О развитии политической ситуации в Сирии

Недавние спешные визиты в Россию госсекретаря США Дж.Керри и британского премьер-министра Д.Кэмерона для обсуждения с российским руководством перспектив сирийского урегулирования не несут в себе никакого ожидаемого некоторыми экспертами «прорыва» на сирийском направлении. Москва просто предприняла довольно неожиданный и гениальный шаг по предупреждению Запада и их союзников — Катар и Саудовскую Аравию от непродуманных шагов  по организации иностранной интервенции в Сирию. Тема  поставок в Сирию ЗРК С-300 уже однажды была очень эффективно задействована российской дипломатией во время кризиса с иранским ядерным досье, когда Москва очень четко дала понять, что меры по давлению на Тегеран не должны включать в себя превентивные воздушно-ракетные удары.  Ровно такая же ситуация разыгрывается сейчас и в отношении Дамаска.

Активизация подготовки при помощи американских инструкторов иорданских ВВС и спецназа для проведения локальных операций в отношении арсеналов сирийского химического оружия, а также пропагандистское раздувание темы «ограниченного применения» сирийской армией химического оружия против повстанцев вынудили российское руководство прибегнуть к обыкновенному, но очень действенному методу дипломатического шантажа. При этом желание поставить в Сирию самые эффективные на сегодняшний день системы ПВО не были озвучены вслух и официально. Была допущена лишь утечка, что произвело самое необходимое впечатление.

В случае дислокации С-300 на сирийской территории ситуация с возможными локальными операциями  по захвату складов с химическим оружием становится критической. При таком сценарии говорить о быстром и успешном завершении операции можно очень осторожно, поскольку «выпадает» участие авиакрыла. Причем как в силовом компоненте, так и в транспортном. Попытаться уничтожить комплексы на этапе их разгрузки довольно сложно, поскольку наверняка такую операцию будет прикрывать российская эскадра. После этого любая атака на вставшие на боевое дежурство С-300 чревата очень большими потерями атакующих.

Собственно, это соображение в первую очередь и взволновало Запад, поскольку при таком развитии событий химическое оружие может очень спокойно «уплыть» в руки радикалов и исламистов. Это прекрасно понимают и в Москве, поэтому   ни о каких поставках в Сирию комплексов С-300 речи сейчас не идет.  Идет просто демонстрация того, что игнорировать российскую позицию при разрешении  сирийского конфликта «себе дороже». Комментарии на Смоленской площади к указанному событию четко акцентируют внимание «западной общественности» на том факте, что «предыдущие контракты» по линии ВТС с Дамаском буду выполнены неукоснительно. Если называть вещи своими именами, то речь идет о четком сигнале «всем заинтересованным сторонам». Его расшифровка следующая – Россия будет продолжать оказывать всестороннюю дипломатическую и военно-техническую поддержку  Дамаску.

Сама по себе такая позиция делает абсолютно бессмысленной  запланированную международную конференцию по Сирии. Если только какая-то из сторон не пойдет на серьезные уступки. Москва после произошедшего точно этого делать не станет. Речь может идти только о заключении соглашения о перемирии между воюющими сторонами, что сделать практически довольно сложно с учетом крайней разобщенности повстанцев  и отсутствия у них единой вертикали управления. Кроме того, оппоненты Б.Асада готовы садиться за стол переговоров с сирийским руководством только после того, как нынешний сирийский президент уйдет в отставку.

Кроме того, Дамаск, не без помощи Москвы, похоже, сумел перехватить стратегическую инициативу. По крайней мере, об этом свидетельствует хроника боевых действий. Повстанцы явно испытывают дефицит боеприпасов, что позволяет сирийской армии проводить плановые «зачистки» захваченных ранее вооруженными отрядами оппозиции населенных пунктов. Это свидетельствует о том, что у повстанцев в настоящее время нет сил для нанесения отвлекающих ударов. Эта тактика ранее ими задействовалась на регулярной основе, что не позволяло сирийским вооруженным силам  сконцентрироваться на главном направлении. Налицо и кризис в руководстве Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил /НКОРС/, которая попытается 23 мая с.г. выбрать нового председателя.

В общем и целом определилась со своими дальнейшим участием в сирийском конфликте и ливанская «Хизбалла». Активизация участия боевиков этой организации произошла сразу же после краткого визита в Тегеран руководителя  организации шейха Насраллы. Во время встречи с Верховным лидером ИРИ Али Хаменеи он довел до него озабоченность «части руководства партии» в отношении все более тесной вовлеченности «Хизбаллы» в сирийский конфликт. Несмотря на это, Хаменеи призвал Насраллу усилить поддержку режима Б.Асада всеми «доступными методами». Это собственно сейчас и происходит, а это означает, что Насралла и его сторонники получили поддержку Тегерана против своих оппонентов и конкурентов внутри самой организации.

52.25MB | MySQL:103 | 0,540sec