Египет и Великая Эфиопская Плотина Возрождение

Среди политических новостей, которые будоражат Египет последние несколько недель – известие о том, что Эфиопия начала работы по изменению русла Голубого Нила четырьмя месяцами ранее запланированного срока. Начавшиеся работы ведутся в раках проекта по возведению Великой Эфиопской Плотины Возрождение (ВЭПВ). В понедельник президент Египта М.Мурси заявил, что вопрос водной безопасности является жизненно важным для страны; поэтому он рассматривает все средства для решения проблемы. Африканский союз призвал стороны немедленно сесть за стол переговоров.

Возведение плотины  всего в 40 км от границы с Суданом началось в апреле 2011. Проектные работы были выполнены итальянской компанией Salini Costruttori, которая уже построила в Эфиопии две ГЭС. Она же является и главным подрядчиком по строительству плотины.  Согласно проекту, плотина должна быть 1780 м. в длину и 145 м. в высоту. Перед плотиной будет создан водный резервуар размерами 1680 кв км, который будет вмещать 74 миллиарда куб. м воды. Предполагается, что плотина полностью войдет в строй в июле 2017 года. Стоимость проекта оценивается в 4.8 млрд долларов США. Из них 1.8 млрд вложили китайские банки и 3 млрд оплачивает Эфиопия.

Помимо ВЭПВ Эфиопия намерена построить в течении 25 лет еще три ГЭС. Электроэнергию предполагается продавать в страны Африканского Рога, Кению, Уганду, Судан, Южный Судан, Египет и Европу. Правда для этого придется построить мощную инфраструктуру, на что могут уйти десятилетия. Впрочем Эфиопия уже подписала 11 контрактов на общую сумму 329 млн долларов на строительство линий электропередач, подстанций, консалтинговую поддержку и пр.

Проекты по сооружению гидроэлектростанций в странах, расположенных выше Египта по течению Нила, всегда вызывали крайне негативную реакцию в стране. В особенности, проекты по перегораживанию Голубого Нила, ибо 85 процентов воды, которая течет через северную часть Судана и Египет – это как раз вода Голубого Нила.

С точки зрения международного права ситуация со строительством ВЭПВ более чем двусмысленная.

До недавнего времени распределение нильской воды регулировалось договором 1956 года между Египтом и Суданом, согласно которому страны нильского бассейна, расположенные выше Египта и Судана не могут осуществлять водные проекты, которые ставят под угрозу обеспечение этих двух стран водой. Договор предоставляет Египту квоту в 55.5, а Судану — 18.5 млрд куб. м нильской воды. Другие страны нильского бассейна не были включены в договор на том основании, что они получают достаточно дождевой воды для сельскохозяйственных нужд.

Египет в своих переговорах со странами, расположенными выше по течению, требует соблюдения двух непременных условий. Первое – это запрет на реализацию проектов, угрожающих водной безопасности страны, и второе — принятие решений между странами нильского бассейна только при единогласном одобрении, что по сути дает Египту право накладывать вето на любые проекты идущие вразрез с его национальными интересами. В свою очередь остальные «нильские» государства настаивают на принятии решения простым большинством.

Ситуация изменилась в 2010 г., когда в Энтеббе (Уганда) между странами-участниками так называемой Инициативы бассейна Нила (Nile Basin Initiative) было заключено соглашение, согласно которому устанавливалась новая процедура принятия решений простым большинством голосов. Страны заявили, что дольше не намерены мириться с ситуацией, когда Египет препятствовал проведению любых проектов, связанным с нильской водой в странах, расположенных выше по течению Нила. Энтеббские соглашения не были подписаны Египтом, Суданом и Демократической Республикой Конго.

В результате, фактически произошел разрыв между Египтом и Суданом с одной стороны и Эфиопией, Кенией, Угандой, Танзанией, Руандой и Бурунди, – с другой. К соглашениям вскоре после получения независимости присоединился Южный Судан.

Ратификация энтеббских договоренностей парламентами стран будет означать конец действующих ныне договора 1956 года,

Египет и Судан заявили, что энтеббские соглашения противоречат международному праву и призвали доноров строящейся в Эфиопии плотины отказаться от финансирования проекта. По мнению Хани Раслана, руководителя программы по изучению Судана и стран нильского бассейна Центра политических и стратегических исследований «аль-Ахрам», распределение воды должно коррелировать с численностью населения страны и размером сельскохозяйственных земель.

Однако этот аргумент в наименьшей степени подходит к Эфиопии, численность населения которой в настоящее время составляет около 94 млн человек (против 85 млн египтян) и растет быстрее, чем в Египте. Кроме того, в настоящий момент в Эфиопии доступ к благу пользования электричеством имеет не более 20 % жителей.

В соответствии с энтеббскими соглашениями, Эфиопия начала работы по строительству плотины «Возрождение», что напрямую угрожает водной безопасности Египта.

Проблема усугубляется тем обстоятельством, что полная документация, связанная с проектом строительства плотины остается недоступной Египту и Судану, что не  позволяет объективно оценить риски.

