии все больше сказывается на ситуации в соседних странах. Так, на минувшей неделе обострилась ситуация в пограничных с Сирией районах Ирака. 4 марта в результате нападения боевиков в иракской приграничной зоне были убиты 48 сирийских военнослужащих и 9 сопровождавших их иракских солдат. Сирийцы возвращались на родину, после того как отступили на территорию Ирака под натиском мятежников. Сообщается, что за последние дни иракские пограничники и военные пресекли несколько попыток незаконного пересечения границы боевиками сирийских экстремистских группировок. Иракские власти в срочном порядке усиливают границу с Сирией, особенно в провинции Анбар.

8 марта главы военных ведомств Судана и Южного Судана подписали в Аддис-Абебе соглашение о выводе войск своих стран из пограничной демилитаризованной зоны. Процесс вывода войск должен начаться в период с 10 по 14 марта и завершиться 5 апреля. 10 марта Судан уже начал вывод своих войск из демилитаризованной зоны.

Генеральный директор МАГАТЭ Ю. Амано сообщил, что «Иран не проявляет необходимого сотрудничества, которое позволило бы нам предоставить надежные гарантии отсутствия незаявленных ядерных материалов и деятельности».

Госсекретарь США Дж. Керри заявил, «окно возможностей для дипломатического решения иранской ядерной проблемы, по определению, не может оставаться бесконечно открытым. Еще есть время, чтобы решить данную проблему, если иранцы готовы подойти к этому серьезно, но оно ограничено. Переговоры не будут продолжаться ради переговоров, и нельзя, чтобы они становились инструментом для затягивания, что приведет к более опасной ситуации». При этом Керри не отрицает право Ирана на обладание «безопасным ядерным потенциалом», для чего Тегеран должен придерживаться «определенных стандартов». Вице-президент США Дж. Байден подчеркнул, что для прекращения разработки Ираном ядерного оружия США не исключают никаких вариантов воздействия, в том числе военного. Глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Дж. Мэттис считает, что действующие в настоящее время международные санкции не в состоянии помешать Ирану создать ядерное оружие.

Пакистанская армия при поддержке боевой авиации провела успешные операции против боевиков радикального исламистского движения «Техрик-е Талибан Пакистан» в племенных областях Хайбер и Верхний Оракзай на северо-западе страны. Военные захватили несколько крупнейших и стратегически важных баз и укрытий местных талибов, уничтожено большое число боевиков.

9 марта тысячи мусульман устроили погром в христианском районе Лахора и сожгли около 170 домов. Поводом для этого стало обвинение в богохульстве и осквернении имени пророка Мухаммеда, выдвинутое против одного из жителей квартала. Сотням христианских семей, опасающимся за свою жизнь, пришлось покинуть район. 10 марта христиане вышли на демонстрации, требуя от правительства восстановить сгоревшие дома. Полиция арестовала 150 человек, которые обвиняются в сжигании домов христиан.

8 марта премьер-министр Туниса А. Ларайед объявил состав нового правительства страны, в который вошли все партии, которые были представлены в предыдущем кабинете: исламистская «Ан-Нахда», светский «Конгресс за республику» (ее лидером является президент Туниса с М. Марзуки) и левоцентристская партия «Ат-Такаттуль». В то же время «Ан-Нахда» отказалась от ключевых министерств: иностранных дел, обороны и МВД. Эти ведомства возглавили независимые технократы. А. Ларайед рассчитывает, что парламентские выборы в Тунисе пройдут не позже ноября, а новое правительство республики начнет действовать до конца года.

6 марта Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за частичную отмену сроком на один год введенного в 1992 г. эмбарго на поставки оружия в Сомали. Таким образом, в течение года сомалийское правительство может приобретать легкое вооружение. При этом сохраняется запрет на поставки в страну зенитных ракет, включая ПЗРК, различного артиллерийского вооружения, противотанковых управляемых ракет, мин и прицелов ночного видения. Совет Безопасности также продлил на год пребывание на территории Сомали около 18 тыс. военнослужащих и полицейских сил Африканского Союза.

Нестабильная обстановка сохраняется в Ливии. Всеобщий национальный конгресс (ВНК, парламент) страны 10 марта приостановил свою работу на неопределенный срок в связи с покушением на его председателя М. аль-Магарифа, произошедшего 5 марта. М. аль-Магариф отказался вести заседания ВНК в условиях не прекращающегося давления со стороны вооруженных группировок.

