Об использовании Турцией и Саудовской Аравией благотворительных организаций

Использование спецслужбами мусульманских государств  благотворительных организаций стало уже общим местом. Особенно в этом плане выделяются Саудовская Аравия и Турция, которые активно используют возможности общественных организаций для проведения разведывательной и иной деятельности в странах  мусульманского мира.

При этом «частный» характер этих организаций всегда дает возможность руководству этих стран вовремя дистанцироваться от них в случае необходимости, представив все инициативой частных лиц. Так неоднократно делал Эр-Рияд, когда выплывали факты использования филиалов саудовских благотворительных организаций для вербовки наемников в той же Чечне или Боснии. Не говоря уже о случаях финансирования со стороны «благотворителей» некоторых террористов, которые затем подорвали небоскребы в США. Для сведения – все саудовские организации, несмотря на  их различные названия и регистрацию, подчиняются и получают деньги из одного центра штаб-квартиры «Аль-Игасы». Помимо централизации управления достигается тем самым и еще один режим страховки. В случае откровенного провала и запрещения деятельности той или иной «организации» («Беневоленс Интернешнл» в США после терактов 11 сентября, или «Аль-Харамейн» в России) не страдает и выводится из-под удара центральная структура.

Отметим, что Анкара и Эр-Рияд ставят во главу деятельности этих фондов  разные идеологические принципы. В случае с саудовцами – это пропаганда идей ваххабизма и «возвращения к истинным ценностям». Если говорить проще, то Эр-Рияд в основу ставит принцип «суннитской солидарности», что мы сейчас наблюдаем на примере Сирии. Там иностранные джихадисты для борьбы с режимом Асада также вербуются через филиалы различных благотворительных саудовских фондов, которые действуют «под зонтиком» «Аль-Игасы».  Анкара, которая в отличие от Эр-Рияда  лишена таких мощных «козырей» как наличие двух основных исламских святынь на своей территории, а также финансовых ресурсов и арабской идентичности, вынуждена использовать тезис о «родстве тюркоязычных народов». В этом направлении действуют организация ТIКА и др. Естественно, что  этот «узкий принцип» не может в полной мере соответствовать амбициям нынешнего турецкого руководства  по приобретению глобального влияния в мусульманском мире.

Отсюда все более активное задействование турецким руководством благотворительных организаций с «нарезанием» им четких зон ответственности: кто-то занимается чисто «тюркской солидарностью», кто-то начинает работать уже более широким охватом, ставя в качестве первоочередных целей завоевание позиций в арабском мире без использования признака этнической идентичности при тесном сотрудничестве с турецким разведсообществом. Такая стратегия была разработана нынешним руководителем турецкой спецслужбы МИТ Хаканом Фиданом. Кстати, по совместительству и близкого друга нынешнего премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана.

В этой связи очень символичным является участие функционеров  TIKA в деле освобождения турецкого инженера С.Дикилитаса из талибского плена в Афганистане, в котором он провел около двух лет. Сама эта операция была поручена и проводилась исключительно сотрудниками МИТ. Однако функционеры  ТIКА сыграли  в ней основную роль, без которой на успех рассчитывать было бы сложно. Они установили контакты с похитителями, и долгое время вели переговоры с полевыми командирами талибов. Да и выкуп за  инженера в конечном счете был передан по каналам именно ТIКА в виде гуманитарной помощи. Тем самым турецкие власти сразу же оставили за скобками возможные обвинения в оказании помощи террористам и нарушении принципа отказа от практики  выплаты выкупа похитителям. Для сведения также напомним, что генеральным директором ТIКА до своего прихода на пост руководства турецких спецслужб был все тот же Х.Фидан.

Но эпизод с освобождением турецкого инженера не объясняется исключительно этим обстоятельством. Повторим, что задействование благотворительных организаций для решения деликатных задач является для турецких спецслужб частью стратегии. В те же события в Афганистане была активно вовлечена и  еще одна благотворительная турецкая организация   IHH. Именно функционеры последней «прославились» во время попытки прорыва «флотилии мира» в заблокированный сектор Газа в 2010 году, который стимулировал, пожалуй, самый серьезный кризис в израильско-турецких отношениях. IHH вообще очень тесно связана с МИТ и активно использовалась в операциях по освобождению западных заложников в Ливане и Сирии в последнее время. В прошлом месяце  в Ливии именно с помощью IHH МИТ Турции удалось добиться освобождения пяти британских спецназовцев, которые были похищены в Бенгази. Еще ранее,  в период активной фазы гражданской войны, структуры IHH смогли наладить контакты с исламистами Мисураты, что, безусловно, способствовало успешному восстанию и открытию «второго фронта» против М.Каддафи.

Основными направлениями деятельности IHH в настоящее время являются: сбор информации в лагерях сирийских беженцев и Ливане в интересах МИТ, весь комплекс контактов с ХАМАСом в секторе Газа по линии оказании гуманитарной помощи (в том числе и сопровождение гуманитарных конвоев).

Такая стратегия турецкого руководства, по оценке ряда экспертов, будет только набирать обороты. Это означает, что Анкара окончательно отходит от принципа пантюркизма как главной цели, рассматривая его только лишь как важную часть общей стратегии по гегемонии во всем исламском сообществе. И в связи с этим в очень скором времени мы можем стать свидетелями схватки между саудовскими и турецкими благотворительными фондами и организациями во всех частях мусульманского мира.

52.19MB | MySQL:103 | 0,532sec