Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 мая 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и Сирии. В Пакистане 11 мая прошли выборы в Национальную ассамблею (нижнюю палату парламента) и четыре региональных ассамблеи. Наибольшее число депутатских мандатов получила оппозиционная Пакистанская мусульманская лига (фракция Наваза) во главе с бывшим премьер-министром страны (1990-1993 гг. и 1997-1999 гг.) Н. Шарифом. В ходе визита в Россию госсекретаря США Дж. Керри Москва и Вашингтон договорились о созыве в конце мая с. г. новой международной конференции по сирийскому урегулированию.

Состоявшиеся 11 мая в Пакистане парламентские выборы стали первыми в истории страны, которые прошли в запланированные сроки в соответствии с пакистанской конституцией. По их итогам в Пакистане также впервые произойдет смена правительства законным демократическим путем.

За 272 места в парламенте боролись около 5 тыс. кандидатов, а за депутатские мандаты в региональных ассамблеях – несколько десятков тысяч человек. Напомним, что в нижней палате пакистанского парламента 342 места, однако 60 из них на постоянной основе закреплены за женщинами, а 10 — за представителями религиозных меньшинств. По предварительным данным, победу одержала умеренно консервативная оппозиционная партия Пакистанская мусульманская лига (фракция Наваза), выступавшая в составе альянса из десяти более мелких исламских и националистических партий. Партия может получить до 130 депутатских мандатов. Второе место с большим отрывом заняло светское Пакистанское движение за справедливость (лидер И. Хан). На третьей позиции бывшая правящая Пакистанская народная партия. Ее возглавляет Р. Зардари – сын президента страны А. А. Зардари. Сообщается, что Н. Шариф уже начал консультации по формированию правительства.

Нынешние выборы в Пакистане проходили в очень сложной и напряженной обстановке. Пакистанское отделение движения «Талибан» заявило о намерении сорвать выборы, объявив их «неисламскими». На протяжении всей предвыборной кампании в стране не прекращались теракты и другие насильственные акции, приведшие к гибели более 100 человек. Еще 24 человека погибли в результате терактов непосредственно в день голосования. И это при том, что для обеспечения безопасности во время выборов власти задействовали свыше 600 тыс. сотрудников силовых структур, в том числе 75 тыс. военнослужащих. Еще одной очень важной особенностью нынешней избирательной кампании стало то, что она проходила в условиях роста фундаменталистских настроений. Характерно, что голосование проходило при очень высокой для Пакистана явке избирателей, составившей свыше 60 процентов. Это было неожиданно для властей, которым пришлось на час продлить работу избирательных участков.

В Сирии продолжается вооруженное противостояние между сторонниками и противниками режима президента САР Б. Асада. На минувшей неделе наиболее крупные и ожесточенные бои велись в провинции Хомс в центральной части страны и в южной провинции Деръа, где правительственные войска очистили от мятежников стратегическое шоссе Дамаск – Деръа, соединяющее Сирию с Иорданией.

Ситуация в Сирии стала одной из ведущих тем переговоров, которые провел 7 мая в Москве с российским руководством госсекретарь США Дж. Керри. Глава американской дипломатии заверил президента России В. Путина в том, что Вашингтон разделяет подходы Москвы в отношении урегулирования ситуации в Сирии, в частности, в контексте обеспечения региональной безопасности. По итогам переговоров Россия и США договорились поощрять диалог сирийского правительства и оппозиции, и с этой целью приняли решение созвать в конце мая международную конференцию по Сирии, которая должна стать продолжением состоявшейся в июне 2012 г. встречи в Женеве. Россия и США также договорились об укреплении сотрудничества разведок двух стран для проверки информации об использовании химического оружия в Сирии. В то же время Керри подтвердил позицию США, заключающуюся в том, что Б. Асад не является легитимным руководителем Сирии и находится вне рамок возможных договоренностей о смене власти в этой стране. Между тем, как считают эксперты, международную встречу по сирийскому урегулированию вряд ли удастся организовать до конца мая, «так как по ее формату пока слишком много расхождений».

