Пропаганда «Аль-Каиды» и современные информационные технологии

Пропаганда радикального исламизма во Всемирной сети прошла несколько стадий. Первая началась в середине 1980-х гг. В этот период проповеди известных идеологов можно было увидеть на видеокассетах, в журналах, распространяемых главным образом в мечетях и молельных домах. В 80-е гг. наиболее популярными были проповеди «духовного отца» Усамы бен Ладена Абдаллы Аззама, видеозаписи боевых действий против советских войск в Афганистане.

Второй этап начался в середине 1990-х гг., когда отдельные сторонники «Аль-Каиды», обладая полным правом на распространение экстремистских материалов, стали создавать сайты в Интернете. Как правило, они были непосредственно связаны с радикальными группировками и самостоятельно решали, какие материалы следует размещать. Открытие первого влиятельного интернет-ресурса, подконтрольного «Аль-Каиде», произошло в феврале 2000 г. после создания во Всемирной сети сайта maalemaljihad.com. Вслед за этим в марте 2001 г. был образован alneda.com. Летом 2001 г. создан As-Sahab Media Production. Первым размещенным салафитами материалом стали кадры подрыва американского эсминца «Коул» у берегов Йемена. Ряд других интернет-сайтов, не связанных в то время непосредственно с «Аль-Каидой», но симпатизирующих салафитам, также занимал свою нишу в пропагандистском пространстве — Azzam Publications, At-Tibyan Publications (один из первых англоязычных форумов) и Sawt al-Qawqaz. Эти ресурсы позволяли «Аль-Каиде» и другим джихадистским организациями контролировать тех, кто подготовил и распространил материалы в Интернете.

Третий период начался в середине 2000-х гг. с появлением интерактивных форумов, администраторы которых способствовали усилению идеологии радикальных салафитов. Вместе с тем эти информационные ресурсы уже, как правило, не были связаны напрямую с экстремистскими организациями. Они имеют возможность размещать наиболее значительные материалы, разрешать или запрещать участие в интернет-обсуждениях отдельным пользователям. Участники из различных стран получают практически беспрепятственный доступ для размещения своих материалов и возможность задавать тон в дискуссиях.

Известный идеолог современного радикального исламизма Мустафа Сетмариям Насир, более известный под псевдонимом Абу Мусаб аль-Сури, в своем 1600-страничном трактате «Призыв к глобальному исламскому сопротивлению», размещенном в Интернете в январе 2005 г., призвал к джихаду через средства массовой информации на европейских языках.

Четвертая фаза эволюции радикальной исламистской пропаганды началась в конце 2000-х гг. Появление Web 2.0 — сетей как платформ, но гораздо понятней будет сказать интернет-сервисов, построенных на принципах коллективизма, отслеживания информационных потоков, открытости, доступности, существования полноценных пользовательских интерфейсов, ознаменовало «золотой век» онлайн пропаганды для глобального движения джихада. Сторонники идеологии «чистого ислама» получили возможность размещать статьи в Twitter, Facebook и YouTube, оставлять комментарии относительно происходящих событий в своих блогах. Отдельные пользователи теперь получили право принимать решения о степени актуальности размещаемого материала. Таким образом, контролировать пропаганду во Всемирной сети становится все более сложно.

Самые последние Web 2.0 инновации и создание социальных сетей (блогов, Facebook, YouTube, Twitter) делают практически невозможным контроль над производством пропагандисткой продукции. Социальные медиаплатформы позволили сторонникам «чистого ислама» делиться новостями и статьями. Новые технологии снизили планку для радикализации, что ранее было несколько сложнее.

Размещение информации на радикальных исламистских форумах проходит несколько стадий. Перед тем как видео с обращением лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири появляется в Интернете, оно проходит ряд подготовительных шагов. Происходит это так: во-первых, где-то в определенном регионе мира А. аз-Завахири записывает свое обращение. Затем курьеры доставляют его в некое безопасное место, где оно обрабатывается подконтрольной «Аль-Каиде» медиаструктурой «As-Sahab»: проводится его редакция, добавляются графические изображения, а также сопровождение в виде «нашид» (песнопение на арабском языке). После этого «As-Sahab» отправляет отредактированную версию обращения в «Al-Fajr Media», представляющую собой «официального дистрибьютора» пропагандистских материалов, созданных «Аль-Каидой». «Al-Fajr Media» затем направляет материал на интернет-форумы, такие как «Shamukh al-Islam». После этого администраторы сайта размещают материал для интерактивного обмена мнениями.Интерактивный характер социальных медиатехнологий и их быстрое принятие на вооружение аффилированными с «Аль-Каидой» группами создают новое поколение глобального джихада. Легкий доступ к платформам подобного вида будет способствовать более скорому присоединению к радикальным исламистским группировкам.

Радикальные исламистские форумы можно разделить на три категории. К первой относятся закрытые интернет-ресурсы, не доступные для широкого круга пользователей. Регистрация на сайтах подобного рода требует обязательной рекомендации со стороны авторитетных постоянных участников обсуждений. Вторая группа информационных ресурсов включает закрытые, но «видимые» (доступные для обнаружения) сайты, которые можно найти во Всемирной сети, но в их деятельности невозможно участвовать, не будучи членом форума. Вместе с тем такие сайты полезны тем, что с них можно свободно «скачивать» необходимые материалы идеологической и практической направленности. Стать полноправным участником онлайн-обсуждений здесь можно только по приглашению администрации сайта или по рекомендации проверенных пользователей ресурса. К третьей категории принадлежат сайты, доступные всем пользователям после обязательной регистрации. Однако, несмотря на свою доступность, такие форумы в силу ужесточения мер по борьбе с терроризмом довольно быстро закрываются. Это подталкивает их администраторов присоединяться к более крупным пропагандистским информационным ресурсам. Наиболее известные сайты третьего типа («Шамух аль-Ислам», «Ансар аль-Муджахидин», «Аль-Фида») специализируются на религиозно-методологическом обосновании и планировании диверсионных актов, методах подготовки терактов.

