Израиль, экономический обзор: апрель 2013 г

В апреле Государство Израиль отметило свой 65-летний юбилей по еврейскому календарю (дата образования государства – 14 мая 1948 г. – соответствует еврейской дате 5 ияра 5708 г., которая является плавающей по отношению к используемому повсеместно григорианскому календарю). За этот период страна проделала огромный путь от бедного, экономически неразвитого государства до мирового лидера в области высоких технологий, члена клуба самых развитых стран мира – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Апрель интересен также и тем, что в этом месяце стали появляться первые результаты деятельности нового правительства Израиля, особенно в сфере экономической политики. К тому же, в апреле подводятся итоги экономической активности первого квартала текущего года.

Актуальные экономические события апреля 2013 г. нашли своё отражение в настоящем обзоре, который состоит из следующих разделов: макроэкономические аспекты, внешнеэкономические аспекты, российско-израильское сотрудничество, высокие технологии и венчурный бизнес, энергетика, сельское хозяйство и пищевая промышленность, недвижимость, население и рабочая сила.

Макроэкономические аспекты

В апреле вышла сравнительная статистика Центрального статистического бюро (ЦСБ) Израиля по основным показателям экономического роста страны. Выборочные данные динамики изменения этих показателей в погодовом сравнении представлены в таблице ниже:

ВВП

Частное потребление

Затраты на товары длительного пользования
на душу населения

Выпуск продукции делового сектора

Инвестиции в основные активы

1 квартал 2013

2,8%

5,6%

14%

2%

-14,7%

4 квартал 2012

2,6%

-0,5%

-4%

3,4%

-11%

Другой важный показатель развития экономики Израиля – рассчитываемый Центробанком страны синтетический Индекс состояния экономики продемонстрировал в первые 4 месяца 2013 г. следующую динамику роста (по уточненным данным):

Январь

Февраль

Март

Апрель

0,25%

0,17%

0,07%

0,21%

​Этот индекс является показателем изменений экономической активности в реальном времени. Он рассчитывается на основе 7 компонентов, отражающих основные аспекты этого процесса. Основой роста индекса в апреле послужил рост экспорта товаров и услуг (на 7,1% – исключая услуги связи и продукцию сельского хозяйства), а также импорта потребительских товаров и средств производства (5,9% –  исключая топливо).

В апреле, согласно данным ЦСБ Израиля, Индекс потребительских цен (ИПЦ), являющийся основным индикатором уровня инфляции в стране, увеличился на 0,4%, что соответствует прогнозам большинства экспертов, однако является наибольшим ростом в текущем году. Динамика изменения товарных групп, продемонстрировавших в апреле наибольшую амплитуду колебаний, представлена в следующей таблице:

Одежда и обувь

Свежие фрукты и овощи

Продукты питания

Жильё

3,8%

3,1%

1%

0,9%

Культура и развлечения

Транспорт

Мебель и хозяйственные принадлежности

Здравоохранение

-0,2% -0,9% -0,4% -0,1%

Таким образом, за 12 месяцев ИПЦ вырос на 0,8%, а с начала года – на 0,4%, что абсолютно укладывается в установленный правительством Израиля коридор в 1-3% в год.

Низкий уровень инфляции поддерживается и довольно высоким курсом национальной валюты Израиля. Сильный шекель снижает экспортный потенциал страны. Поэтому в апреле, впервые с лета 2011 г., Банк Израиля начал производить интервенции на валютный рынок страны, покупая доллары, чтобы привести курс шекеля хотя бы на уровень не ниже 3,6 шек.\долл. США. Некоторые эксперты полагают, что оптимальным был бы курс 3,8 шек.\долл. США.

Приобретение долларов израильским Центробанком увеличило резервы иностранной валюты страны на $179 млн., которые составили к концу апреля текущего года $77,15 млрд., что всё же ниже рекордного уровня января 2013 г., когда они достигли уровня в $78,4 млрд.

Рассчитываемый компаниями «Globes Research» и «PwC Israel» индекс потребительской уверенности (ИПУ)  продемонстрировал в первом квартале 2013 г. следующую динамику:

Январь

Февраль

Март

5,3 п.

-5,5 п.

6,6 п.

Таким образом, ИПУ впервые с июня 2012 г. поднялся выше 80 пунктов, составив 80,8 пункта (за 100 взят уровень 1996 г.). Получается, что индекс довольно неустойчив в последнее время. Это, судя по всему, связано с неуверенностью населения Израиля в своём экономическом благополучии в ближайшее время.

