Десятилетие «Аль-Каиды в Ираке»

«Аль-Каида» уже в течение 10 лет ведет активную деятельность в Ираке. Этот период времени можно разделить на пять периодов, каждый из которых безусловно повлиял на тактическую линию радикальных исламистов в этой стране, характеризовался успехами или практически полным сворачиванием диверсионных операций

Первый период (2003-2004) «Аль-Каида в Ираке» (АКИ) призывает противостоять американской оккупации, используя  патриотические лозунги. Атакам подвергались в первую очередь просаддамовские структуры и коалиционные силы. Организация увеличила свое присутствие в западной и северной части Ирака и Багдаде, заручившись поддержкой местных жителей.
Во второй период (2005-2006) организация еще больше упрочила свое влияние за счет позиционирования себя в качестве защитника арабов-суннитов, окруженных курдами и шиитами и чьи права некому отстоять, кроме салафитского авангарда. Боевые действия в Фаллудже (2005) способствовали формированию того образа. С этого времени салафиты начали проводить массовые теракции против шиитов, а также все тех суннитов, кто не разделяет их идеологию.

Третий период (2007-2008) стал самым неблагоприятным в истории становления АКИ.  Группа была изгнана из большинства районов провинции Анбар. В этот период, «Аль-Каида»  начала активно создавать ячейки в шиитских городах. Она намеревалась посредством совершения серий терактов в населенных шиитами регионах  Ирака отвлечь в них значительное количество силовых структур страны. Тем самым салафиты ориентировались  на ослабление мер безопасности властей в суннитских районах страны.

В четвертый период (2009-2010) основные усилия салафитов были направлены на подготовку к выводу американских войск из Ирака. Большинство ударов были направлены исключительно против представителей силовых структур, чиновников, а также внедрению своих сторонников в различные учреждения Ирака. Наряду с этим АКИ постепенно отошла от использования заминированных автомобилей против гражданского населения с целью запугивания или наказания за сотрудничество с местной властью или американцами. Таким образом, радикалы стремятся избежать массовых жертв среди мирных граждан и не настраивать их против себя. Напротив исламисты успешно используют недовольство местных жителей высоким уровнем коррупции в стране и «точечно» уничтожают государственных чиновников, уличенных во взяточничестве, позиционируя себя в качестве исполнителей воли народа.

Наряду с этим «Аль-Каида» также сделала акцент на проведении сложных по исполнению диверсионных актах, с использованием террористов-смертников, бесшумного оружия, заложенных взрывных устройств.  Во многом на этом этапе салафиты ориентировались вернуть себе утраченную поддержку местных жителей.

С 2011 г. по  настоящее время проходит пятый период в истории «Аль-Каиды в Ираке». После вывода американских войск из страны, салафиты стали усиливать свой военный потенциал за счет неспособности национальных силовых структур эффективно противостоять радикальным исламистам. Несмотря на возрастающую численность иракских сил безопасности, а также относительные успехи в борьбе с терроризмом, они по-прежнему зависят от американской военной поддержки. Они подвержены коррупции и характеризуются наличием в их рядах элементов, связанных с радикальными группировками.

Вывод американских войск из Ирака расценен и представлен АКИ мусульманскому миру в качестве победы салафитов. Таким образом, исламисты использует это событие в пропагандистских целях для привлечения под свои знамена новых сторонников.

Невозможность включить вооруженные отряды в прошлом ударной силы против «Аль-Каиды в Ираке» суннитских отрядов самообороны «сахва» обеспечили приток  их боевиков в ряды фундаменталистов. Отличительной особенностью нынешнего этапа являются процессы «арабской весны», происходящие в соседних государствах и в первую очередь в Сирии. Радикальные исламисты  усилили сотрудничество между сторонниками «чистого ислама» двух стран. Одновременно усилилась поддержка  иракских салафитов со стороны государств Персидского залива, ориентированных на свержение режима Б.Асада, которого поддерживает нынешнее, большей частью шиитское правительство в Ираке. Багдад не заинтересован в том, чтобы препятствовать полетам грузовых самолетов Ирана через свое  воздушное пространство, свержение Асада может привести к усилению его суннитских и курдских противников в регионе.

Наряду с этим иракские вооруженные силы неоднократно выступали на стороне нынешнего сирийского правительства. Так, после иракских обстрелов правительственные войска Сирии атаковали КПП Аль-Ярихбийя, захваченным летом 2012 г повстанцами и выбили оттуда боевиков вооруженных формирований радикальных исламистов из «Джебхат ан-нусра». Раненые в боестолкновении  сирийские солдаты были переправлены для лечения в Ирак.

