Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25-31 марта 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и вокруг нее. На саммите ЛАГ в столице Катара Дохе Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии была признана «единственным законным представителем» сирийского народа.

26 марта в Дохе прошел очередной 24-й саммит Лиги арабских государств. Основным вопросом, обсуждавшемся на этом форуме, была ситуация в Сирии (см. ниже). Вторым по важности стала палестинская проблема. Участники саммита подтвердили право палестинского народа на создание своего независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме в границах 1967 г., призвали Европу и США признать Государство Палестина, а мировое сообщество — оказать давление на Израиль с тем, чтобы он снял блокаду с сектора Газа. По инициативе эмира Катара Х. Аль Тани был учрежден фонд поддержки Иерусалима с бюджетом в 1 млрд долларов для «финансирования проектов и программ, нацеленных на сохранение арабского и исламского характера города и укрепление стойкости его народа». Палестинцам же было указано на необходимость объединения их рядов, чтобы «противостоять существующим вызовам». Арабские лидеры также обсудили ситуацию в Ираке, Ливии, Судане, Сомали, Бахрейне и «иранское досье». Следующий, 25-й саммит Лиги пройдет через год в Кувейте.

В Сирии сохраняется сложная военно-политическая обстановка. В большинстве провинций страны продолжаются боевые действия между правительственными силами и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. На прошедшей неделе наиболее ожесточенные бои происходили в окрестностях Дамаска и в южной провинции Деръа. В самой столице боевики подвергли неоднократным минометным обстрелам центральные районы города, а также совершили несколько терактов.

На саммите ЛАГ в Дохе место официального Дамаска было передано оппозиции в лице НКРОС, которая будет представлять Сирию в организации «вплоть до проведения выборов, в результате которых будет сформировано правительство». В своем выступлении в Дохе лидер НКОРС М. аль-Хатыб, который так и не ушел со своего поста, потребовал предоставить оппозиции место Сирии в ООН и других международных организациях. Хатыб также призвал США задействовать размещенные в Турции ЗРК «Пэтриот» для защиты северных районов Сирии. Однако США отклонили эту просьбу, хотя позже, 29 марта, в Вашингтоне сообщили, что американская администрация рассматривает вариант введения бесполетной зоны в Сирии.

В итоговой декларации арабского саммита говорится о важности «политического выхода» из кризиса в Сирии, ускорения «процесса безопасной передачи власти», начала «переходного периода, проведения президентских и парламентских выборов для восстановления госинститутов», выражается необходимость предоставления политической и финансовой поддержки НКОРС, как «единственному законному представителю сирийского народа», говорится о поддержке формирования временного правительства Сирии во главе с Г. Хитто для управления в «освобожденных районах». В декларации подчеркивается, что все страны-члены ЛАГ «имеют право предоставлять все средства самозащиты, в том числе военные, чтобы поддержать движение сопротивления сирийского народа». ЛАГ призвала международные и региональные организации признать НКРОС в качестве «единственного законного представителя» Сирии. Как отмечают региональные наблюдатели, несмотря на возражение ряда стран, на саммите при активном давлении со стороны Катара ЛАГ взяла курс на полную поддержку непримиримой сирийской оппозиции, отказывающейся вести какой-либо диалог с режимом Асада, которого уже полностью «списали со счетов».

Решения, принятые в Дохе по Сирии, вызвали резкое осуждение в Дамаске. Глава МИД России С. Лавров заявил, что итоги саммита ЛАГ говорят о том, что организация отказалась от мирного регулирования конфликта в Сирии.

Участники саммита стран группы БРИКС (Бразилия, Индия, КНР, РФ, ЮАР), прошедшего на минувшей неделе в ЮАР, выразили «глубокую озабоченность в связи с ухудшением положения в сфере безопасности и гуманитарной ситуации в Сирии», осудили участившиеся случаи нарушения прав человека в этой стране и подтвердили неприятие любой дальнейшей милитаризации конфликта, подчеркнув, что возглавляемый сирийцами переходный политический процесс может быть обеспечен только через широкий национальный диалог. К участникам саммита БРИКС обратился президент Сирии Б. Асад, призвавший страны этой группы «предпринять все возможные усилия, чтобы прекратить страдания сирийского народа».

27 марта власти Катара передали в распоряжение «переходного правительства» сирийской оппозиции помещение посольства САР в Дохе.

Президент Франции Ф. Олланд считает, что оружие сирийской оппозиции может поставляться лишь в том случае, если доступ к нему не получат террористы, а в настоящий момент такой уверенности у Парижа нет.

