О развитии политической ситуации в Йемене

Ситуация в Йемене в настоящее время характеризуется следующими факторами. Продолжает свою работу Конференция Национального диалога (КНД), которая до декабря с.г. должна выработать проект новой конституции, модель административного деления страны (предположительно шесть округов), а также подготовить страну к выборам. Многие эксперты сейчас высказывают сомнения  в том, что КНД сможет достичь внятных результатов к указанному сроку в силу серьезных разногласий ее участников в лице представителей различных политических сил по вопросам, прежде всего, будущего федеративного устройства Йемена. Такая схема, безусловно, будет подразумевать некое государственное устройство с широкой автономией на местах, что однозначно стимулирует процесс деприватизации на юге страны. Напомним, что большинство объектов недвижимости там после гражданской войны 1994 года было роздано бывшим президентом А.А.Салехом своим сторонникам из партии «Ислах» взамен за военную поддержку. Ислаховцы, которые сейчас являются основной политической партией в стране и уверенно контролируют большинство постов в региональных и муниципальных органах страны как на севере, так и на юге, естественно, всячески подвешивают решение этого вопроса, в том числе, и в рамках своего участия в КНД.

Отметим, что в этой политической архитектуре основным вопросом на повестке дня стоит организация выборов президента и парламента страны весной следующего года. Нынешний технический президент А.М.Хади должен уступить свое место вновь избранному уже всеобщим голосованием лидеру страны. При этом явной фигуры его преемника на политическом горизонте пока нет. В нынешней  ситуации ведущие политические силы могут пойти на два реальных сценария дальнейших своих действий. Первый – это продление по взаимному согласию полномочий А.М.Хади еще на два года, поскольку в нынешних условиях  ощущается потребность именно в надпартийном техническом президенте, который устраивал бы все стороны. А Хади как раз является именно такой фигурой. С одной стороны проводит реформу армии; аккуратно пересматривает контракты бывшего президента А.А.Салеха в области прав собственности на основные сферы бюджетных поступлений в виде нефтедобычи, торговли оружием и крупных инфраструктурных объектов (типа Аденского порта, который вновь национализирован), готовит административную и конституционную реформу, и т.п. С другой – удовлетворяет требования тех же ислаховцев по передаче им большинства мест в региональных органах власти, что пока их полностью устраивает.

У нынешнего президента есть  еще два важных плюса: он наладил конструктивные отношения с США в области борьбы с исламистами, пойдя по сравнению с А.А.Салехом на более масштабные  уступки. В частности,  в вопросе размещения американских баз не только на острове Сокотра, но и  на континентальной части Йемена. При этом развеяны опасения американцев в отношении неспособности Хади в реформировании вооруженных сил без потери качества борьбы с радикалами и угрозе нарастания центробежных тенденций. Он сумел за время своего правления относительно безболезненно удалить основных ставленников Салеха из армии и фактически ликвидировать основную ударную силу бывшего режима в лице Республиканской гвардии. Напомним, что части этого формирования переданы в оперативное подчинение командующим родам войск согласно своей функциональности: сухопутные части в свой главкомат, авиация в ВВС, и т.п. Сведения ряда дипломатических источников о том, что Салех каким-то образом участвует в назначении лояльных ему людей на посты в армейских частях, и в частности – в 1-й бронетанковой дивизии, являются «сильным преувеличением» по следующим  причинам. Это не допустит нынешний министр обороны и сам Хади, без участия которых такие назначения просто официально не реальны. А во-вторых, и что самое главное, – этого не допустит бывший командующий этой дивизией, сводный брат Салеха и его ярый антагонист, а ныне советник президента Мохсен аль-Ахмар.

Вторым важным преимуществом Хади является то, что он родом из Южного Йемена, что позволяет пока в какой-то степени влиять на позицию населения этого неспокойного региона.  В частности, им создан подконтрольный ему «харакат», который, как и группы Али Насера Мухаммеда выступают за сохранения единства страны в составе конфедерации или путем предоставления регионам широкой хозяйственной автономии.