По-прежнему дефицит государственного бюджета является одной из основных макроэкономических проблем Израиля. Так, по данным министерства финансов страны, в первые 4 месяца 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. он увеличился на 75% до уровня в 7,7 млрд шек. В апреле дефицит составил 3 млрд шек., что даёт за 12 месяцев 42,3 млрд шек. – 4,5% ВВП. Правительственные расходы составили в этом месяце 24 млрд шек., включая 19 млрд министерских трат и 4,7 млрд расходов на обслуживание долга. Таким образом, в январе–апреле 2013 г. израильские министерства потратили 71 млрд шек., что на 4% больше потраченного в аналогичный период 2012 г. Расходы на оборону сократились на 3,9%, а траты гражданских ведомств наоборот возросли на 6,9%.

Налоговые поступления в апреле составили 18,5 млрд шек., а в первые 4 месяца текущего года – 75,9, что на 1,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом именно снижение поступлений налогов явилось, по официальным данным, одной из важных причин роста бюджетного дефицита в Израиле. Это, в свою очередь, объясняется еще более резким ростом возврата излишне уплаченного налога на прибыль корпораций. В 2012 г. бюджет возвратил корпорациям 4,8 млрд шек. переплаченного налога – увеличение на 55%, по сравнению с предыдущим годом. Дело в том, что в конце финансового года корпорации рассчитывают свой предполагаемый доход и, исходя из этого, платят авансом налог на прибыль. По завершении года и составлении отчета о прибылях и убытках компании или доплачивают необходимые суммы в бюджет, или получают возмещение излишне выплаченного налога из бюджета.  С точки зрения налоговиков и финансовых властей Израиля, наибольшую тревогу вызывает не провал в бюджете 2013 г., а ощущение того, что этот провал может оказаться индикатором структурного негативного сдвига в израильской экономике. Компании, выплачивая налог за 2011 г., основывали свои прогнозы на данных отчетов 2009 г. как одного из самых неблагоприятных годов для мировой и израильской экономики. Если прибыли даже этого года оказались намного выше, чем прибыли 2011 г., речь идет о падении доходности всего израильского корпоративного сектора. У налоговой службы пока нет четкого ответа на вопрос, чем это падение вызвано, но оно окажет самое негативное воздействие на налоговую ситуацию в этом и следующем году.

Возникает вопрос прогнозирования дефицита бюджета по итогам 2013 г. По оценкам экспертов министерства финансов Израиля, он составит не менее 4% ВВП – т.е. 40 млрд щек. В начале года же планировалось, что этот показатель не превысит 3% ВВП (напомним, что при утверждении двухгодичного бюджета на 2011–2012 гг. этот показатель был запланирован на уровне 1,5%). Проблема состоит в том, что пока не утвержден бюджет на 2013 г., ежемесячные траты рассчитываются как 1\12 от бюджета 2012 г. Это должно в результате привести к дефициту бюджета в размере 4,5% ВВП – сложно будет урезать большие суммы уже в течение собственно исполнения бюджета. Так что разговор тут уже ведётся скорее о 2014 г. Банк Израиля настаивает на необходимости удержать дефицит на уровне 3% ВВП, тогда как в министерстве финансов страны полагают поставить более мягкую цель – 3,5% ВВП. Остается только дожидаться финального решения.

Что же касается самого бюджета, то новый министр финансов Израиля Я. Лапид принял решение отказаться от практики формирования двухгодичного бюджета из-за слишком большой разницы между прогнозами и реальным его исполнением. Этот шаг согласован с премьер-министром страны. Лапид также принял решение представить бюджет сразу на 18 месяцев (то есть и на 2014 г. тоже). По его мнению, это позволит более эффективно решать текущие экономические проблемы Израиля. В апреле же представленный им бюджет получил одобрение кабинета министров Израиля.

В апреле стало известно, что Я. Лапид принял решение сократить на несколько процентных пунктов налоговые льготы для компаний центрального Израиля, предполагающиеся по Закону о поощрении капитальных инвестиций. Это сделано на основании рекомендаций министерства финансов, согласно которым разница в налоговой нагрузке между бенифициарными компаниями и другими компаниями должна сократиться, а между компаниями центра страны и периферии – увеличиться. Налоговая нагрузка компаний центральной части Израиля будет приведена в соответствие с налоговой нагрузкой их основных иностранных конкурентов.

