Пакистан: начало предвыборной кампании

2 апреля 2013 г. президент Пакистана Асиф Али Зардари принял    присягу членов переходного правительства страны. В состав кабинета министров вошли четырнадцать человек.

Формирование исполнительных органов власти в переходный период после роспуска Национальной ассамблеи 16 марта 2013 г. протекает согласно  конституционным положениям. 25 марта 2013 г.  судья в отставке из Белуджистана Мир Хазар Хан Хосо   был утвержден в должности премьер-министр переходного правительства, главные министры провинций — несколькими днями позже.  Ими стали  в Панджабе — Наджам Сети,  в Синде — Захид Курбан Алви,  в Хайбер-Пахтунхва – судья в отставке Тарик Первез, и в Белуджистане — Наваб Гаус Бахш Барозай (так называемые технократы, т.е. беспартийные политические  активисты в прошлом, деятели культуры и искусства, а также отставники с государственной и судебной служб Пакистана).

Согласно конституции премьер-министр вправе самостоятельно  назначать  членов федерального переходного  кабинета. Он может учитывать  и мнения   новых главных министров провинций. В марте 2013 г.  все заинтересованные стороны, в том числе лидирующая в бывшей правящей коалиции Пакистанская народная партия (ПНП), а также основная оппозиционная политическая  сила Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа) (ПМЛ Н)  и военные  высказались в поддержку переговоров  и консультаций. Настойчивость основных соперничающих групп отражает сложность и остроту момента,  их стремление обеспечить  благоприятные условия для достижения собственного успеха и оказать влияние на окончательные решения в процессе формирования временных органов исполнительной власти.  Проведя ряд встреч  с представителями политических партий и военного командования, премьер приступил к формированию состава кабинета министров.

Сложно проанализировать мотивы принятия решений. Но, естественно,  численное преимущество было отдано представителям  Панджаба (крупнейшая провинция страны) – пять человек — Ахмед Билал Суфи, д-р Мусаддик  Малик, Ариф Низами, Шахзада Aхсан Ашраф Шейх  и Шахзада Джамал,  от Синда и Белуджистана по три представителя (Сохаль  Ваджахат  Сиддик, Магбул Рахматулла,  Юнус Сумро и Абдул Малик Каси, Асад  Уллах  Maндохель  и Мир Хасан Дхонки  соответственно), и от провинции Хайбер-Пахтунхва – два министра:Сания Ништар  и Фероз Джамал Шах Какахель.

Мандат временного правительства – проведение «свободных, справедливых и прозрачных выборов».  Оно также  обязалось  оказывать необходимую поддержку Избирательной комиссии Пакистана (ИКП).  В настоящий период ИКП проводит первый этап предвыборной общегосударственной кампании – прием документов кандидатов от политических партий и независимых кандидатов. Срок подачи документов заканчивается 7 апреля 2013 г.

Напряженные дни  и в избирательных штабах партий. Каждый день меняются данные о количестве заявок  партийных активистов на участие в выборах в Национальную и провинциальные ассамблеи.  Например, секретариат Пакистанской народной партии получил   более 16 000 заявлений, партия Движение за справедливость Пакистана —  более 4 500, ПМЛ (Н) – 3 215. Партии  самостоятельно  рассматривают документы и принимают решения о потенциальных кандидатах.  Одному из членов ПМЛ (Н)  2 апреля было отказано в выдаче билета для участия  в выборах. Она предприняла  неудавшуюся попытку  самосожжения в Пресс-Клубе Кветты, объяснив свой поступок  необъективным  поведением коллег по партии, в которой она активно работала в течение  пятнадцати лет.

Каждая политическая партия  заявила потенциальным кандидатам сумму, необходимую предоставить в залог для получения партийного  билета. ПНП – 40 000 рупий для участия в выборах в  Национальную ассамблею и 30 000  рупий  в провинциальные собрания. ПМЛ (Н) объявила о необходимости  положить на депозитный счет партии  соответственно 100 000 рупий и 75 000 рупий.  Партия Движение за справедливость Пакистана при определении суммы взноса  в основу положила возрастной ценз – 10 000 рупий принимаются от  кандидатов  в возрасте до 35 лет; старше  35 лет –30 000 рупий в выборах в НА: в  провинциальные собрания —  20 000 рупий.