Администрация форумов стремится создать оптимальную атмосферу для ознакомления и радикализации участников обсуждений и получить нужное представление об «истинном исламе». Они предлагают для обсуждений темы, в которых больше политики, а не религии, манипулируют человеческим сознанием на вопросах вторжения воинских подразделений Запада в мусульманские страны, предлагают альтернативный западному вариант объяснения происходящего.

Одновременно администраторы форумов не допускают открытой критики предлагаемых салафитами норм с целью предупреждения конфликтов среди участников обсуждений. Например, после размещения видео с обращением одного из известных пропагандистов современного салафизма О. Хаммами с критикой сомалийской группировки «Аш-Шабаб» за их слабую приверженность идеям международного джихада администрация форума «Ansar al-mujahideen» запретила открытую дискуссию в Сети, опасаясь за репутацию «шабабовцев».

В попытке создать недоверие к основным СМИ форумы размещают свое видение происходящих международных событий, размещая комментарии известных идеологов «Аль-Каиды» относительно процессов на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Афганистане и Пакистане, продолжающейся «арабской весны» или сожжения Корана военнослужащими Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Выборочная подача фактов и тщательно отобранные религиозные догмы создают антизападные настроения, подогреваемые лидерами и исламскими учеными, и переводятся в плоскость борьбы между исламом и неверием.

В отношении «арабской весны» исламистские организации придерживаются двойной стратегии. В странах, где переход к новой политической системе прошел мирным путем, как в Египте, исламисты ведут открытую, по существу прозелитскую политику, превознося общество, основанное на нормах «чистого ислама». Например, в Египте это способствовало усилению авторитета салафитского идеолога Ахмеда Ашуша, который 16 сентября 2012 г. в своем обращении через медиа-ресурс «Al-Bayan» призвал к убийству американских создателей фильма о пророке Мухаммеде. В государствах, где вопрос о свержении правящих режимов («ближнего врага») уже решен, идеологи ориентируют широкие массы на более глобальные проекты, мобилизуя их посредством вызовов глобальному исламскому сообществу.

В тех государствах, в которых продолжается процесс противостояния с правящими режимами, как в Йемене, салафиты ориентированы на фокусирование внимания на локальных проблемах. В ситуации продолжающегося конфликта в Сирии, где исламисты находятся в прямом вооруженном противостоянии, акцент в обсуждениях делается на обсуждение правомочности совершаемых террористических актов, которые оправдываются необходимостью защиты суннитского населения. События в САР активно отслеживаются медиакрылом аффилированной с «Аль-Каидой» группировкой «Джабхат ан-нусра» — «Al-Manara al-Bayda».

Взаимосвязи между производителями пропагандистских материалов и их потребителями достаточно сложные, если можно использовать эти термины в вышеупомянутом контексте. Пользователи являются ключевым элементом распространения идеологии «чистого ислама». Участники форумов не только обсуждают подаваемую информацию в соцсетях, но и делятся со своими друзьями ссылками на различные интернет-ресурсы, содержащие материалы по экстремизму.

Вместе с тем отношения между авторитетными идеологами и массой участников форумов не всегда гармоничны. В частности, известный идеолог салафитской направленности Ахмед Гадан в послании к прежнему лидеру «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену пишет, что салафитам следует в пропагандистской работе перестать опираться больше частью на форумы в силу ограниченности пользовательской мусульманской аудитории. По словам А. Гадана, интернет-ресурсы искажают истинное лицо салафизма, делают молодых людей слишком фанатичными, а не «думающими» мусульманами.

В августе 2011 г. на форумах сторонников джихада и в социальных сетях была опубликована статья «Стратегическая теория сторонников джихада второго поколения: принципы и методология». Этот материал очень важен в свете процессов, происходящих в период «арабской весны», для понимания целей сторонников джихада, пользователей Facebook, Twitter. В документе второе поколение сторонников «чистого ислама» призывается к большей открытости для распространения «культуры джихада». Этот дух «открытости» должен распространяться и на форумы, и на социальные сети. Подчеркивается важность активной пропаганды, рассчитанной на завоевание широкой общественной поддержки мусульман. Рекомендуется избегать показа сцен насилия, таких как обезглавливание, которые могут негативно повлиять на восприятие идеологии «чистого ислама», а также создавать стимулирующие пропагандистские материалы, прежде чем начинать прямую пропаганду джихада. Предлагается сначала показать страдания исламского мира, а потом процитировать выдержки Корана, которые призывают к борьбе с неверными. Эта новая стратегическая теория предписывает использование социальных информационных сетей в качестве необходимого инструмента для «завоевания сердец и умов» новых поколений мусульман эпохи арабских революций с целью их обучения ценностям джихада.

Новая стратегия «Аль-Каиды» вырабатывает директивы, стратегическую концепцию и определяет цели джихада. На форумах постоянно распространяются материалы о идеологии салафизма, а также указания для тех, о ком в западной литературе говорится, что они проходят процесс саморадикализации, от которых исходит самая серьезная угроза западным странам. Это так называемые одинокие волки, деятельность которых чрезвычайно сложно отследить.

29.2MB | MySQL:67 | 0,717sec