Некоторые итоги 12-го заседания Российско-турецкой межправительственной комиссии

18–20 апреля 2013 г. в Анталье состоялось двенадцатое заседание Смешанной Российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.Как ожидалось, это мероприятие частично сгладило острые углы в отношениях двух стран на современном этапе, но не полностью.

Одной из перспективных целей Москвы и Анкары является существенное увеличение товарооборота и прямых иностранных инвестиций в экономики друг друга. Достичь этого стороны намерены посредством реализации различных государственных стратегий и программ, рассчитанных на средне- и долгосрочный период.

В протоколе заседания межправкомиссии указано, что создание благоприятных условий для взаимной торговли в целях достижения 100-миллиардного товарооборота (по данным турецкой статистики, в 2012 г. – более 33 млрд долларов) стали основными направлениями взаимодействия двух стран. В декабре 2012 г. в ходе официального визита российского президента Владимира Путина в Стамбул уже была подписана двусторонняя программа торгово-экономического сотрудничества до 2015 г.

Документ носит индикативный характер и является своего рода отраслевой «дорожной картой», определяющей на совместную стратегию партнерства в таких сферах как энергетика, промышленность, сельское хозяйство, туризм, региональное сотрудничество, транспорт, финансово-банковское сотрудничество. Программа призвана способствовать дальнейшему созданию благоприятных условий для реализации делового потенциала Москвы и Анкары.

Несмотря на принятие этого документа и договоренности, достигнутые по итогам мероприятия в Анталье, запланированное властями двух стран утроение нынешнего объема ежегодного товарооборота, скорее всего, не будет достигнуто через 3 года. Для этого потребуется еще, как минимум, 5–7 лет.

Основной причиной является несбалансированность взаимной торговли по объемам и структуре. Дисбаланс в пользу российской стороны туркам в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, «челночной» торговли, а также турецких фирм, работающих в России (по оценкам, около 4–5 млрд долларов).

По заявлению некоторых российских участников межправкомиссии, основным перспективным направлением двустороннего сотрудничества станет диверсификация экспорта-импорта за счет отхода от ярко выраженной ориентации на углеводороды. Для этого планируется реализовывать проекты логистических центров в Краснодарском крае, Ростовской области, Владикавказе, Махачкале и Казани и Стамбуле, а также расширять ассортимент товаров, которые будут поставляться друг другу.

Однако на этом пути не все гладко. Например,  турецкая сторона в нарушение международных правил и норм в области специальных защитных мер, а также имеющихся двусторонних договоренностей регулярно вводит заградительные пошлины против ряда российских товаров, поставляемых на турецкий рынок.

Вызывают беспокойство и осуществляемые сегодня посредством карго-перевозок (то есть крупнотоннажных контейнерных перевозок, для которых таможенное декларирование товаров осуществляется за 1 кг веса, а не по фактической номенклатуре изделий и их стоимости) поставки в Россию. Это вполне способно создать благоприятные условия для нелегального ввоза на российскую территорию товаров из Турции по заниженной стоимости и, соответственно, отличающихся низким уровнем качества.

Кроме того, отчетливо видна разница между странами в части предоставления подрядных и субподрядных услуг. Так, Турция стремительно прогрессирует в названной области. Сегодня в России работает около 2 тыс. турецких фирм и организаций, в которых трудятся более 100 тыс. квалифицированных рабочих, техников, инженеров и управленцев. Предприниматели из Турции ведут ряд строительных проектов для проведения Олимпийских игр в Сочи.

В свою очередь, российских строительных подрядных организаций в Турции гораздо меньше, что негативно сказывается на показателях товарооборота.

Двустороннее экономическое сотрудничество развивается на основе широкой договорно-правовой базы, которая включает ряд значимых актов. В ноябре минувшего года был подписан меморандум о взаимопонимании между Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (ТАПП) и Петербургским международным экономическим форумом в лице фонда «ПМЭФ».

Стоит отметить, что накануне проведения этого одного из крупнейших мировых бизнес-форумов, который состоится в Санкт-Петербурге 20–22 июня 2013 г., оба государства нацелены на действенное укрепление юридических договоренностей.