Говоря об избирательной кампании 2013 г. в целом, многие эксперты в стране  предсказывают уменьшение численности номинантов, отчасти объясняя это усилением контроля со стороны ИКП за  ходом подготовки и проведения  выборов.

Избирательная комиссия Пакистана вправе предпринять дисциплинарные меры к недобросовестным кандидатам. Она уже  обратилась в Корпорацию электроснабжения Исламабада   и Компанию электросвязи Пакистана  с просьбой  предоставить списки должников  за электричество и телефонные счета из числа экс-законодателей, вновь выдвинувших свои  кандидатуры. В настоящее время ИКП проверяет оплату коммунальных счетов неплательщиков, чтобы не допустить их к участию во всеобщих выборах.

Одновременно ИКП обязала  кандидатов  предоставить информацию о  наличии финансовых счетов  в любом банке на день подачи заявления. Сотрудничая с налоговыми органами страны, в частности с Федеральным бюро доходов, она выявляет лиц, уличенных в уклонении от уплаты налогов, чтобы не допустить их к участию в выборах.  Для мониторинга расходов кандидатов и политических партий во время проведения избирательной кампании ИКП  сформировала  400 комиссий.

Верховный суд (ВС) Пакистана также внес свою лепту в процесс контроля за подготовкой выборов.  28 марта 2013 г.  он направил  уведомления 20 лицам, бывшим членам провинциальных собраний, а также обеих палат парламента (распущенной НА и действующего Сената).  Одновременно он  обратился в ИКП с требованием объяснить,   почему в список кандидатов включены фамилии персон, имеющих двойное гражданство. Тогда как  Статьи 63(1)(c) лишает лиц,  имеющих двойное гражданство,  права стать членами законодательных органов.   Причем  суд также отметил, что эти парламентарии пользуются льготами и привилегиями даже после их отставки.

ИКП столкнулась с необходимостью урегулировать многие вопросы в сжатые сроки до утверждения  официальных  списков кандидатов. А между тем времени до 17 апреля осталось очень мало. ИКП  также усилила меры, чтобы  избежать всевозможных нарушений в день выборов. 2 апреля 2013 г.   она отдала распоряжение поменять  секретарей  федеральных и провинциальных избирательных комиссий по всей стране с целью  не допустить нарушений правил, проявления кумовства, непотизма и т.д. (например, сотрудника ИКП, работающего в Панджабе, направила в избирательную комиссию в провинции Синд и т.д.)

Также члены  ИКП обязаны  проводить  контроль  и обеспечить проведение избирательной компании в соответствие с Кодексом о выборах.  Согласно его статьям запрещается  ношение всех видов оружия,  использование петард  и других взрывных устройств во время  массовых собраний и шествий в день выборов.

Большой опасностью для нормального хода выборной кампании является угроза  террористических актов.  Главные министры  переходных правительств провинций выразили беспокойство по этому поводу. Помимо  самых различных мер по предупреждению терактов большие надежды  возлагаются на вооруженные силы. Начальник штаба сухопутных войск генерал Ашфак Первез Кияни заверил, что «армия будет бдительно и эффективно обеспечивать безопасность во время выборов».

Федеральное переходное правительство разработало  «всеобъемлющий план обеспечения безопасности для проведения мирных, свободных, справедливых и прозрачных всеобщих выборов».  Но  руководство каждой  из провинций Пакистана сталкивается  как с общими, так и местными вызовами безопасности. Для их минимизации  угроз безопасности в Синде, например,  временное правительство намерено выдворить  2.5 млн незаконных поселенцев, проживающих в провинции, значительную часть из которых составляют иностранцы.

Предвыборная кампания  в Пакистане, по всему, обещает быть  напряженной и острой, борьба политических оппонентов – жесткой и беспренципной. В таких условиях многое будет зависеть от работы СМИ. Глава переходного кабинета министров уже обратился с призывом к представителям местных  средств массовой информации к объективности в работе, воздерживаться от грубости в выражениях и предвзятости к кандидатам, избегать провокативности при освещении текущих событий.

52.31MB | MySQL:103 | 0,485sec