В поисках получения дополнительных доходов в казну финансовая комиссия Кнессета в апреле одобрила повышение налога на пиво, предложенное еще в июне 2012 г. тогдашним министром финансов Израиля
Ю. Штайницем. Таким образом, налог на пиво увеличился с 2,18 шек. до 4,19 шек. за литр. Отмечается, что эта мера является частью реформы налогообложения алкогольной продукции, начатой несколько лет назад и которая должна быть завершена к январю 2014 г., в рамках которой налог на литр 100% спирта составляет 84 шек., что означает указанную сумму в пересчете на пиво. Производители и потребители пива выразили обеспокоенность происходящим. В Интернете было собрано несколько тысяч подписей под петицией, призывающей правительство вернуть налог на пиво на прежний уровень. Против повышения налога также выступали объединение промышленников и пивоваренные заводы, особенно небольшие компании, производящие более дорогие сорта пива в относительно малых количествах. За счет экономии на масштабе два крупнейших производителя пива в Израиле «Coca-Cola» и «Tempo Beverages Ltd.», контролирующих 98% рынка, смогут несколько сдержать рост стоимости своей продукции. Однако мелкие пивоварни, например Shapiro», будут вынуждены резко увеличить стоимость своей продукции, что негативно скажется на её потреблении. Казне же эта мера принесет 245 млн шек. в год. Члены финансовой комиссии пообещали подумать о том, как поддержать мелкие пивоварни.

Ещё одним важным шагом нового правительства в апреле стало одобрение им Закона о концентрации в экономике, подготовленного по итогам работы соответствующей комиссии, созданной под давлением массовых протестов, прокатившихся по Израилю несколько лет назад. Основные положения закона можно разделить на три части: оценка концентрации при приватизации государственных активов; ограничение деятельности бизнес пирамид (не более двух уровней); разделение финансовых и нефинансовых холдингов. Кнессет несколько ужесточил ряд пунктов закона, однако его суть не изменилась. Ответственным за исполнение этого акта является новый министр промышленности, труда и торговли Израиля Н. Беннет.

Продолжая подведение итогов первого квартала, отметим, что, по данным «IVC GKH Law Offices», в этот период в Израиле было совершено шесть сделок прямого инвестирования на сумму в $192 млн. Это на 72% ниже уровня инвестиций четвертого квартала 2012 г., когда общая сумма восьми совершенных сделок составила $687 млн., но в 2 раза больше уровня первого квартала того же года, когда общая сумма восьми сделок достигла $96 млн. Крупнейшей сделкой первого квартала 2013 г. стала сделка по инвестиции в $100 млн. в компанию «Better Place». Средняя же сумма сделки составила в этот период $32 млн. Интересно, что в третий раз за три года инвестиции в технологии защиты окружающей среды лидировали в общем потоке инвестиций, составив 63% общей величины инвестиционного потока. Инвестиции в сектор услуг составили 16%, а в сферу розничных продаж – 13% общей величины сделок прямого инвестирования первого квартала.

Несмотря на определённые проблемы в израильской экономике международное рейтинговое агентство «Fitch» подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента страны (т.е. подверженности дефолту по финансовым обязательствам) по иностранной валюте на уровне «А», а по национальной валюте – на уровне «А+». Оба со стабильным прогнозом. В агентстве в целом удовлетворены уровнем развития израильской экономики. Начало добычи собственного природного газа также является позитивным фактором, стимулирующим рост ВВП страны. При этом в агентстве отмечают, что не сбрасывают со счетов общую политическую нестабильность на Ближнем Востоке, некоторую политическую нестабильность в самом Израиле в связи с началом деятельности нового правительства, а также макроэкономические проблемы страны, связанные, в частности с ростом бюджетного дефицита. В агентстве отмечают, что в случае серьезного ухудшения ситуации по одному или нескольким проблемным блокам вполне можно ожидать понижения рейтинга.

В апреле был впервые опубликован новый индекс – Индекс социального прогресса (ИСП). Он подготовлен рядом ведущих научных институтов. Во главе группы стоит известный учёный экономист проф. Портер. Задача индекса дополнить ВВП именно с точки зрения всесторонней оценки степени процветания страны. Проиндексированы 50 стран. Израиль занял общее 16-е место (Россия – 33-е). Новый индекс состоит из 3-х основных компонентов: базовые человеческие потребности (питание, здравоохранение), основы благополучия (доступ к знаниям и устойчивость экосистемы), возможности (личные права, доступ к высшему образованию, личная свобода и свобода выбора, равенство, степень включенности в разные процессы)[ii]. Интересно, что ВВП на душу населения Израиля в паритетах покупательной способности составляет $27825, что ставит его на 13-е место среди 50-и стран. Получается, можно предположить определенный недочет в развитии страны с точки зрения социального прогресса по отношению к уровню её благосостояния.