Официальный Дамаск приветствовал сближение позиций Москвы и Вашингтона по Сирии. Национальная коалиция сирийской оппозиции также приветствовала достигнутые в Москве договоренности по Сирии, но подчеркнула, что любое урегулирование в стране должно начаться лишь после ухода президента Асада.

Сирийская тема была в числе главных на встрече 10 мая в Сочи президента России В. Путина с премьер-министром Великобритании Д. Кэмероном. По оценке В. Путина, у России и Великобритании «есть общая заинтересованность в скорейшем прекращении насилия и запуске процесса мирного урегулирования, сохранении Сирии как территориально целостного, суверенного государства». «Не секрет, что наши взгляды отличаются, но мы разделяем фундаментальную цель — установить конец конфликта, дать возможность народу Сирии выбирать свое правительство и предотвратить рост экстремизма», заявил Д. Кэмерон.

В. Путин обсудил по телефону с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху ситуацию вокруг Сирии. Ожидается, что в ближайшее время Б. Нетаньяху посетит Россию для переговоров с президентом России по сирийским проблемам. 6 мая глава МИД РФ С. Лавров обсудил со своим сирийским коллегой В. Муаллемом последствия авиаудара Израиля по сирийской территории. «С российской стороны вновь прозвучал призыв к максимальной сдержанности. Лавров подчеркнул недопустимость нарушения суверенитета и территориальной целостности САР, других государств региона, особенно в контексте продолжающегося в Сирии разрушительного и опасного внутреннего конфликта».

На прошедшей неделе активно обсуждался вопрос о российских военных поставках Сирии, особенно зенитных ракетных систем С-300. В этой связи С. Лавров заявил, что Москва не собирается заключать с Дамаском новые военные сделки, но завершит поставки по подписанным ранее контрактам. При этом Лавров не стал уточнять, касаются ли они С-300, подчеркнув лишь, что речь идет о системах ПВО. США считают, что РФ должна воздержаться от поставок оружия в Сирию. Так в Белом доме прокомментировали сообщения СМИ о том, что РФ готовится поставить в Сирию ЗРС С-300.

Ситуация вокруг Сирии может серьезно осложниться из-за терактов, совершенных 11 мая в турецком городе Рейханлы недалеко от сирийской границы. В результате двух взрывов здесь погибли 46 и получили ранения свыше 100 человек. Турецкие власти обвиняют в произошедшем спецслужбы Сирии, что в Дамаске категорически отрицают. Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу заявил, что Анкара оставляет за собой право на «любые действия» в ответ на теракты. В то же время премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган 12 мая заявил, что серия взрывов в Рейханлы была устроена с целью втянуть его страну в войну с соседним государством. Он заявил, что Турция должна сохранять спокойствие и не поддаваться провокациям.

8 мая боевики сепаратистской  Рабочей партии Курдистана (РПК) начали вывод своих отрядов с территории Турции в иракскую курдскую автономию. Между тем власти Ирака отказались предоставлять убежище уходящим из Турции боевикам, заявив, что правительство «не согласно с вводом на его территорию вооруженной группировки», которая может представлять угрозу безопасности страны. Однако Багдад не контролирует территорию курдской автономии, руководство которой дало согласие на прибытие боевиков РПК.

Сложная обстановка сохраняется в Ливии. Боевики региональных «бригад» (прежде всего из Мисураты), принимавших участие в 2011 г. в войне за свержение режима Каддафи, после принятия 5 мая закона «О политической изоляции», который предусматривает запрет для высокопоставленных чиновников служить в новых государственных структурах, продолжают оказывать давление на высшие органы власти страны. В частности, боевики требуют отставки премьер-министра Ливии А. Зейдана. 6 мая они вновь заблокировали здания МИДа и Минюста Ливии в Триполи, которую сняли 11 мая. Ухудшается ситуация в сфере безопасности. В стране продолжают совершаться теракты, происходят столкновения между различными вооруженными группировками. В этих условиях США и Великобритания приняли решение о временном выводе из Ливии части вспомогательного персонала своих дипломатических представительств в этой стране. Часть своего персонала отозвала из Ливии и британская нефтяная компания «Бритиш петролеум». Пентагон сообщил о приведении в готовность двух подразделений спецназа, которые могут быть переброшены в Ливию для эвакуации граждан США.