Избрание любой другой фигуры типа лидера Йеменской социалистической партии (ЙСП) С.Ноомана или лидера «Ислах» Хамида аль-Ахмара, которого сейчас вновь активно толкают к этому решению в Эр-Рияде, нарушит равновесие политической системы  и поставит крест на временном альянсе этих двух основных сил в формате «Лика Муштарака». Насколько готов «Ислах» брать на себя ответственность в таких условиях, сказать сложно. Это сразу же вызовет множество проблем, начиная с тревоги в Вашингтоне и заканчивая резким обострением ситуации в Южном Йемене. Да и в самой «Ислах» идет жесткая межфракционная борьба. Это диктует необходимость в новом техническом президенте, который в отличие от Хади в любом случае будет «темной лошадкой». В данном случае стороны могут пойти на компромисс, поскольку «коней на переправе не меняют». К этой же точке зрения склоняются влиятельные фигуры и в бывшей пропрезидентской партии Всеобщий народный конгресс (ВНК), типа бывшего министра иностранных дел А.Эрьяни, и влиятельные южнойеменские руководители, типа Али Насера Мухаммеда.

Вторым вариантом решения этой проблемы может стать изменения в конституции страны  с трансформацией Йемена в парламентскую республику. В данном случае на первое место выдвигается премьер-министр от победившей на будущих выборах партии (а это с большей доли вероятности будет все та же «Ислах»), что превращает президента в чисто представительскую фигуру. И здесь вновь встает вопрос о том, достаточно ли будет голосов у ислаховцев для формирования однопартийного правительства и готовы ли они в одиночку «разруливать» весь клубок проблем, начиная с южнойеменских сепаратистов и заканчивая экстремистами в виде хауси на севере. «Ислах» опирается на поддержку племенного объединения Хашид, которое перманентно воюет с хауси, и у которого традиционно «дружеские» отношения с южнойеменской племенной группой Бакиль. Да и сам Хамид аль-Ахмар не пользуется большой поддержкой среди йеменского населения. В этой ситуации пример египетского президента М.Мурси не вызывает у него большого оптимизма. В Египте исламисты решили сделать первый ход, взяли власть и теперь имеют все негативные издержки от этого. Вряд ли «Ислах» захочет в данной ситуации повторять их путь. Гораздо удобнее и политически выгоднее иметь большинство «на местах» и в правительстве, всячески тормозя невыгодные для себя политические решения через это представительство. То есть в случае парламентской республики, несмотря на результаты выборов, с большей долей вероятности будет создано широкое коалиционное правительство с участием представителей ЙСП и ВНК, дабы разделить ответственность  за принимаемые решения.

Это два основных сценария развития политической обстановки в рамках выстраивания государственной архитектуры. Отметим, что возрождение Салеха в данном формате нереально. По крайней мере, в личном качестве. Ряд все тех же дипломатических источников утверждают, что бывший президент в последнее время активно получает щедрые финансовые пожертвования из ОАЭ Власти ОАЭ, несомненно, поддерживают Салеха, а вернее – его сына Ахмеда, рассматривая его в  качестве будущего лидера страны при определенных условиях. Но с финансовыми вливаниями дело обстоит не так просто. Начиная с момента возникновения политического кризиса в стране, президент Салех планомерно переводил  свои деньги именно в дубайские банки. Туда же были переведены деньги, полученные от продажи объектов недвижимости в США. Теперь часть этих денег возвращается назад, поскольку Салех пытается  поддерживать свое влияние среди политических кругов и племенной верхушки. А для этого нужны финансовые средства, поскольку клан Салеха от «кормушки» внутри страны уже отстранен. Собственно и желание его сына Ахмеда после смещения с поста командующего Республиканской гвардии поехать послом Йемена именно в ОАЭ во многом продиктовано именно этим соображением.

