О развитии ситуации в Сирии

Сирийская армия демонстрирует в последний месяц устойчивую положительную динамику при организации и проведении своих операций. Она определенно перехватила инициативу у повстанцев, которые последовательно выбиваются из захваченных ими ранее населенных пунктов. Ключевым стратегическим моментом в данном противостоянии стал штурм сирийскими военными города Эль- Кусейр, взятие которого имело помимо чисто военного значения и очень серьезный психологический момент. Недаром сирийские оппозиционеры, собравшиеся на свою очередную безрезультатную «учредительную» конференцию в Стамбуле, в качестве условия своего присутствия на международной конференции по Сирии «Женева-2» выдвигали требование немедленной остановки штурма этого города.

Стратегически Эль-Кусейр является важным пунктом, поскольку превратился в  основной перевалочный пункт логистической поддержки вооруженной оппозиции из Ливана. А если говорить еще точнее – в основном ее исламистской составляющей.  Кроме того, оппозиция рассматривала этот город как основной плацдарм развертывания возможного широкомасштабного наступления на Дамаск с одновременным восстанием в суннитских кварталах города и палестинском лагере Ярмук, что собственно она и пыталась осуществить весной с.г. После отказа американцев, а под их давлением иорданцев и турок, поддерживать радикальные группировки типа «Джабхат ан-нусра», ливанская территория превратилась фактически в единственный плацдарм для снабжения радикалов оружием и боеприпасами, а также направления в Сирию новых  «добровольцев». По этому «узкому» месту и был нанесен основной удар сирийской армии. которая действовала в этот раз при прямой военной поддержке отрядов «Хизбаллы» (до 6 тыс.человек) и иранских инструкторов.  Именно это обстоятельство, которое позволило сирийским вооруженным силам преодолеть дефицит живой силы, плюс преимущество в авиации и артиллерии, предопределило успех этой операции. Произошли классические «клещи», которые ранее сирийские правительственные войска не могли проводить эффективно в силу недостатка сухопутных сил и отвлекающих ударов отрядов оппозиции на других направлениях.

При этом публичные угрозы со стороны командования Сирийской свободной армии (ССА) развернуть в ответ широкомасштабные операции против шиитских формирований на ливанской территории являются обыкновенной «пугалкой», поскольку у оппозиционеров просто нет для этого сил и средств. Да и США к такой перспективе относятся крайне отрицательно. Неспособность воевать на «два фронта» в условиях полной дезорганизации центрального управления и отсутствия взаимодействия с «исламистскими сегментом» сопротивления делает эту угрозу пустым звуком. После ранения первого командующего ССА подполковника Рифата аль-Асаада и его вынужденного дистанцирования от оперативного руководства отрядами, эту организацию разбил управленческий паралич, который усугубляется сложными межличностными отношениями между полевыми командирами. Собственно ССА, которая во все времена не могла похвастаться централизацией и дисциплиной, держалась именно за счет авторитета Р.аль-Асаада. Анкара, которая с самого начала курировала ССА, в настоящее время старается найти ему адекватную замену, что пока успехом не увенчалось. Сам Р.аль-Асаад находится в глубоком «запасе», и в настоящее время проходит курс реабилитации в Турции. Надо отметить, что турецкие власти всерьез опасаются за его жизнь, он находится под усиленной охраной сотрудников силового подразделения турецкой спецслужбы МIТ. Анкаре сейчас не до особой активности на «сирийском направлении» с учетом ситуации у себя дома, которая имеет все шансы перерасти уже в «турецкую весну».

Что же касается исламистов, то Эр-Рияд и Доха под давлением Вашингтона временно прекратили активно снабжать подконтрольные им группировки вооружением и добровольцами, что сразу же сказалось на ситуации. Кроме того, бойцы «Хизбаллы» наконец-то сумели «оседлать» в значительной степени основные пункты перехода на ливано-сирийской границе.

Отметим и еще один момент, который вынудил «друзей Сирии» свернуть программы помощи боевикам. Это история с якобы готовящимися поставками российских ЗРК С-300 в Сирию. В данных обстоятельствах на Западе сочли за благо лишний раз судьбу не испытывать и пригласить российскую сторону поучаствовать в процессе организации мирного диалога между режиом Б.Асада и оппозицией.

Между тем, сирийское военное командование демонстрирует, в последнее время, неплохую штабную выучку, что позволяет предположить помощь более квалифицированных «иностранных» специалистов.  В частности, развернувшиеся в настоящее время бои за Алеппо (а вернее, за «суннитскую» часть этого города) стало во многом неожиданном для боевиков. Они предполагали, что после Эль-Кусэйры настанет черед Хомса. По оценке военных экспертов, наиболее логичным должен был стать удар по транспортному узлу Растану, что в случае успеха, предполагало в силу географии осуществление двух наступательных  операций с целью захвата Барза и Дерайи на севере и юге страны. Эти города являются оплотами оппозиционеров, которые благодаря контролю над ними уже долгое время свободно себя чувствуют на севере и юге-востоке Сирии. В частности, боевики располагали такой информацией и готовились именно к этому сценарию. Остается поздравить сирийских военных и с умением проводить дезинформационные игры с противником. Здесь видимо необходимо пожурить американских и турецких военных, которые приняли данные радиоразведки «за чистую монету». По нашей оценке, в данном случае вновь не обошлось без помощи «иностранных» специалистов.

В результате сирийская армия и ливанские шииты обошли Хомс и нанесли удар по Алеппо, причем с использованием десанта. Это обстоятельство, кстати, не позволяет боевикам сосредоточиться на защите города с основного направления. В случае успеха и выдавливания боевиков из этого города Хомс попадает в «котел»: с одной стороны «освобожденный» Алеппо, что лишает отряды боевиков в Хомсе основных каналов логистической подпитки; с другой лояльная Асаду Латакия и Тартус. Остается один путь отхода на север. И тогда настанет очередь Растана и Дерайи.

Было еще два соображения, которые учитывали сирийские военные при планировании этой операции. Первое – взятие Алеппо нанесет очень серьезный моральный удар по оппозиции, не говоря уже о том, что именно в этом районе в основном действуют исламисты. Именно последние являются наиболее боеспособной силой сопротивления, и нанесение им максимального ущерба в настоящее время является для сирийских военных задачей «номер один». «Иорданское» направление на юге представляется в данном случае второстепенном, поскольку оттуда не идет основной поток помощи боевикам, не говоря уже о новых рекрутах. Второе — вновь переметнувшиеся (небескорыстно, разумеется) курды на турецкой границе, которые отказываются пропускать боевиков через контролируемую ими территорию. Судя по всему, саудовцам и катарцам вновь придется решать эту проблему с использованием традиционной для них «кэш дипломатии».

При этой схеме сирийским военным руководством учитывается и факт того, что  Анкара с учетом внутренней ситуации не сильно жаждет видеть у себя на территории такого рода «гостей». Это вызовет только лишь дополнительное обострение ситуации внутри самой Турции, что, безусловно, на руку Дамаску. Соответственно удар по Алеппо решает еще эту задачу.  Вот такой примерно ход событий вытекает из происходящих в настоящее время событий в Сирии.

52.26MB | MySQL:103 | 0,604sec