В завершение этого раздела сообщим, что в апреле премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху одобрил план приватизации порта, который будет построен либо в Ашдоде, либо в Хайфе (сейчас оба города ведут борьбу за право разместить новый порт на своей территории). Предварительная стоимость строительства порта составляет 4 млрд шек. Конкурс на эксплуатацию нового порта будет объявлен позже. Вместе с тем в правительстве понимают, что данная инициатива вызывает негативную реакцию у рабочих и профсоюзов. В связи с этим, скорей всего, Гистадруту (объединению израильских профсоюзов) будут даны гарантии в том, что работники построенного порта будут иметь возможность объединиться в профсоюз, а трудовой контракт предоставит им схожие права с работниками действующих портов. Существует вероятность, что будет решено построить порты в обоих городах, однако это маловероятно из-за отсутствия соответствующих финансовых возможностей.

Внешнеэкономические аспекты

Следует отметить, что в апреле произошло относительно немного событий, которые имеет смысл осветить в этом обзоре. Основные новости пришли из сферы энергетики. Так, стало известно, что Израиль посетили кипрские министры с однодневным визитом. Обсуждался вопрос строительства газосжижающего завода на территории Кипра, куда будет поставляться газ как собственно с кипрских шельфовых месторождений, так и из израильского шельфового месторождения «Tamar», эксплуатация которого уже началась.

Параллельно с этим поступила информация из Ливана о публикации тендера на разработку своего шельфа, в котором по предварительным оценкам может содержаться до 3,5 трлн м3 газа и 220 млн тонн нефти. Заявки на участие в конкурсе подали 52 компании из 25 стран мира, включая 3 российские компании – «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». «Газпром» не может участвовать в конкурсе, так как он заинтересован в сотрудничестве с Израилем, а все компании, так или иначе имеющие отношение к этой стране, к конкурсу в Ливане не допускаются. Нестабильная ситуация в Ливане делает эксплуатацию его месторождений довольно рискованной, в отличие от израильских месторождений. Между тем ряд ведущих мировых компаний готовы поучаствовать в этом проекте. Для россиян, в частности, важен выход к восточносредиземноморскому газовому бассейну. В Израиле пока не очень получается, поэтому решено попробовать добиться успеха в Ливане.

В завершение этого раздела сообщим, что в апреле былообъявлено о создании совместного предприятия между израильской «Elbit Systems Ltd.» и корейской «Sharp Aviation K Inc.». Компания будет заниматься поддержанием, ремонтом и разработкой продвинутых образцов военной авионики. Планируется также проводить НИОКР для будущих проектов по созданию корейского истребителя. Судя по всему, суть проекта – это, помимо прочего, локализация на корейском рынке некоторых израильских технологий в этой сфере.

Российско-израильское сотрудничество

С точки зрения тематики этого раздела, интересных событий в апреле, как кажется, не происходило. Однако, представляется интересным привести здесь материалы статьи Б. Хотинского, опубликованной на портале «IzRus», о сравнении двух стран в рамках Индекса лучшей жизни, рассчитываемого ОЭСР по 36 странам мира.

Итак, Израиль по многим показателям превосходит или соответствует среднему уровню. Из стран бывшего СССР в списке присутствуют только РФ (не является членом ОЭСР) и Эстония. Интересно, что по ряду
параметров Израиль уступает России. Следует отметить, что индекс замеряет благосостояние по 11 основным показателям, которые в свою очередь подразделяются еще на ряд субкатегорий.

Так, например, рейтинг в категории «Безопасность» оценивается по таким параметрам как «количество убийств на 100 тысяч человек» и «процент жертв нападения в предыдущие 12 месяцев». Если в первой субкатегории ситуация в Израиле значительно лучше, чем в РФ – 2,1 (26 место в индексе) против 11,2 (34-е), то во второй наоборот: 6,54% (32 место) против 2,83% (12-е). Как следствие, в общем рейтинге по «Безопасности» Израиль опережает РФ всего на одну позицию с показателем 6,9 против 6,7, причем обе страны находятся в нижней части списка на 31 и 32 местах соответственно.

