Судан: ситуация в штате Южный Кордофан

Суданская армия восстановила контроль над городом Абу Кершула в Южном Кордофане, который более месяца назад был захвачен повстанцами из Революционного фронта Судана (РФС). Министр обороны Судана, комментируя это событие по суданскому радио, подчеркнул, что «борьба против повстанцев будет продолжена до тех пор, «пока мир не установится во всей стране». Партизаны в свою очередь дали свои пояснения случившемуся, объяснив оставление города тактическими задачами и заботой о мирном населении, которое страдает от регулярных авиаударов.  Само решение об оставлении города было принято командованием РФС на совещании 23 мая с.г. На нем было констатировано, что «все задачи в ходе захвата Абу Кершулы были решены, и командование переходит к выполнению второй фазы своего плана». Детали этого второго этапа не разглашались по известным причинам, но постараемся додумать их за командование РФС.

Совершенно очевидно, что уход из Абу Кершулы был вынужденным. Здесь конечно сыграли свою роль и бомбардировки, но основным было другое. В результате блокирования города со стороны правительственных войск в городе (16 тыс. населения) начался элементарный голод и сложилась опасная эпидемиологическая ситуация. В этих условиях партизаны просто не захотели нести ответственность за возможные последствия. Вторая фаза их плана, таким образом, подразумевает рассредоточение мелкими группами по местности. Такой маневр позволяет минимизировать ущерб от применения противником авиации, и, кроме того, облегчает решение вопроса  продовольственного снабжения. Предполагалось, что повстанцы мелкими группами будут уходить двумя направлениями: в Кауду, который остается пока бастионом  РФС в Южном Кордофане; и в Дарфур. При этом в Кауду уходили повстанцы-нуба, а в Дарфур отряды Движения за справедливость и равенство (ДСР). И те и другие по пути попали в засады, что привело к большим потерям в живой силе и технике. При этом большинство раненых были брошены на поле боя, что исключает версию об «организованном отступлении» При этом большинство экспертов склоняются к мнению, что значительной части повстанцев все-таки удалось уйти.

Почему партизаны так долго удерживали Абу Кершулу и не хотели уходить из него даже под угрозой полного окружения? Тактическая целесообразность в данном случае была принесена в жертву политической. Лидерам РФС политически выгодно удерживать под своим контролем как можно большее количество населенных пунктов, дабы доказать свою силу и убедить Хартум признать их полноправной силой на переговорах о мирном урегулировании.

Тем временем президент Судана О.аль-Башир вновь вчера призвал Джубу прекратить поддержку повстанцев из РФС, пригрозив в противном случае вновь перекрыть транзит южносуданской нефти в Порт-Судан.  Еще ранее министр иностранных дел Судана А.Карти в рамках своей встречи с президентом Южного Судана С.Кииром представил ему доказательства того, что ряд членов его правительства продолжает тайно поддерживать повстанцев из РФС. В частности, Хартум просил у Южного Судана разрешения на частичный и временный ввод своего воинского контингента на южносуданскую территорию для уничтожения логистических бизнес-структур, которые работают в интересах партизан.  Но южносуданский лидер ответил отказом, в том числе и на предложение об организации совместного патрулирования судано-южносуданской границы «в проблемных местах» под эгидой миссии ООН в Джубе. Тем самым он косвенно подтвердил  справедливость обвинений Хартума. И вопрос в данном случае не в  нежелании С.Киира, а в слабом контроле с его стороны за действиями авторитетных фигур в Суданском народно-освободительном движении (СНОД), которые используют данную ситуацию в своих узкокорыстных целях. При этом обвинения южносуданской стороны в том, что суданское руководство продолжает поддерживать сепаратистов в лице Д.Яуяу, выглядят на сегодняшний день менее убедительно.

Такая позиция Джубы безусловно вызывает неодобрение на Западе, который усиливает нажим на повстанцев в рамках своей новой стратегии постепенного входа в Судан. Париж в этой связи взял на себя роль главного переговорщика с непримиримой частью ДСР. В рамках прошедших в Париже переговоров, Елисейский дворец дал четко понять, что единственной основой для переговоров могут служить Дохийские документы по Дарфуру. Проблема суданских штатов Голубй Нил и Южный Кордофана таким образом выводится за скобки и должна рассматриваться в рамках Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) 2005 года. Против этого возражают лидеры РФС, но настаивает Хартум. И судя по всему, к этому же формату склоняются посредники из Афросоюза и ЕС.

Париж также резко осудил убийства диссидентов из РФС, которые решили пойти на мирные соглашения с Хартумом. В частности, в центре консультаций стоял вопрос об убийстве бывшего руководителя ДСР М.Башара, который подписал мирный договор с Хартумом. Тональность и акценты таких консультаций ясно показывают, что позиция южносуданцев и повстанцев из РФС начинает раздражать  ЕС все в большей степени. И это позволяет предположить, что они в очень скором времени  все-таки выйдут на некие переговоры с суданским правительством под эгидой Катара. Окончательный перелом в настроениях повстанцев может случиться, если суданская армия все-таки возьмет Кауду, что она безуспешно пыталась сделать в течение последнего года. Восстановление контроля над г.Абу Кершула является безусловной предтечей этого, и рискнем предположить. что суданцы в ближайшее время приступят к планомерной осаде этого бастиона партизан.

52.28MB | MySQL:106 | 0,780sec