Россия продолжит оказывать Афганистану помощь по различным направлениям, заявил В. Путин на заседании Совета безопасности РФ о ситуации в этой стране. Президент России указал на угрозу осложнения ситуации в Афганистане и регионе в целом в связи с предстоящим выводом основной части иностранного военного контингента, ростом активности антиправительственных сил и расширением наркотрафика, а также неготовностью афганских силовиков самостоятельно преодолеть вызовы в сфере безопасности.

США после вывода до конца 2014 г. основной части воинского контингента из Афганистана намерены оставить под своим контролем в этой стране девять военных баз: в Кабуле, Баграме, Мазари-Шарифе, Джалалабаде, Гардезе, Кандагаре, Гельменде и Герате. «Мы согласны оставить им эти базы, поскольку это отвечает интересам Афганистана», заявил 9 мая президент Афганистана Х. Карзай. США не стремятся иметь постоянные военные базы в Афганистане после вывода своих войск из страны, сообщил представитель Белого дома, а «любое присутствие США после 2014 г. будет только по приглашению афганского правительства — для обучения местных силовиков или преследования оставшихся боевиков «Аль-Каиды». В то же время президент Б. Обама заявил 11 мая, что Соединенным Штатам необходимо оставить в Афганистане после 2014 г. войска численностью до 22 тыс. человек.

В Иране 11 мая завершилась регистрация кандидатов на пост президента страны на выборах, которые состоятся 14 июня. Всего было зарегистрировано 686 кандидатов, в том числе 37 видных политиков. В их числе бывший президент ИРИ А. А. Хашеми-Рафсанджани (1989-1997 гг.). Наблюдатели считают, что участие в выборах Рафсанджани может стать серьезной проблемой для сторонников жесткой линии в Иране, близких к верховному руководителю страны А. Хаменеи. Опросы показывают, что Рафсанджани — наиболее популярный среди кандидатов. Кандидаты, зарегистрировавшиеся для участия в выборах, должны быть одобрены Советом стражей Конституции — надпарламентским органом в Иране. Имена кандидатов, которые будут участвовать в выборах, будут объявлены МВД ИРИ 22-23 мая.

7 мая в Египте был обновлен состав правительства во главе с Х. Кандилем. Портфели получили девять новых министров: нефти и минеральных ресурсов, сельского хозяйства и мелиорации, юстиции, культуры, инвестиций, по делам древностей, планирования и международного сотрудничества, финансов, по делам парламента. Задержка в формировании обновленного состава кабинета министров, по мнению египетских наблюдателей, связана с отказом ряда ведущих политических деятелей входить в непопулярное в стране правительство Кандиля. Отметим, что после произошедших изменений в правительстве увеличилось представительство «Братьев-мусульман». Оппозиция называет правительство Кандиля «политизированным и непрофессиональным» и возлагает на него всю ответственность за нестабильность в стране и экономический кризис.

В Израиле 11 мая в городах Тель-Авив, Хайфа, Ашдод, Иерусалим и Рамат-Гана прошли протестные выступления населения против предстоящих жестких мер правительства по сокращению бюджетных расходов и повышению налогов. Всего в протестных мероприятиях приняли участие около десяти тысяч израильтян.

Приложение

 

 

О вооруженных силах Омана

 

 

Руководство Султаната Оман в условиях сложной и периодически обостряющейся военно-политической обстановки в зоне Персидского залива уделяет постоянное внимание вопросам упрочения обороны страны и повышению боеспособности национальных вооруженных сил.