В Египте не прекращается противостояние между властью исламистов во главе с президентом М. Мурси и различными оппозиционными силами. Апелляционный суд Каира 27 марта постановил отменить решения президента Египта от 22 ноября 2012 г. об отставке генпрокурора А. М. Махмуда и назначении новым главой ведомства Т. Ибрагима. В этой связи в администрации М. Мурси заявили, что изучат вердикт суда, после чего «предпримут соответствующие процедуры согласно закону и конституции».

М. Мурси 27 марта сообщил, что парламентские выборы в Египте могут состояться в октябре, а законодательный орган должен быть сформирован до конца года. Как известно, выборы в нижнюю палату парламента АРЕ были первоначально запланированы на период с 22 апреля по 24 июня. Однако 6 марта Административный суд Каира отменил указ президента об их  проведении в связи с нарушением процедуры одобрения нового закона о выборах и постановил передать документ на рассмотрение Конституционного суда на предмет его законности.

29 марта в Каире, Александрии и некоторых других городах страны состоялись демонстрации оппозиции, которые в большинстве случаев переросли в столкновения со сторонниками «Братьев-мусульман» и полицией. Власти усиливают репрессивные меры в отношении представителей оппозиции.

На полях саммита БРИКС в ЮАР 28 марта состоялась встреча президентов России и Египта В. Путина и М. Мурси. В ходе беседы Мурси заявил Путину о желании открыть новую страницу в энергетическом сотрудничестве двух стран, включая газовую сферу, а также высказал пожелание придать динамизм египетско-российским отношениям «на нынешнем этапе». В. Путин отметил, что отношения России и Египта всегда были особыми, а в настоящее время у двух государств «много перспективных направлений взаимодействия».

На минувшей неделе Израиль приступил к добыче собственного природного газа на шельфе Средиземного моря. Запасы месторождения «Тамара», расположенного примерно в 90 км к западу от Хайфы, оцениваются почти в 280 млрд кубометров. Добываемый газ, по планам правительства, пойдет, в первую очередь, на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

26 марта министр иностранных дел Турции А. Давутоглу представил условия Анкары для нормализации отношений с Израилем. Это: извинения за инцидент с т. н. «Флотилией мира» в 2010 г., выплата компенсаций пострадавшим в этом инциденте гражданам Турции и прекращение израильской блокады сектора Газа. Извинения премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху уже принес. Переговоры по компенсациям вскоре начнутся. В то же время израильтяне утверждают, что договоренности о нормализации отношений с Турцией не предусматривает снятия блокады Газы. По словам Давутоглу, Израиль также согласился на улучшение условий жизни палестинцев в секторе Газа, и вновь подтвердил приверженность Турции в содействии решению палестинской проблемы независимо от состояния отношений его страны с Израилем. Сообщается, что Турция обязалась прекратить использовать право вето в вопросах сотрудничества НАТО с Израилем.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) обязаны сложить оружие до того, как они покинут турецкую территорию, и для этого нет необходимости принятия специального закона. Со своей стороны, руководство РПК настаивает на законодательных гарантиях безопасного ухода боевиков из Турции, опасаясь нападения на них со стороны турецких военных, как это уже было при реализации договоренностей в 1999 г. и в 2004 г.

На минувшей неделе Афганистан посетил госсекретарь США Дж. Керри. Сообщается, что по итогам его переговоров с президентом Афганистана Х. Карзаем в основном удалось разрешить осложнения, возникшие в последнее время в отношениях между Кабулом и Вашингтоном. Так, Карзай отказался от своих недавних обвинений в адрес США в сговоре с движением «Талибан». Стороны также обсудили пути возможного привлечения талибов к официальным переговорам о национальном примирении в Афганистане. В частности, были поддержаны планы «Талибана» открыть свое представительство в Дохе в рамках процесса по афганскому примирению. Визит Керри совпал с передачей афганским властям контроля над тюрьмой «Парван», где содержатся наиболее опасные боевики-талибы. Американский спецназ также передал афганским военным свою базу в провинции Вардак. 30 марта Х. Карзай прибыл в Катар для обсуждения вопроса об открытии представительства талибов на территории эмирата и налаживании мирного процесса.

28 марта возобновила работу банковская система Кипра. При этом министерство финансов ввело ряд ограничений, направленных на предотвращение вывода клиентами средств со своих вкладов. Еврокомиссия заявила, что введение контроля за движением капиталов на Кипре соответствует правовым нормам Евросоюза, поскольку эти меры нацелены «на предотвращение значительного риска неконтролируемого оттока с депозитов, что могло бы привести к краху кредитные институты и немедленному риску полной дестабилизации финансовой системы Кипра». Сообщается, что вкладчики Банка Кипра, имеющие на счетах более 100 тыс. евро, рискуют лишиться до 60 проц своих сбережений в рамках плана реструктуризации кипрского долга, согласованного с ЕС и МВФ. Президент Кипра Н. Анастасиадес заявил, что страна не намерена покидать зону евро. В то же время Кипр продаст представительства своих банков в России, Украине и некоторых других странах. На Кипре не прекращаются протестные выступления населения, выступающего против финансовой политики правительства.