Экстремисты различных группировок стран Африки и Азии, включая Мали и Сирию, после свержения режима Каддафи получили доступ к большому количеству вооружений, находившихся в свое время на складах ливийских правительственных войск, сообщил глава Африканского командования ВС США генерал К. Хэм. Он признал, что попытки США вернуть с помощью местных властей эти вооружения обратно на правительственные склады или выкупить их у экстремистов пока увенчались лишь «скромным успехом». Хэм отметил, что это вызывает у американского военного командования серьезную обеспокоенность, поскольку оружие, в том числе ПЗРК, могут быть использованы террористами против интересов США за рубежом.

Приложение

 

 

О проблемах обеспечения национальной безопасности Марокко

 

 

Важное геополитическое положение Марокко на стыке Африки и Европы и вблизи важных морских коммуникаций в Атлантике и Средиземноморье; наличие территориальных и иных противоречий с соседними государствами и территориями, прежде всего, отсутствие реальных перспектив урегулирования ситуации вокруг Западной Сахары; соперничество с Алжиром за лидерство в Арабском Магрибе; рост влияния исламского фундаментализма и активности оппозиционных сил в целом, что, наряду со сложным экономическим положением страны, негативным образом сказывается на внутриполитической стабильности королевства, определяют приоритеты руководства Марокко в области обеспечения национальной безопасности и обороны.

Основным вопросом марокканской политики, главным фактором, влияющим на состояние национальной безопасности страны, остается проблема Западной Сахары. Рабат всячески стремится добиться официального международного признания этой территории как неотъемлемой части королевства, прилагает значительные усилия по ее освоению. В настоящее время Марокко, не отвергая переговоров о политическом урегулировании проблемы, одновременно выдвигает условия, которые практически сводят на нет возможное их проведение. Неурегулированность западносахарского конфликта сохраняет потенциальную опасность для стабильности на северо-западе Африке. Более того, при определенных обстоятельствах этот конфликт вновь может обостриться, и даже перерасти в военные столкновения.

Соперничество между Марокко и Алжиром – крупнейшими государствами Магриба – продолжает серьезно осложнять ситуацию на северо-западе Африке. Марокко рассматривает Алжир своим главным противником и обеспокоено наращиванием соседом своей военной мощи. Но главным является различие подходов по Западной Сахаре: Алжир выступает за самоопределение этой территории, помогает Фронту ПОЛИСАРИО, выступающему за ее независимость. Зарубежные эксперты считают, что марокканская военная политика и военное строительство продолжают «фокусироваться на возможной конфронтации с Алжиром в большей степени, чем на конфликт с Фронтом ПОЛИСАРИО». Между странами есть и нерешенные вопросы погранично-территориального характера. Но одновременно у соседей имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Так, через территорию Марокко проходит газопровод Алжир — Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы обе страны. В последнее время наметились признаки определенного потепления в мароккано-алжирских отношениях. Однако, как видится, сделанные в Рабате и Алжире сигналы примирения могут получить дальнейшее развитие лишь в случае, если одна из сторон изменит свою позицию по сахарской проблеме, что представляется маловероятным. В целом же, как показывает история отношений двух государств, ни Марокко, ни Алжир не стремятся доводить ситуацию до взрывоопасного состояния.

Руководство Марокко в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безопасности придает важнейшее значение развитию военно-политических связей с государствами Запада, которые рассматриваются Рабатом в качестве союзников, хотя формальных договоров о взаимной обороне с ними не подписано. Мароккано-американские отношения развиваются стабильно. Стратегическое положение Марокко обусловливает повышенное внимание Вашингтона к этой стране. С 2004 г. королевство имеет статус важного союзника США вне НАТО. Вашингтон рассматривает Рабат в качестве надежного партнера в Магрибе, арабском мире и Африке, на поддержку которого он может рассчитывать. Рабат, сознавая важность для страны американской финансово-экономической и военно-технической помощи, также заинтересован в развитии многопланового сотрудничества с США.

Давние традиции имеет военно-политическое партнерство Марокко с Францией. Правящие круги королевства воспринимают Францию как важного гаранта безопасности и стабильности марокканского государства. Марокко «безоговорочно» поддержало действия Франции в Мали и разрешило самолетам французских ВВС использовать свое воздушное пространство в интересах обеспечения военной операции в этой стране.