ВС Омана (42,6 тыс. чел.) состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и султанской гвардии. Помимо армии имеются формирования племенной гвардии, полиция береговой охраны и полицейское авиакрыло. Военный бюджет страны постоянно увеличивается и в 2011 г. составил 4,27 млрд долларов (6,4 процента от годового ВВП). В оманской конституции (ст. 14) записано, что «только государство может учреждать вооруженные силы, организации общественной безопасности и другие формирования, являющиеся собственностью нации, в задачу которых входит защита государства, охрана безопасности его территории и спокойствия граждан. Никакая организация или отдельная группа не могут создавать военные или полувоенные формирования».

Верховным главнокомандующим ВС является султан (он же министр обороны), который определяет военную политику страны. При главе государства имеется Военный совет обороны. Султан руководит вооруженными силами через министерство обороны и генштаб.

В военно-административном отношении территория Омана разделена на два территориальных командования (округа): Южный (Дофар) и Северный (остальная часть страны).

Военно-доктринальные установки Омана основаны на том, что страна не будет вести агрессивных войн. Официально потенциальный противник не определен. Оборону территории Султаната Оман в силу ограниченности людских, экономических и собственно военных ресурсов предполагается осуществлять при помощи союзников из ССАГПЗ, США и Великобритании. Особое внимание оманское руководство уделяет обороне зоны Ормузского пролива.

В боевом составе сухопутных войск (25 тыс. чел.) имеются три штаба бригад (бронетанковых – 1, пехотных – 2), другие части и подразделения. Главное вооружение представлено 117 основными танками (М60 и «Челленджер-2»), 132 артиллерийскими орудиями, в том числе 24 самоходными, 6 РСЗО, 88 ПТРК, до 100 ПЗРК. В США в 2011 г. заказано 100 ПТУР «Джавелин» и 18 самоходных пусковых установок ЗРК малой дальности «Эвенджер» (290 ракет). В целом сухопутные войска Омана по уровню технической оснащенности уступают армиям других аравийских монархий. На их вооружении нет БМП, мало самоходной артиллерии, средств ПВО, разведывательной техники. В то же время оманская армия отличается хорошей боевой выучкой.

ВВС (5 тыс. чел.) предназначены для прикрытия наиболее важных административных, экономических и военных объектов, оказания авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки, переброски войск, военной техники и других грузов. На ВВС возложены также задачи по отслеживанию уровня загрязненности атмосферы и сбору данных о рыбных ресурсах в прибрежных водах. На вооружении состоит 54 боевых самолета. Основу боевой мощи ВВС составляют 12 тактических истребителей F-16С/D и 14 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар». Также имеется 16 учебных и 16 транспортных самолетов, 41 транспортный вертолет.

С британской фирмой BAE Systems в 2012 г. подписан контракт на 2,5 млрд евро на приобретение 12 истребителей «Ефрофайтер Тайфун» и восьми учебно-боевых самолетов «Хок» Mk 128. Поставку самолетов планируется осуществить в 2014-2017 гг. В США намечено приобрести еще 18 самолетов F-16С/D Блок 50/52, ракеты класса «воздух-земля», управляемые авиабомбы, электронное и разведывательное оборудование, а также модернизировать имеющиеся в ВВС истребители F-16. В Испании у фирмы Airbus Military в 2012 г. заказано пять транспортных и три морских патрульных самолета С295. Планируется продлить срок службы истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» и дополнительно закупить крупную партию вертолетов.

По своему техническому оснащению и боевым возможностям ВВС Омана заметно отстают от военной авиации Саудовской Аравии и ОАЭ.

В состав ВВС входят подразделения ПВО, имеющие на вооружении 20 ПУ ЗУР ближнего действия. Оман ведет переговоры с США о подключении к региональной системе ПРО в зоне Персидского залива.