Парламент Бахрейна 27 марта принял закон, объявляющий ливанскую «Хизбаллу» террористической организацией. Власти королевства утверждают, что «Хизбалла» и Иран стоят за массовыми антиправительственными выступлениями местных шиитов, проходящими в стране на протяжении последних двух лет. В Манаме утверждают, что данный шаг «скоординирован» и повлечет за собой аналогичные меры в других аравийских монархиях.

Правительство Ливии в течение года намерено выделить на закупку новых вооружения и военной техники примерно 4,7 млрд долларов, что составит около 10 процентов госбюджета. Причем, по заявлениям ливийских военных, они намерены приобретать технику западного производства.

30 марта в Адене — главном городе на юге Йемена — вновь прошли выступления сторонников сепаратистов, выступающих за восстановление независимости Южного Йемена. В ходе столкновений с полицией имеются человеческие жертвы. В городе закрыты многие магазины, банки и школы.

На юге Алжира в районах нефтедобычи продолжаются протестные выступления безработных, требующих от властей начать диалог по социально-экономическим вопросам. Отметим, что о своей солидарности с протестующими заявила террористическая группировка «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Многотысячный «Национальный марш протеста» провели 31 марта ведущие профсоюзы Марокко, протестуя против экономической и социальной политики руководимого исламистами правительства.

Приложение

 

 

Мавритания: проблемы обеспечения национальной безопасности

 

 

Сложная военно-политическая обстановка в Африканском Сахеле и Магрибе, рост масштабов и активности террористической деятельности в регионе, наличие нерешенных территориально-пограничных проблем с соседними государствами, неурегулированность межэтнических отношений и активизация деятельности оппозиционных сил внутри страны определяют приоритеты руководства Исламской Республики Мавритании (ИРМ) в области обеспечения национальной безопасности.

Страна имеет обширную территорию (1,031 млн кв. км) и протяженные границы (сухопутные – 5574 км, морские – 754 км), но ее население немногочисленно (3,36 млн чел.), а экономика и транспортная инфраструктура развиты слабо. Мавританская армия (15,87 тыс. человек), слабо вооружена и недостаточно подготовлена. В этих условиях руководство Мавритании стремится обеспечить безопасность республики путем поддержания нормальных отношений с соседними странами, целенаправленно бороться с террористической угрозой, в меру возможностей укреплять национальные вооруженные силы и добиваться получения столь необходимой ИРМ зарубежной экономической, финансовой, технической и военно-технической помощи.

На сегодняшний день наибольшую угрозу безопасности мавританского государства представляет деятельность экстремистских и террористических группировок, прежде всего, трансграничной террористической организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ). По словам министра иностранных дел ИРМ Х. ульд Хамади, регион Сахеля превратился «в бочку с порохом, готовую взорваться в любой момент», здесь «действуют криминальные банды, занимающиеся наркобизнесом и контрабандой, а также террористические сети», а «вся зона Сахеля оказалась ослабленной как в социально-экономическом плане, так и в сфере безопасности». Мавритания высказывает серьезное опасение неконтролируемым распространением в регионе оружия, похищенного из ливийских военных складов, попаданием этого оружия в руки боевиком АКИМ и других террористических группировок.

Республика неоднократно подвергалась нападениям боевиков североафриканской «Аль-Каиды». Имеется информация, что на территории ИРМ расположены лагеря и базы этой группировки. В то же время слабость национальных силовых структур не позволяет властям надежно контролировать обширные малозаселенные пустынные районы страны, особенно на севере. После прихода к власти в ИРМ в 2008 г. нынешнего главы государства А. ульд Абдель Азиза правительство стало жестко придерживаться курса на бескомпромиссную борьбу с АКИМ. В последние годы местные силовые структуры ликвидировали большое число «спящих ячеек» террористов и предотвратили несколько готовившихся терактов. Мавритания прилагает усилия по налаживанию регионального и международного взаимодействия в деле борьбы с терроризмом. Республика сотрудничает в этом вопросе с Алжиром и другими соседними странами, хотя уровень и эффективность этого сотрудничества остаются невысокими. В 2010-2012 гг. мавританская армия в ответ на нападения боевиков провела несколько операций против баз и лагерей АКИМ на территории Мали.