Так, в марте 2013 г. в Стамбуле состоялась совместная сессия ПМЭФ и ТАПП под названием «Россия и Турция — экономическая интеграция как фактор регионального развития». В ходе мероприятия обсуждались возможности дальнейшего углубления двусторонних торговых и инвестиционных отношений, а также их влияние на экономическую модернизацию региона.

По итогам прошлогоднего визита президента РФ Владимира Путина в Турцию были подписаны весьма важные двусторонние документы.

Компании «Роснефть» и «Чалык» заключили соглашение о сотрудничестве по созданию совместного предприятия в области маркетинга и дистрибьюции.

Сбербанк подписал два меморандума о взаимопонимании с Экспортно-кредитным банком Турции и Агентством по поддержке и привлечении инвестиций в Турцию.

Государственная корпорация «Росатом» и Министерство энергетики и природных ресурсов Турции подписали совместное заявление по проекту АЭС «Аккую».

Появление названных документов положительно скажется на развитии двусторонних связей, но вместе с тем, все же оставляет нерешенными некоторые важные проблемы.

 

Сценарии и прогнозы

Степень интереса России к турецкому рынку ограничивается лишь масштабными проектами, дивиденды от которых могут быть получены лишь в долгосрочной перспективе (например, строительство атомной электростанции «Аккую» и прокладка углеводородных магистралей через турецкую территорию).

Может случиться ситуация, при которой Москва вообще не получит ожидаемой отдачи. Ведь Анкара вполне способна переориентироваться с одного проекта на другой, исходя из собственных геополитических и экономических интересов.

Достаточно вспомнить историю с газопроводом «Набукко», который был ничем иным как конкурентом «Южному потоку». В российских интересах значилось развитие последней магистрали, а первая была важна Европе и США, которые на протяжении долгого времени пытаются ослабить мощь российских «энергетических мышц». Первоначально Турция, выступая на стороне Запада, активно лоббировала продвижение «Набукко», что всерьез настораживало Москву. Однако через некоторое время, поняв крайне низкую рентабельность этого некогда одного из самых популярных проектов последних лет, Анкара перешла на сторону России и присоединилась к другому проекту. В Москве было подписано соглашение, разрешающее прокладку «Южного потока» через исключительную экономическую зону Турции в Черном море.

В ответ на это Россия снизила цены на природный газ, который покупает Турция в рамках контрактов «бери или плати». В 2013 г. Анкара приобретет дополнительно 3 млрд куб. м невостребованного сырья из уже существующего газопровода. Стороны выразили готовность к развитию сотрудничества по экспорту газа и обсуждению вопросов по увеличению его поставок из России в Турцию по газопроводу «Голубой поток» или по трансбалканской магистрали «Западный маршрут», — отмечено в итоговом протоколе прошедшего заседания межправкомиссии.

По договору с Россией турецкая сторона обязуется или покупать установленный объем газа к определенному сроку, или выплачивать его стоимость, если даже она не нуждается в нем к этому сроку. Первоначально данные условия устраивали турецкую сторону, но с расширением других источников поступления газа, а также понижением спроса на него внутри страны, такого рода сделки стали невыгодными для Анкары.

Таким образом, заключив вышеупомянутое соглашение по «Южному потоку», Турция, прежде всего, позаботилась о собственных интересах. С одной стороны, она улучшила свои перспективы стать важным транзитным узлом Европы и Азии, а с другой — смогла обеспечить более благоприятные условия выплаты своих задолженностей по природному газу.

Становится понятным, что развитие двусторонних отношений в энергетической сфере будет строиться на основе стратегических планов государств в конкретный период времени. При этом уповать на достигнутые ранее договоренности не стоит, поскольку, как показывает практика, они вполне могут корректироваться в соответствии с повесткой дня. Ситуация с «Южным потоком» и «Набукко» – яркое тому доказательство.