Рейтинг России выше израильского в столь важной категории как «Образование» – 4,9 против 6,1. Причем отставание происходит по всем категориям: «среднее количество лет учебы» – 15,5 против 16,6; «знания учащихся в области математики, точных наук и понимании прочитанного» – 459 против 469; а также «процент обладателей аттестата о среднем образовании в возрастной категории 25-64 года» – 82% против 88%.

Огромен разрыв между двумя странами в категории «Жилье» – причем не в пользу Израиля: 4,1 против 7,1. Основным фактором стало отставание по параметру «расходы на жилье», по которому Россия лидирует в общем списке: ее граждане тратят на оплату крыши над головой всего 11% чистого дохода после уплаты налогов. В этом отношении Израиль находится далеко не на лучших позициях: 22% – 20-е место в списке. Жилье с основными коммунальными удобствами в Израиле имеют 95,95% населения, а в РФ – 97,03%. В Израиле на одного человека в среднем приходится 1,2 комнаты, в России – 1,5. Выбранные ОЭСР параметры можно оспаривать: так «процент жертв нападения» дается по официальным данным, а при расчете количества комнат на человека не учитывается их площадь.

Однако большое отставание Израиля от России в категории «Баланс между работой и досугом» – 5,1 против 7,8 – не вызывает сомнений. Если средний житель Израиля тратит на отдых и личные нужды по 14,47 часов в день, то средний россиянин – по 14,76 часов. А по доле трудоустроенных, задействованных на сверхурочных работах (более одной смены/два и более места работы) две страны находятся на противоположных концах списка: Россия лидирует с наименьшим показателем 0,17%, а Израиль – пятый с конца: 18,92%.

Рейтинг Израиля значительно выше российского в категориях «Доходы» – 4,2 против 1,6; «Здоровье» 8,8 (5 место в списке) против 0,1 (36 место) и «Удовлетворенность жизнью» 8,5 (8 место) против 1,2 (34 место).

Высокие технологии и венчурный бизнес

Согласно вышедшим в апреле данным исследовательского центра израильской Ассоциации венчурного капитала, в первом квартале 2013 г. сектор ПО привлек наибольшее количество венчурного капитала (ВК) впервые за четыре года. Второе место по количеству привлеченных в первом квартале текущего года средств занял сегмент Интернета (22%). Динамику изменений основных показателей сектора высоких технологий можно увидеть в следующей таблице:

I квартал 2013 IV квартал 2012 I квартал 2012

Сумма инвестиций, привлеченных
компаниями сектора ПО ($ млн)

136

105

107

Доля привлеченных ПО компаниями средств
от всех привлеченных в хай-тек инвестиций (%)

29

21

22

Общая сумма собранных хай-тек компаниями
средств ($ млн)

474

494

485

Количество собравших средства хай-тек
компаний

169

163

141

Инвестиции израильских фондов ВК ($ млн)

147

140

125

Средства, направленные израильскими
фондами ВК в инвестиции первого раунда ($ млн)

62

67

61

Доля инвестиций первого раунда в общих
инвестициях израильских ВК фондов (%)

42

48

49

Сумма посевных инвестиций ($ млн)

31

49

33

Количество посевных компаний, привлекших
инвестиции

53

53

41

Интересно, что семнадцать компаний собрали более $10 млн каждая, что в совокупности дало 50% всех собранных средств. Девяносто девять венчурных сделок собрали $364 млн, что составляет 77% всех собранных в первом квартале текущего года средств. Средняя величина инвестиций составила в этом периоде $2,8 млн, тогда как средняя величина венчурных инвестиций составила $3,7 млн.

Отметим, что согласно квартальному исследованию «Deloitte Brightman Almagor Zohar’s», опубликованному в апреле, 57% израильских топ менеджеров фондов ВК полагают, что иностранные инвестиции в израильские компании сектора высоких технологий будут увеличиваться в течение 2013 г., а 43% топ менеджеров считают, что вырастет и количество «выходов». Израильские венчурные капиталисты также считают, что лидерами «выходов» будут Интернет технологии, ПО, ИТ и технологии безопасности, а технологии защиты окружающей среды наоборот покажут низкий результат по этому показателю.

Проведенное исследование также выявило интересную тенденцию в развитии источников поддержки и финансирования старт-апов. Был зафиксирован быстрый рост израильских старт-ап акселераторов. Более того, 68% венчурных капиталистов страны полагают, что эти программы окажут значительный позитивный эффект на сектор высоких технологий страны.

В завершение этого раздела сообщим, что американская компания «General Electric» открыла в апреле в Израиле свой исследовательский центр по разработке ПО в сфере работы с большим массивом данных и защиты информации. Это первый центр данного направления, который компания открыла в Израиле. До этого у GE в Израиле был только центр по разработке медицинского оборудования.