По некоторым данным, Салех в настоящее время пытается всяческим способом воздействовать на ситуацию в стране, в том числе и путем контактов с хаусистами, с которыми он в свое время неоднократно воевал. Последние планомерно  наращивают свое присутствие в северных областях страны, стягивая кольцо вокруг Саны. В свое время Салех передал им значительное количество оружия с армейских складов, что, несомненно, повысило их боеготовность. Эта активная экспансия зейдитов-хаусистов в чисто суннитские районы племен группы Хашид вызывает спорадические вооруженные стычки. Особенно в перспективной с точки зрения разведки и добычи углеводородов  провинции Гауф. Вероятность возникновения нового вооруженного конфликта с хаусистами в ближайшее время расценивается рядом экспертов как высокая. При этом Тегеран, который стоит за хаусистами, в настоящее время пытается трансформировать движение в легальную политическую партию, которая могла бы принять участие в предстоящих выборах.  Это может свидетельствовать о том, что Иран в силу плотного и активного участия в сирийских событиях, не готов пока стимулировать вооруженный конфликт в Йемене. Это потребует распыление сил и средств. Вторым направлением иранского влияния на ситуацию в Йемене является «подкормка» части южнойеменской элиты, в лице, прежде всего бывшего президента НДРЙ С.аль-Бейда. Подконтрольные ему «харакат» отказываются от участия в работе КНД, что при желании может быть использовано для дезавуирования принятых ей решений. А при более негативном сценарии – способствовать возникновению нового вооруженного противостояния с центральными властями. Отметим при этом, что говорить о возникновении новой масштабной гражданской войны между севером и югом пока не приходится по целому ряду причин, среди которых и недостаток единства в рядах самих южнойеменцев.

Существует и еще одна тема, которая напрямую влияет на развитие ситуации и может стать основной при определении дальнейшей судьбы Хади. Дело в том, что нынешний технический президент упорно не желает подписывать приложения к договорам о спорных территориях, которые в свое время  заключил еще бывший президент Салех. Эти приложения подразумевают отказ Йемена от планов разведки и добычи углеводородов в двадцатикилометровой зоне вглубь своей территории на саудовско-йеменской границе. Эта тема давно тревожит Эр-Рияд, поскольку при таком сценарии с большей долей вероятности начнут опустошаться нефтяные поля на их собственной территории: в данном случае работает принцип сообщающихся сосудов. Отсюда попытка Эр-Рияда найти более сговорчивую для себя фигуру в качестве президента страны. Основной упор при этом вновь делается на Хамида аль-Ахмара, с которым  саудовцы серьезно испортили отношения в период обострения политического кризиса в Йемене.

Но не все здесь так просто. Хади в данном случае не желает брать на себя ответственность за принятие кардинальных стратегических решений. Любая уступка саудовцам в крайне болезненных для общественного мнения вопросах «спорных территорий» поставит на нем «крест» в качестве политической фигуры и его амбициях продлить свое президентство. Особенно с учетом прессинга Эр-Рияда, который решил использовать в качестве инструмента шантажа тему йеменских рабочих в королевстве. Делается это под предлогом упорядочивания миграционной политики, но возведение барьеров (как законодательных, так и чисто физических в виде новой электронной системы слежения на границе) очень нервно воспринимается в самом Йемене. В Саудовской Аравии сейчас работает около двух миллионов йеменцев, которые кормят добрую половину страны. Многие из них находятся там нелегально, и в случае депортации это самым негативным образом скажется на социальной ситуации в стране. Идти в этой ситуации на политические уступки без внятных гарантий со стороны КСА о сохранении существующего положения вещей является для любого лидера страны неприемлемым.

Кроме того, за «неуступчивостью» Хади стоят те же ислаховцы, которые вошли в плотный контакт с Катаром и исправно получают от него финансовые дотации. Эта укладывается в концепцию Дохи по кураторству в глобальном масштабе движений «Братьев-мусульман». Катарцы таким образом «подвешивают» своего традиционного конкурента, наступая ему на самые «больные места» в зоне его влияния. Собственно и этим соображением вызвано нынешнее сближение Эр-Рияда с Х.аль-Ахмаром: через него хотят повлиять на позицию Хади. Но есть все основания полагать, что эта попытка с негодными средствами. Поддержка намерений саудовцев также не будет способствовать его политической популярности накануне возможных парламентских выборов. Плюс дотации от катарцев предполагают, по крайней мере, нейтралитет ислаховцев в этом вопросе.

Более того, Хади активно приглашает к участию в разведке «спорных» месторождений иностранные компании. В том числе, канадские, британские и российские. Тем самым, он пытается создать мощный противовес амбициям саудовцев в лице уже международного «кулака».  Отношения Саны с Москвой, таким образом, приобретают новый импульс, начиная с области ВТС и заканчивая планами строительства ТЭЦ в Маарибе. И в российском руководстве на эти приглашения откликнулись, о чем свидетельствует намерение направить в страну представительную делегацию Минэкономразвития в самое ближайшее время.

52.2MB | MySQL:103 | 0,486sec