Именно поэтому вопрос о том, к каким последствиям для этих стран приведет строительство плотины остается непроработанным, что служит почвой для апокалиптических картин засухи и голода или наоборот наводнения, которыми ужасают египтян журналисты и ряд экспертов.

Плотина, завершение постройки которой намечено на 2017 год, возводится среди базальтовых скал, тянущихся вдоль линии Великого африканского разлома, что, по понятным причинам, означает высокую сейсмическую активность в данной зоне. Между тем, Египет до сих пор не получил результатов геологических исследований, проводившихся перед началом строительством плотины.

При этом египетские эксперты пишут о  том, что запас прочности строящейся плотины крайне низок

По словам специалистов, в случае разрушения плотины, большая часть Судана будет затоплена; серьезно может пострадать Асуанская ГЭС.

Аналитики также отмечают, что после завершения постройки плотины Египет в течении шести лет, которые отведены на заполнение водного резервуара, будет получать в среднем на 30 % меньше от своей ежегодной нормы. После постройки ВЭПВ – на 20 %, а выработка электроэнергии Асуанской ГЭС уменьшится на все 40 %.

Даже в том случае, если плотина «Возрождение» будет  использоваться лишь для производства электроэнергии, Египет будет ежегодно недополучать около 19 млрд куб. мводы, что  приведет к опустыниванию значительной части плодородной земли. В том же случае, если вода, будет использоваться еще и для сельскохозяйственных проектов, разрушительные последствия для египетского аграрного сектора могут быть катастрофическими.

Уже в настоящее время Египту не хватает той воды, которая ему выделяется по квоте (55.5 млрд м). Реальная потребность страны – 75 млрд м. Каждый год стране приходится брать воду в долг у Судана. На настоящий момент этот долг составляет порядка 300 млрд мводы.К 2050 году, когда численность населения Египта, согласно прогнозам, составит 150 млн человек, стране понадобиться около 21 млрд куб м воды сверх нынешней квоты.

По словам Хани Раслан, строительство ВЭПВ – заветная мечта руководства Эфиопией. Возведение плотины позволит ей экспортировать электроэнергию в страны Африканского Рога, что, безусловно, будет способствовать и росту политического влияния Эфиопии в этих странах.  Кроме того, аналитик считает, что возведение плотины политически мотивировано и направлено не только на обеспечение страны электроэнергией, но и создание действенного инструмента политического воздействия на Судан и Египет.

Начало работ по проекту послужило усилению накала страстей в отношениях между Эфиопией и Египтом, особенно в СМИ. С обеих сторон журналисты всерьез пишут о возможности войны между странами. В египетской прессе даже вспомнили о том, что бывший президент Египта Анвар Садат в свое время угрожал Эфиопии бомбежками строящейся плотины, если та задумает перегородить Голубой Нил. В 2010 г., когда появились первые известия о том, что Эфиопия собирается перегородить Голубой Нил, между президентом Египта Хосни Мубараком и президентом Судана Омаром аль-Баширом были заключены договоренности, о том, что на территории Судана Египет построит военную базу и аэродром. Тогда всерьез обсуждалась возможность уничтожения строящейся плотины в ходе авианалета или спецоперации. Прецедент тому уже был. Согласно газете «аль-Ахрам», в середине 1970-х годов при президенте аСадате египетские ВВС разбомбили судно, перевозившее оборудование для плотины, которую начинали возводить на Голубом Ниле.

На прошлой неделе представители различных политических партий и движений на встрече с президентом М.Мурси предлагали задействовать мятежные группы, действующие на территории Эфиопии для организации нападений на строящуюся плотину. Так как встреча транслировалась по центральному телевидению, на следующий день МИД Эфиопии потребовал объяснений произошедшего у посла Египта в Аддис-Абебе.

В сложившейся ситуации Египет и Судан находятся в меньшинстве. И, надо признать, с их мнением и интересами мало считаются, чему в значительной мере способствует их нынешняя экономическая и имиджевая слабость. Страны, расположенные выше их по течению Нила обвиняют Каир и Хартум в колониализме и игнорировании интересов других стран. Многое в нынешней политике стран нильского бассейна по отношению к Египту и Судану определяется не только потребностями экономики в электроэнергии, но и желанием уязвить самолюбие бывших лидеров Ближневосточного региона. Так, Южный Судан, почти сразу после обретения независимости присоединился к энтеббским договоренностям и приостановил работы по завершенному на три четверти проекту Канала Джонглей. Последний, напомним, имел целью осушение Судда или Бахр аль-Джебель – огромной заболоченной территории, где ежегодно испаряется около 9 млрд куб. метров воды (5-7 % нынешнего объема потребляемой Египтом воды), которая, как предполагалось, после завершения работ, должна была увеличить водные ресурсы Египта и Судана.

В настоящее время Египет собирается задействовать в решении растущей проблемы Лигу арабских государств, Африканский союз и Совет безопасности ООН.         .

52.23MB | MySQL:103 | 0,580sec