Еще одним острым углом экономических отношений в обозримой перспективе останется российский экспорт в Турцию. Дело в том, что закрепиться на турецком рынке способны лишь крупные отечественные компании, особенно в энергетической сфере, а мелкий и средний бизнес часто остается не у дел.

Основная проблема кроется в том, что российское государство лоббирует лишь интересы «тяжеловесов», рассчитывая на солидные доходы от их деятельности. Для существенной активизации торговых показателей российской стороне необходимо разработать долгосрочную экспортную стратегию, ориентированную на турецкий рынок. Причем, такая стратегия есть у Анкары, что является ее существенным преимуществом, так как с помощью этой государственной программы возможно кратно увеличить отдачу от взаимной торговли.

Пока Россия будет делать ставку лишь на масштабные проекты с турецкой стороной и ожидать возвращения крупных инвестиций, забывая о мелких и средних (например, подрядных или субподрядных) фирмах, которые могли бы проявить себя на турецком рынке, полноценного результата от взаимных связей не будет. Ведь двусторонние или многосторонние сырьевые сделки вполне могут нереализованными, поскольку напрямую зависят от политической конъюнктуры, которая может стремительно меняться. В свою очередь, мелкое и среднее предпринимательство не так зависит от внешнеполитической ситуации, так как в нем преобладает частный капитал, но определенная государственная поддержка ему все-таки не помешает.

Вообще, декларированное стратегическое партнерство двух стран будут еще более прочным, если стороны примут во внимание имеющиеся проблемы и постараются их нивелировать.

Как представляется, несмотря на подписанную программу совместного сотрудничества до 2015 г., фактическое российское участие на турецком рынке вряд ли будет расширено за счет поставок альтернативной углеводородам продукции, поскольку «сырьевое проклятие» все еще сильно опутывает российское хозяйство. Это естественно не самым лучшим образом сказывается на разнообразии и диверсификации внешнеэкономических предложений.

В свою очередь, турецкая сторона постарается выжать максимум из этого документа, чтобы создать хороший задел для успешной реализации своей долгосрочной экспортной стратегии на российском векторе, который является для Анкары приоритетным.

Скорее всего, Турция продолжит вести взвешенную внешнюю политику, которая будет тесно переплетена с прагматичными экономическими интересами. Это необходимо учитывать российской стороне, особенно в вопросах, имеющих важное значение для ее собственного развития.

Было бы не лишним внимательно следить за тем, как меняется тональность тех или иных заявлений, а также поведение Турции на международном и региональном треке, чтобы попытаться предугадать ее возможные шаги в адрес России.

Москва, по всей видимости, будет и дальше оставаться для Анкары одновременно и визави (речь об энергетическом авторитете), и торговым партнером, но при политико-экономических катаклизмах баланс этих ролей может меняться в ту или иную сторону.

На современном этапе экономическое сотрудничество двух государств в целом можно назвать эффективным и взаимовыгодным, а в отдельных случаях и стратегически важным. Речь идет об энергетических отношениях, которые являются остовом двустороннего партнерства.

Довольно отчетливо наметились, но пока не получили практической реализации, новые направления экономического сотрудничества, причем не только в отношении совместной торговли, но и в сфере инвестирования. Во многом этому способствовала принятая в Турции долгосрочная государственная программа по серьезному увеличению экспорта, в которой российскому рынку отводится важнейшая роль.

Следует ожидать резкого увеличения российских капиталовложений в турецкое хозяйство после начала реализации крупных инвестиционных проектов на турецкой территории. Прежде всего, это касается строительства АЭС в Турции.

Имеющиеся на сегодня политические разногласия между Москвой и Стамбулом будут и дальше выступать неким ингибитором их экономического взаимодействия, но, судя по высокой степени значимости обеих экономик друг для друга, не следует ожидать наступления патовой ситуации для этого партнерства в обозримой перспективе. Слишком много поставлено на кон. К тому же, амбициозный показатель товарооборота в 100 млрд долларов побуждает государства вынести за скобки внешнеполитические дела и сосредоточиться на развитии хозяйственных связей.

52.24MB | MySQL:103 | 0,466sec