О развитии политической ситуации в Сирии

Как мы и предполагали, Белый дом и Пентагон в очередной раз четко дали понять, что не собираются организовывать военное вторжение в Сирию или устанавливать «бесполетные зоны». Это было очевидно уже давно, и дело даже не в экономии финансовых средств. Вопрос в принципиальном нежелании США вновь ввязываться в конфликт с трудно предсказуемыми последствиями в мусульманской стране. Последние баталии в Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), которые фактически блокировали всю позитивную работу оппозиционных Б.Асаду сил, со всей очевидностью показывают, что ожидает Сирию в случае ухода с политической сцены действующего президента и его окружения. Можно с уверенностью предсказать, что   разногласия внутри оппозиции при таком сценарии только усилятся.

Вашингтон и его союзники по НАТО, таким образом,  концентрируются сейчас на двух основных направлениях. Это созыв международной конференции по Сирии «Женева-2», что в принципе поддерживается Москвой, и расширение сотрудничества по линии разведки с целью получения надежной информации в отношении событий, которые происходят сейчас в Сирии.

Что касается первого направления, то оно пока очень умело блокируется Саудовской Аравией и Катаром через подконтрольных им сирийских оппозиционеров в НКОРС. Если говорить проще, то идет обыкновенный шантаж: участие в конференции взамен на сохранение лояльных Дохе и Эр-Рияду фигур в руководстве этой группы. Тем не менее, американцы, похоже, уделяют созыву «Женевы-2» повышенное внимание. В рамках ее подготовки бывший посол  США в Дамаске Р.Форд на прошлой неделе провел в Париже переговоры с представителями сирийской оппозиции. Среди прочих выделим М.Кило, который всегда стоял особняком и позиционировал себя как «третью силу». Последние результаты голосования в НКОРС вчера в общем-то соответствуют реальному потенциалу этого политического деятеля, поскольку ни курды, ни «Братья-мусульмане», ни либералы его своим не считают.  Гораздо важнее встреча в Турции Г.Форда с нынешним командующим Сирийской свободной армии (ССА) Селимом Идрисом. В случае, если США смогут привлечь эту группу к участию в конференции, то они начнут реально переламывать ситуацию с балансом сил среди оппонентов Б.Асада в свою пользу. Закон, который сейчас готовится к принятию в Конгрессе США, предусматривающий оказание военной помощи оппозиции и тренировку боевиков, в принципе отвечает на вопрос о степени успехов этих консультаций. Американцам в данном случае важно иметь лояльную себе военную силу среди сирийской оппозиции, которую они в короткие сроки смогут напитать оружием и кадрами. Тем самым создается противовес набирающим силу исламистам. Вопрос пока только в низкой боеготовности на сегодняшний момент самой ССА, которая переживает внутренний кризис после тяжелого ранения ее бывшего командующего Р.аль-Асаада.

Что же касается сотрудничества разведслужб, то оно в основном сейчас касается обмена информацией в отношении арсеналов химического оружия. При этом происходит некоторое распределение секторов ответственности. Франция, которая отвечает за северный сектор, разместила свои передвижные резидентуры на турецкой границе. США сфокусировали свое внимание на юге, работая с территории Иордании. Британцы работают по внутрисирийским объектам, в отношении которых есть подозрения о наличии на них химического оружия. То есть, если американцы и французы осуществляют сбор данных в основном через опросы беженцев и контакты с оппозиционерами, то британцы действуют внутри страны через спецназ и агентуру. Это часто приводит к разным подходам к добытой информации, что приводит к разногласиям при ее оценке.

Еще одним проблемным моментом остаются слабые агентурные позиции разведки США среди исламистов и в Ливане. В этой связи ими задействуются позиции и возможности Управления Общей Разведки (УОР) Иордании. На днях стало известно об очередной неудачной попытке двух женщин-агентов УОР внедриться в экстремистские группы, которые действуют с территории лагеря палестинских беженцев Айн аль-Хильва в Ливане. Три года назад еще один агент УОР был убит в этом лагере.  Интерес ЦРУ США к этому лагерю  не случайный. Именно через него идет поток джихадистов в Сирию, которые затем пополняют ряды «Джабхат ан-нусра». Договоренность об этом саудовцы достигли с палестинцами  еще в начале года через убитого впоследствии руководителя разведки ливанской жандармерии В.Хасана.  И этот процесс продолжается до сих пор. Причем после выдавливания структур исламистов «Джабхат ан-нусра» под давлением американцев из Иордании и Турции, Ливан становится главной перевалочным пунктом для радикалов при проведении ими подрывных операций против режима Асада.

Отметим, что американцы имеют давние и традиционные связи с УОР Иордании. Ранее в основном они использовались для внедрения агентуры иорданцев в Пакистан и Афганистан. И здесь не обходилось без срывов, достаточно вспомнить подрыв двойным агентом-иорданцем своих кураторов из ЦРУ США в Хосте два года назад.

52.17MB | MySQL:103 | 0,799sec