Тунис: поиск «третьей силы»

На фоне ожесточенных схваток между салафитскими группами и полицией, а также расколом в рядах партии «Ан-Нахда» оживились сторонники первого президента страны Бургибы. В принципе эта идея является классической в политике, когда на фоне общей политической нестабильности начинается поиск   «третьей силы», которая несла бы в себе некий национальный бренд и могла объединить под ним значительное количество населения.

Именно такой проект и пытаются сейчас запустить в Тунисе при явной поддержке Парижа. Елисейский дворец в данном случае пытается найти некую светскую опору с «социалистической начинкой» в раздираемом внутриполитическими распрями Тунисе. Совсем не исключено, что делается в рамках проекта создания некой сети ячеек по всей стране, к которой при желании мог бы примкнуть и бывший премьер Джебали.

Мы уже говорили, что Джебали сейчас находится перед дилеммой: идти на выборы самостоятельно или же остаться в рядах «Ан-Нахды» и поддержать при выполнении ряда его условий лидером партии Р.Ганнуши партийного кандидата в президенты. Одним из слабых мест Джебали в этой ситуации является отсутствие собственной партии, которая естественно будет сдерживать активность его предвыборной кампании. Некие фонды и организации под флагом «бургибизма» подходят для этой роли как нельзя лучше. Идеи первого президента Туниса, замешанные на идеях социального равенства и национализма, являются единственной альтернативной от исламистской идеологии системой ценностей, которая по-прежнему востребована в тунисском обществе. Светские партии, которые сейчас входят в правительственную коалицию, этот дух давно растеряли, а многие функционеры этих партий скомпрометированы в глазах простого населения своей работой и бизнесом во времена президента Бен Али.  Отсюда необходимость, по оценке французов, создания некой наднациональной «социалистической силы».

В этой связи ими проработана и реализуется идея расширения работы «Фонда Х.Бургибы». в который бы вошли все партии и общественные объединения, стоящие на платформе «бургибизма». При этом отметим, что многие руководители этой структуры в той или иной степени связаны с первым тунисским лидером.  Президент Фонда Мохаммед Саях ранее руководил «Социалистической партией Дустур», пока не был вынужден уйти в связи с обвинениями в коррупции. Собственно этот уход и спас его от более подробного судебного разбирательства и помог в определенной степени сохранить репутацию. Он семь раз был министром при разных правительствах, подумывал об организации своей собственной партии, но переменил свое решение, как представляется, по совету своих французских друзей.

Генеральный секретарь Фонда М.Бенаср долгое время был губернатором Монастыра, который традиционно считается оплотом первого президента Туниса. Первый вице-президент фонда Каис Лаути – муж старшей дочери Х.Бургибы Мерьем. Брат Мерьем Махди является казначеем Фонда. Таким образом, упор делается на лиц, в той или иной степени связанных с Х.Бургибой и «не замазанных» тесными контактами с близким кругом Бен Али.

Насколько реальны перспективы такого фонда? Как представляется, некий прогресс в его развитии и набирание «политического веса» возможны только при условии вливания в него «свежей крови» в лице Джебали и его сторонников. Каждая из этих сил в одиночку, безусловно, проиграет президентские выборы, а вот вместе возможен очень неплохой результат. Он позволит комбинировать и торговаться в случае, если состоится второй тур. Националистические и социалистические идеи Бургибы в их первоначальном виде в общем-то себя изжили, он просто симпатичен тунисцам как человек и личность, который остался верен своим принципам до конца. Сейчас «на плаву» идеология «Братьев-мусульман», которые пытаются предложить универсальный механизм сохранения баланса сил между традициями и модернизацией по западному образцу. Именно такая идеология востребована большинством населения арабских стран, а для этого необходим альянс прагматиков из числа «братьев» со светскими партиями социалистического толка. На это и делается ставка в Париже, где пытаются апробировать на примере Туниса некую новую «политологическую модель» для мусульманского мира.

Кстати, не только социалистические идеи приходят из Европы, но и совершенно махровые салафитские. Например, в период активной фазы столкновений в Тунисе между салафитами и полицией, тунисскими силовиками был перехвачен теплоход из Испании, на котором перевозился груз накладных бород салафитского образца. Таким образом, организаторы беспорядков планировали резко увеличить число своих сторонников за счет вербовки безработной молодежи. Интересно себе представить картинку из телевизора, когда число членов салафитских ячеек вырастает многократно в очень короткий промежуток времени.

Кто-то скажет, что это не очень удачный пропагандистский ход и попытка салафитов выдать желаемое за действительное. Но это не совсем так, поскольку такие ходы делаются не для собственного успокоения, а для спонсоров. В данном случае из КСА. Но интересен и еще один момент: все активнее европейская мусульманская диаспора начинает участвовать непосредственно во внутриарабских  проектах. Так было в период засылки иностранных джихадистов в Чечню и Боснию. Но теперь «добровольцы» из Европы отправляются воевать в Сирию, а европейские мусульманские фонды спонсируют салафитов в Тунисе.

52.23MB | MySQL:103 | 0,455sec