Теракт на урановом объекте в Нигере – коммерция на войне

Теракт 23 мая с.г. в отношении уранового завода французской компании  «Арева»  в  нигерском Арлите очень серьезно «всколыхнул» общественное мнение во Франции и вновь поставил на повестку дня вопрос об уровне безопасности «объектов повышенного риска» в зоне Сахеля. Теракт в Нигере конечно не идет ни в какое сравнение по масштабам и числу жертв в алжирском Ин-Аменасе в январе с.г., но сам факт его совершения в до недавнего времени относительно «спокойном» Нигере заставил экспертов вновь поставить вопрос о расползании исламистского терроризма по всей зоне Сахеля.

Напомним, что атака на завод была совершена боевиками «Аль-Каиды исламского Магриба» (АКИМ) (по крайней мере они себя так потом обозначили) с помощью  автомашины с взрывчаткой. В результате было ранено 13 человек, переезжающих в автобусе для персонала завода. Постройкам предприятия был нанесен довольно значительный ущерб. Эти автобусы между железной дорогой в городе Арлит и заводом принадлежат французской компании и регулярно курсируют между двумя этими объектами по расписанию. Сопровождаются они обычно только одной полицейской автомашиной, которая в нарушение инструкцией следовала за автобусами, а не впереди них. Сама трасса между заводом и городом является, по оценке экспертов, весьма уязвимой с точки зрения организации засадных мероприятий, особенно если в них будут задействованы несколько групп боевиков.

В этой связи во Франции вновь началась оживленная дискуссия по вопросу недостаточного уровня охраны французских объектов в зоне проведения контртеррористической операции «Сервал» на севере Мали. Напомним суть вопроса. С начала операции французского контингента в Мали, урановая компания «Арева»  заморозила все свои тендеры среди охранных частных компаний Франции на право осуществлять охрану своего объекта в Нигере. По официальной версии, руководство компании достигло договоренности с Елисейским дворцом о том, что охрану уранового завода с учетом его стратегического значения возьмет на себя французский спецназ. Однако до настоящего дня завод охраняют «частники» из компании ESEI Жака Хогарда вплоть «до особого распоряжения»Собственно он и его компания были основным претендентом на победу в тендере. При этом все заявки на тендер после договоренности с Елисейским дворцом были коммерсантами уничтожены.

В связи с этим у ряда экспертов возникает закономерный вопрос о том, кто в реальности был заказчиком операции террористов в Нигере. При этом совершенно не исключается вероятность того, что диверсию совершили боевики, которые именуют себя подразделением АКИМ. Вопрос здесь в другом – кто им заказал эту операцию и проплатил ее. Смеем утверждать, что за всеми этими терактами (Алжире и Нигере) стоят интересы конкурентной борьбы крупных западноевропейских частных компаний. И она приобрела очень жесткие и порой кровопролитные формы, что особенно заметно, начиная со времени падения режима  М.Каддафи. Убийство в «свободной» Ливии двух руководителей частных французских охранных компаний в прошлом году были не местью джихадистов. а следствием передела рынка частных охранных услуг. А вернее – нахрапистым поведением французов по переделу этого рынка. То же самое можно отнести и к вопросу захвата заложников в Ин-Аменасе, где помимо других целей террористы сами того не ведая, решали и задачу принуждения алжирских силовиков «открыть двери» для активного вхождения на этот рынок новых игроков из той же Франции.

Теперь Нигер. Стоит только догадываться, во сколько обошлась тому же Ж.Хогарду продление «неопределенности» с вводом контингента французского спецназа для охраны уранового объекта в Арлите. Теракт, который широко освещался французской прессой, должен вынудить руководство компании «Арева» вновь вернуться к вопросу тендера среди частных охранных структур с передачей им полномочий по охране и  дорог, который соединяют предприятие и город. Париж уже четко дал понять, что спецназ будет задействован для охраны объектов в Нигере, которые непосредственно участвуют в операции на севере Мали.

В частности, французы в условиях предстоящего сокращения своего контингента в Сахеле на 2000 военнослужащих, оставляют фактически нетронутым авиакрыло. В него на сегодняшний день входят пять патрульных самолетов «Атлантик 2», два беспилотника «Харфанг», а также неопределенное количество дронов «Предатор», которые передали французам американцы по их просьбе. Эти дроны дислоцируются как раз в Нигере,  и их охрану несут французы.

Таким образом, в рамках минимизации расходов на операцию и согласно провозглашенному курсу Парижа на постепенное сворачивание своего контингента в зоне Сахеля с заменой их собственно на вооруженные силы африканских государств, французская армия фактически отказалась от участия в охране объектов фирмы «Арева» в Нигере. Директорату последней ничего не остается, как вновь начать тендер среди частных фирм. А для того, что поторопить их с этим решением как раз и пригодился демонстративный теракт в Нигере. Никто не погиб, много не разрушено, а шум получился очень весомым. Французские СМИ две недели наперебой обвиняли руководство компании в пренебрежении интересами защиты персонала завода и скупости. Представляется, что она достигнет своей цели и уже в ближайшее время будет объявлен новый тендер.

В этой связи, еще раз акцентируем внимание на том, что в зоне Сахеля, как и в других точках региональных конфликтов пышным цветом расцветает коммерция на войне. При этом используются различные партизанские и просто криминальные группы, которые могут принимать различные обличья  (в том числе и исламистские), что совершенно при этом не означает активность реальных исламистов и радикалов. Поэтому ко всем проявлениям исламистского терроризма в этой регионе необходимо относится с очень большой долей осторожности.

52.2MB | MySQL:103 | 0,449sec