Сотрудничество с Испанией рассматривается марокканским руководством как важный фактор стабильности в Западном Средиземноморье. Вместе с тем, с этой страной имеется ряд серьезных нерешенных проблем. Главная из них — вопрос о принадлежности анклавов Сеута и Мелилья и ряда других более мелких территорий, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль. Испания отказывается делать это, что периодически приводит к осложнению двусторонних отношений. Существуют разногласия и по распределению зон рыболовства в Средиземном море и Атлантике. Имеются противоречия из-за линии морской границы между Канарскими островами и марокканским регионом Тарфия. В целом же наличие спорных вопросов не мешает развитию двусторонних связей, в том числе по военной линии.

Марокко развивает военное сотрудничество и с другими странами НАТО, с которыми подписаны соответствующие двусторонние договоры и соглашения. Кроме того, Марокко, наряду с Мавританией, Египтом, Израилем, Тунисом, Иорданией и Алжиром участвует в совместном диалоге с Североатлантическим союзом, в ходе которого рассматриваются вопросы сотрудничества между его НАТО и перечисленными государствами.

Беспокойной остается для Рабата проблема нелегальной эмиграции из Марокко в Западную Европу через территорию Испании и Португалии. И если власти этих двух государств принимают меры по пресечению потока нелегальных эмигрантов, то марокканское правительство порою сознательно закрывает глаза на данное явление, т. к. не испытывает особого желания препятствовать оттоку из страны избыточной рабочей силы.

Серьезную угрозу безопасности и стабильности марокканского государства представляет деятельность экстремистских и террористических исламистских группировок, в том числе связанных с «Аль-Каидой» в странах исламского Магриба». Несмотря на принимаемые властями активные меры, им пока не удается нанести решительное поражение экстремистам. В вопросах борьбы с терроризмом Марокко сотрудничает с Францией, Испанией, Португалией и рядом других стран.

В настоящее время в условиях обостряющихся негативных явлений, приобретающих в своей совокупности черты системного кризиса, к главным задачам королевского режима на внутриполитической арене следует отнести: принятие эффективных мер по сохранению у власти правящей династии, обеспечение надежного контроля над развитием ситуации в стране, недопущение раскола общества по этническим и религиозным признакам.

«Арабская весна» затронула Марокко в меньшей степени, чем ряд других стран региона, и не привела к коренным изменениям в политической организации государства, а тем более к смене правящего режима. Тем не менее, начиная с февраля 2011 г. в Марокко проходили протестные выступления (в основном мирные), зачастую принимавшие массовый характер. Главным требованием протестующих было ограничение прерогатив монарха. И здесь надо отдать должное марокканским властям, которые не допустили выхода ситуации из-под контроля, стремились перехватить инициативу у оппозиции.

9 марта 2011 г. король Мохаммед VI объявил о проведении «глобальной конституционной реформы». Речь шла о признании берберской составляющей марокканского общества, становлении «независимой» юстиции, предоставлении больших прав регионам, расширении прав главы правительства, который стал назначаться не монархом, а его называет партия, победившая на парламентских выборах. Однако оппозиция расценила эти реформы как «слишком поверхностные», так как король после их проведения оставил за собой большую часть ключевых властных полномочий.

В ноябре 2011 г. на парламентских выборах наибольшее число мест получила исламистская Партия справедливости и развития. Король был вынужден назначить ее лидера А. Бенкирана главой правительства. В дальнейшем отношения дворца и кабинета министров не наладились. Мохаммед VI фактически создал параллельное правительство из числа своих советников. К тому же кабинет Бенкирана показал свою неспособность решать сложные и острые экономические и социальные проблемы Марокко. Темпы экономического роста снизились, выросла безработица, особенно среди молодежи. Как считают эксперты, противоречия между дворцом и возглавившими кабинет министров исламистами, скорее всего, должны привести к правительственному кризису, который осложнит обстановку в стране.

В целом на сегодняшний день монарх прочно удерживает власть в стране в своих руках. Однако системный кризис режима продолжает углубляться, грозя в перспективе достичь критической массы. И здесь многое будет зависеть от того, сможет ли правящий режим придать необходимый динамизм социально-экономическому развитию страны, способствовать развертыванию демократических процессов, решить многочисленные внутренние проблемы Марокко.

52.38MB | MySQL:103 | 0,562sec