ВМС (4,2 тыс. чел.) предназначены для выполнения задач по охране территориальных вод, портов, контроля за входом в Персидский залив, несения морской пограничной службы, охраны рыболовства и 200-мильной экономической зоны, предотвращения нелегальной миграции и контрабанды наркотиков, а также оказания помощи терпящим бедствие в море. Корабельный состав (включая Береговую охрану) представлен восемью боевыми кораблями, включая два корвета, и 69 боевыми катерами, в том числе четырьмя ракетными. Имеется 16 вертолетов ПЛО «Супер Линкс». В Сингапуре заказано четыре патрульных катера.

Султанская гвардия (6,4 тыс. чел.) включает в себя бригаду гвардии, два полка спецвойск, морской отряд и авиационное крыло. На вооружении имеются ПЗРК и ПТРК.

Повышение боеспособности и боевой мощи ВС осуществляется путем их оснащения современными образцами вооружения и военной техники, улучшения качества подготовки всех категорий личного состава. В войсках организована регулярная и качественная боевая подготовка. Ее программой предусмотрено ежегодное проведение итоговых учений с участием всех видов вооруженных сил. В то же время руководство Омана никогда не ставило и не ставит перед собой задачу создания таких вооруженных сил, которые могли бы вести широкомасштабные военные действия. Основной упор в военном строительстве в настоящее время делается на создание системы обороны, основанной на мобильных силах, оснащенных бронетехникой, средствами ПВО, а также на сбалансированных по своему боевому составу ВВС и ВМС. Большое внимание уделяется совершенствованию системы военной связи, управлению войсками и разведке. Вместе с тем, слабой остается ремонтная база. Оманская армия по-прежнему в очень сильной степени зависит от иностранных военных специалистов, особенно в деле эксплуатации и обслуживания вооружения и военной техники. В целом же в вопросах военного строительства Оман ориентируется на Великобританию и США.

Военной промышленностью страна в настоящее время не располагает, однако султан Кабус поставил задачу создать в Омане собственную военно-промышленную базу, основу которой должны составить совместные предприятия с зарубежными компаниями.

В последние годы Оман заметно активизировал военно-технические связи с иностранными государствами, возросли закупки вооружения для национальных ВС. Ведущими партнерами Султаната в сфере ВТС по-прежнему остаются США и Великобритания. Военные и военно-технические связи поддерживаются также с Индией, Пакистаном, Германией, Францией, ЮАР, Иорданией и Саудовской Аравией. В период с 2008 по 2011 г. Оман приобрел за рубежом продукции военного назначения на 2,2 млрд долларов, в том числе на 1,5 млрд долларов в США. За этот же период были подписаны новые военные контракты на сумму 700 млн долларов (200 млн – с США, 500 млн – со странами Западной Европы). Ожидается, что с 2013 по 2016 г. Оман закупит за рубежом вооружений и военной техники на сумму 4,59 млрд долларов.

Наиболее динамично развиваются американо-оманское военное сотрудничество. Помимо поставок вооружений, американцы помогают в подготовке военных кадров. Так, оманские военнослужащие обучаются в США по специальным программам по специальностям управление войсками, разведка, тыловое обеспечение, обеспечение безопасности на море, борьба с терроризмом. На регулярной основе проводятся совместные учения вооруженных сил двух стран: сухопутные, военно-воздушные, военно-морские и воздушно-десантные. Оман активно участвует в военном сотрудничестве в рамках ССАГПЗ. Проводятся совместные учения с ВС Индии, Иордании и Пакистана. Оман является единственной страной в ССАГПЗ, которая поддерживает военные связи с Ираном, в частности, проводит с этой страной совместные военно-морские учения.

Оманская армия официально не участвует в политической жизни страны, но является одним из основных гарантов безопасности монархического режима.

В целом вооруженные силы Омана по своей численности, боеспособности и техническому оснащению в состоянии вести боевые действия лишь ограниченного масштаба и не способны самостоятельно решать задачи по защите страны от масштабного внешнего нападения. Поэтому руководство Султаната Оман в деле обеспечения внешней безопасности государства продолжит курс на укрепление военно-политических связей с ведущими странами Запада и союзнических отношений с государствами-членами ССАГПЗ.

52.16MB | MySQL:103 | 0,437sec