В деле борьбы с терроризмом ИРМ также сотрудничает с США и Францией. Мавритания, наряду с другими странами Магриба и Сахеля участвует в реализуемой Вашингтоном «Трассахарской антитеррористической инициативе», в том числе в совместных специальных учениях «Флинтлок». В феврале-марте 2013 г. эти учения прошли на территории ИРМ. В них участвовали подразделения армий 20 арабских, африканских и европейских стран, а также США, которые отрабатывали действия наземных и воздушных сил при отражении «нестандартных угроз». Французы и американцы обучают мавританских военных антитеррористическим действиям. Из стран Запада в Мавританию поступает, хотя и в ограниченных количествах, необходимое для борьбы с терроризмом снаряжение и техника.

Военная операция в Мали, начавшаяся в январе 2013 г., усилила напряженность в регионе. Первоначально Мавритания отказалась от участия в ней, но не возражала против действий ВС Франции в соседней стране. Одновременно руководство ИРМ заявило, что любому нападению на республику будет дан жесткий отпор. Вдоль границ с Мали были развернуты дополнительные силы мавританской армии. В начале марта руководство ИРМ сообщило о готовности принять участие в международной операции в Мали в рамках миротворческой миссии ООН, «как только станет возможным». Также было заявлено, что участие в боевых действиях в Мали необходимо согласовать с политическими силами страны, получить согласие «всех мавританцев». При этом приоритетом для Мавритании по-прежнему остается «не воевать в Мали, а защитить собственную территорию».

В марте в Нуакшоте прошла конференция стран, граничащих с Мали, на которой ее участники договорились усилить меры для укрепления границ с тем, чтобы не допустить проникновения на свои территории террористов и криминальных элементов.

Негативное воздействие на Мавританию, ее отношения с Марокко продолжает оказывать неурегулированность западносахарской проблемы. Руководство ИРМ выступает за ее мирное политическое решение, но одновременно опасается, что в случае окончательного присоединения Западной Сахары к Марокко возможно активное проникновение сторонников Фронта ПОЛИСАРИО на территорию республики, что может привести к изменению баланса сил в ИРМ. Неурегулированным остается вопрос о принадлежности территории Гуэра — полуострова на юге Западной Сахары. Официальная граница разделяет его на две части — мавританскую и западносахарскую. По соглашению с Фронтом ПОЛИСАРИО Мавритания с 1979 г. занимает весь полуостров. Однако не исключено, что Марокко в случае решения в свою пользу проблемы Западной Сахары предъявит претензии на его сахарскую часть. Потеря этой территории может подорвать нормальное функционирование главного экономического центра и порта страны — Нуадибу. Мавритания также сохраняет недоверие к Марокко в связи с возможными претензиями северного соседа на территорию республики в целом.

В отношении Алжира имеются опасения того, что в случае возобновления военных действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО мавританская территория вновь будет использоваться западносахарцами и их алжирскими союзниками.

У Мавритании существуют нерешенные проблемы с Сенегалом на почве сложных этнорасовых отношений внутри каждого из государств. Однако Нуакшот и Дакар стремятся избегать обострения двусторонних отношений.

Для Мавритании характерно поддержание тесных контактов с НАТО как военно-политической организацией, так и на двусторонней основе с отдельными странами альянса. Наибольшее развитие получили политические, экономические и военные отношения с Францией, США, Испанией.

Мавритания, относящаяся к числу наиболее бедных и наименее развитых стран мира, остро нуждается в политическом, экономическом и социальном реформировании. В то же время в ИРМ очень сильны консервативные традиции и обычаи, племенные и клановые связи, но все еще слабо развиты институты гражданского общества. Почти половина населения республики живет в нищете, а более трети трудоспособных мавританцев не имеют работы.

К факторам, создающим угрозу внутриполитической стабильности в Мавритании, следует отнести неурегулированность отношений между арабо-берберами и негроидами. Периодически они приводят к конфликтам на этнорасовой почве. Опасность для безопасности государства представляют и периодические обострения межплеменных и межклановых противоречий.

На фоне нерешенных острых социально-экономических проблем в Мавритании укрепляются позиции исламистских организаций. Самой влиятельной из них является партия «Тавасуль», которая получает финансовую помощь от аравийских монархий, что позволяет исламистам вести активную благотворительную и коммерческую деятельность по всей стране. В политическом плане «Тавасуль» выступает за отставку главы государства, пытается диктовать правительству свою волю в вопросах борьбы с терроризмом.

Начиная с 2011 г. в Мавритании в целом активизируется деятельность оппозиционных сил, выступающих за отставку президента А. ульд Абдель Азиза и проведение в стране широких демократических реформ. Противники режима создали коалицию — Объединение демократической оппозиции (ОДО), в которую вошли более десяти партий и движений. Руководство ОДО обещает «продолжить мирное сопротивление» и сделать регулярными свои антипрезидентские митинги. Пока же выступления противников режима не носят масштабного характера. Власти, со своей стороны, прилагают усилия по расколу оппозиционных рядов.

52.37MB | MySQL:103 | 0,677sec