В настоящее время массовые акции протеста  с требованием к премьер-министру Н.аль-Малики прекратить преследование и дискриминацию суннитов охватили несколько районов Багдада, Рамади, Самарру, Мосул и Тикрит. Выступления в Ираке продолжаются с конца декабря 2012 г. и проходят в провинциях, населенных, преимущественно, представителями суннитского меньшинства. Протестующие добиваются отмены ряда положений антитеррористического закона, которые, по их мнению, позволяют властям «творить произвол», а также освобождения содержащихся «без суда и следствия» заключенных. Формальным поводом для непрекращающихся акций протеста стал арест телохранителей министра финансов Ирака, суннита Рафиа аль-Иссауи. По официальной версии, они были задержаны по подозрению в террористической деятельности.

В  марте этого года в провинции Анбар были арестованы 12 членов «Аль-Каиды». Они действовали в регионе при поддержке  А.аль-Сулеймана – лидера  крупного племени дулейм и в прошлом руководителя сил «сахва» в Ираке. Он поддерживал правительство Н.аль-Малики с 2008 года вплоть до выборов 2010 года, но затем обратился против него, обвиняя  премьера  в работе на Иран и участвует в организации акций протеста суннитов в г.Рамади  провинции Анбар. Учитывая значительный вес племени дулейм в этой провинции,  усиление сотрудничества с экстремистами можно рассматривать в качестве крайне опасной тенденции.

В  настоящее время поддержку радикальным исламистам оказывает также шейх Ахмед Абу Риша в прошлом лидер вооруженных формирований суннитов «сахва», которые боролись  против салафитов при прямой поддержке и помощи со стороны армии США с 2008 года. Тем не менее,  после вывода американских войск из Ирака в 2011 г. Абу Риша обвинил правительство Н.аль-Малики в  отказе включить суннитские отряды в регулярные армейские подразделения, невыплате их членам  заработной платы.

Участники суннитских протестных демонстраций требуют улучшения работы госструктур и принятия мер к искоренению коррупции во власти. Безусловно, салафиты будут стремиться радикализировать эту протестную активность, внедряя своих сторонников в среду демонстрантов. Сторонники «чистого ислама» станут позиционировать себя в качестве защитников интересов суннитов. Наряду с этим велика вероятность  радикализации в салафитском стиле протестующих масс с целью разжигания суннито-шиитского противостояния, что будет отвечать интересам внешних сил, заинтересованных в ослаблении поддержки, оказываемой иракским премьером Н.аль-Малики режиму Б.Асада. Так уже среди демонстрантов  помимо требований об уходе в отставку главы кабмина все отчетливее муссируются заявления о том, что Иран непосредственно контролирует Ирак.

В унисон усиливающейся протестной активности в стране АКИ взяла на себя ответственность за нападение на Министерство  юстиции в Багдаде 14 марта, в результате которого погибли 22 человека: 7 иракских полицейских и 15 гражданских лиц.
«Аль-Каида в Ираке» взяв на себя ответственность за теракт, заявила, что он был проведен в качестве  мести за женщин – сунниток, которых незаконно удерживают власти в тюрьмах страны.

Здание министерства было обозначено  АКИ, как «новая штаб-квартира» сефевидов и иранское министерство юстиции». В АКИ часто утверждают, что шииты под руководством правительства Н.аль-Малики являются «руками иранцев».

Наряду с этим проведенный теракт был осуществлен в рамках объявленной салафитами в июле 2012 г. кампании «Разрушение стен». При этом главный пропагандист радикалов Абу Дуа заявил, что акцент будет сделан на освобождении заключенных-мусульман.

После охвативших Ирак массовых суннитских протестов власти страны амнистировали десятки заключенных, содержавшихся в тюрьмах в соответствии с антитеррористическим законом. С начала 2013 г. Министерство юстиции Ирака  распорядилось выпустить на свободу 178 человек. В общей сложности были освобождены 335 заключенных, против которых не было найдено достаточно доказательств, или сроки их заключения подошли к концу.

Таким образом, салафиты позиционируя себя в качестве ревностных защитников иракских суннитов, приобретают дополнительную поддержку среди мирных жителей. По некоторым оценкам численность АКИ в настоящее время уже достигает около 2,5 тыс человек.

62.9MB | MySQL:102 | 0,519sec