Энергетика

Важной новостью апреля 2013 г., помимо очередных попыток Израильской электрической компании (ИЭК) добиться значительного повышения цен на электричество, стало известие о том, что министр энергетики и водных ресурсов Израиля С. Шалом и министр финансов Я. Лапид подписали указ о контроле над ценами на природный газ в Израиле. Согласно этому документу, каждый, кто имеет право на поставку природного газа, обязан отчитываться о прибыли и о своих тарифах перед контролером министерства энергетики и водных ресурсов. Речь идет о дополнительном шаге, имеющем цель предотвратить повышение цен, которое может возникнуть из-за малого количества поставщиков и отсутствия конкуренции. Поставщикам вменяется в обязанность предоставлять необходимую информацию на уровне отдельных проектов дважды в год и в формате, установленном министерством энергетики и водных ресурсов.В зависимости от полученных данных, государственные ведомства определят целесообразность назначения цен на природный газ.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

В апреле министр промышленности, труда и торговли Израиля Н. Беннет подписал указ о снижении цен на контролируемый государством хлеб на 4,17%. Это связано со снижением цен на пшеницу и энергию на мировых рынках. Цены на хлеб были снижены впервые с 2009 г. Однако эффективность этой меры сомнительна для некоторых экспертов. Так как наличие конкуренции между хлебопеками и розничными сетями и так стимулирует снижение цен, тогда как отсутствие этой конкуренции стимулирует рост цен. Получается, что, например цены на хлеб в Тель-Авиве в результате получаются ниже, чем в каком-нибудь небольшом периферийном городе.

Согласно опубликованным данным, в первые четыре месяца 2013 г. продажа продуктов питания в Израиле в реальном выражении сократилась на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Так как население страны растёт в среднем на 2% в год, то получается, что потребление сократилось более, чем на 4%. Единственная группа роста в январе-апреле нынешнего года – это напитки (1,1%). Однако их продажи очень сильно сократились в соответствующий период прошлого года. То есть, сейчас этот сегмент лишь немного восстановился.

Недвижимость

Согласно данным министерства строительства Израиля, цены в реальном выражении на новые дома выросли в первом квартале 2013 г. по меньшей мере на 6%, а на вторичное жильё – на 5% по сравнению с первым кварталом 2012 г. Ситуация на рынке апартаментов аналогична ситуации на рынке домов. Получается, что пока меры Банка Израиля по ограничению ипотечных ссуд не возымели действия. В министерстве готовят новые меры по охлаждению рынка.

Население и рабочая сила

Согласно данным ЦСБ Израиля, к 65-летнему юбилею население страны превысило отметку в 8 млн человек, увеличившись таким образом с момента провозглашения независимости в 10 раз. Евреи составляют 75,3% населения страны (6 млн чел.), арабы – 20,7% (1,65 млн чел.), другие – 4% (318 тыс. чел.). Как «другие» определены христиане-неарабы, а также люди, принадлежащие другим религиям.

Вышедшие в апреле данные показывают, что безработица в марте 2013 г. сократилась на 0,1%, составив 6,5%. Сократился и уровень участия в рабочей силе жителей Израиля старше пятнадцати лет. Он составил в марте 63,5%,тогда как в феврале этот показатель был на уровне в 64,1%.

По данным отчета ОЭСР, Израиль имеет наиболее высокий уровень бедности (21% в 2010 г.) среди всех стран-членов этой организации. Серьезная проблема у Израиля с ростом расслоения населения на бедных и богатых. Это показывает коэффициент Джинни, величина которого у Израиля составляет 0,37. По данным ОЭСР, хуже показатели только у четырех стран (Чили, Мексики, Турции и США). При этом, правда, Израиль оказался одной из немногих стран, все (и бедные, и богатые) домохозяйства которых показали рост доходности, несмотря на мировой финансово-экономический кризис.

 


[i]

[i] По материалам экономической прессы. Использованы
материалы новостных порталов: Globes, Haaretz.com, Timesofisrael.com, IzRus, MIGnews.co.il, Newsru.co.il, Коммерсантъ, а также материалы с сайта Банка Израиля www.boi.org.il и ЦСБ Израиля www.cbs.gov.il.

[ii]

[ii] Подробнее об индексе см. http://www.socialprogressimperative.org/data/spi.

52.4MB | MySQL:103 | 0,565sec