Израильский посол аккредитован в Туркменистане

20  июня  выходящая в Тель-Авиве газета «Маарив»  и ашхабадский официоз «Нейтральный  Туркменистан»  сообщили о том, что первый израильский  посол  в этой стране Шеми Цур вручил верительные грамоты президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову. Как сообщила пресс-служба главы Туркменистана, Цур передал Г.Бердымухамедову приветствие от президента Израиля Шимона Переса, выразившего глубокую заинтересованность в установлении полномасштабного туркмено-израильского диалога, и приглашение посетить Израиль в любое удобное для него время. Как и положено во время подобных встреч, была  отмечена «необходимость активизации традиционных туркмено-израильских связей за счет регулярного проведения двусторонних встреч на различных уровнях», обсуждены «перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений в области экономики, бизнеса, энергетики, туризма, образования и рационального использования водных ресурсов, а также в культурно-гуманитарной сфере».  сообщила пресс-служба туркменского лидера. Как написала  газета «Нейтральный Туркменистан,  открытие израильского посольства и начало работы в столице страны посла вызвало серьезной беспокойство  правительства Исламской Республики Иран.  С другой стороны, как метко выразился на днях интернет-сайт izrus.co.il, «назначение Цура завершает сагу-фарс под названием «Туркменам мерещатся шпионы»».

Для того, чтобы  адекватно оценить изложенное выше, нужно вернуться в начало 1990 г. Тогда, после распада Советского Союза, начался процесса выхода новых независимых государств на международную арену.  Дипломатическую активность на этом направлении стал проявлять и Израиль, которому представился шанс установить равноправные отношения с государствами  с доминирующим мусульманским населением бывшей Средней Азии с целью усиления своего влияния в исламском мире. 21 февраля  1992 г. в столице Узбекистана Ташкенте   состоялась официальная церемония обмена нотами об установлении дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Государством Израиль на уровне посольств. Уже в мае 1992 г. в Ташкенте начал работать Временный поверенный в делах Израиля в Республике Узбекистан Шеми  Цур, тот самый, который стал ныне послом в Ашхабаде.   10 апреля 1992 г. были подписаны документы об установлении дипломатических отношений между Израилем и Казахстаном.  Чуть позже были налажены отношения между еврейским государством и Кыргызстаном, а в начале 1993 г. состоялся визит президента А.Акаева в Израиль.  Это был первый визит руководителя центральноазиатского государства в Израиль. Кроме того, важно отметить, что А.Акаев оказался вторым лиде­ром мусульманской страны, посе­тившим Иерусалим – официальную столицу Израиля. Как известно, первым это сделал египет­ский президент Анвар Садат. Весной 1992 г. было положено начало и диалогу между Израилем и Таджикистаном.  Дипломатические отношения между Израилем и Туркменистаном были официально установлены через полтора года,  в декабре 1993 г., знаменуя собой завершение этапа первичного налаживания связей со всеми государствами СНГ с доминирующим мусульманским населением. Более позднее, нежели в случае с другими странами региона, установление отношений с Израилем, связано с большим давлением, оказываемым на туркменское руководство лидерами ИРИ.  Дело объяснялось тем, что Туркменистан  с начала провозглашения независимости обладал самым высоким в регионе уровнем отношений с южным соседом. Свои связи с Центральной Азией Иран начинал именно с Туркменистана.  Это было вполне  объяснимо естественной тягой друг к другу: обе страны имеют протяженную общую границу, многовековую историческую, конфессиональную и цивилизационную близость. Все это в совокупности определило динамичность ирано-туркменистанского взаимодействия в самых различных сферах, несмотря на ряд серьезных разногласий, связанных с тем, что Туркменистан провозгласил своей задачей создание светского государства, а в Иране реализовывалась модель исламского правления.

Однако в Туркменистане, как и в других соседних  странах центральноазиатского региона, имелись серьезные обстоятельства, предопределившие положительный ответ на предложения Израиля установить двусторонние отношения. Это такие общие для всех молодых стран региона факторы, как обладание Израилем серьезными и неоспоримыми достижениями в тех сферах экономики, которые имеют для Центральной Азии колоссальное и  первостепенное значение: уже апробированные в начале 1990-х гг. в Казахстане, Киргизии и Узбекистане экономически эффективные технологии ведения орошаемого земледелия, освоения пустынных регионов, первоклассные достижения в медицине, фармакологии, хай-теке и других сферах.  Израиль мог проявить в Туркменистане свои лоббистские  возможности  для продвижения Туркменистана на Запад.  Потенциал двустороннего диалога лично оценил первый президент этой страны Сапармурад Ниязов, дважды  – в апреле 1995 г. и в феврале 1996 г.  —  посетивший  Израиль.   СМИ процитировали  высказывание  С.Ниязова,  произнесенные им в Израиле:  «Моисей водил по пустыне народ Израиля много лет, после чего евреи в итоге обрели свое государство. Я хочу сделать то же самое для туркмен, только за более короткий срок». Как видно, для скорейшей реализации этой мечты туркменского лидера ему и была нужна технико-экономическая, технологическая и научная помощь Израиля.

Начало сотрудничества  характеризовалось заметной  активностью  межгосударственных контактов, которая довольно быстро сошла на нет. В этом сказалось сочетание различных историко-географических и политических факторов, крепко связавших Туркменистан с Ираном.  Это традиции протяженной по времени исторической, религиозной и культурно-цивилизационной близости, факт проживания по обе стороны границы одного и того же этноса. Обе страны объединяет то, что они в равной мере могут считаться изгоями. Иран в течение последних десятилетий находится в условиях жесткой политической и экономической изоляции, что обусловлено конфронтационной политикой религиозного руководства страны, восстановившей против себя много стран как в регионе Ближнего Востока, так и повсюду в мире. Изоляция Туркменистана в современном мире стала результатом проявления беспрецедентных тоталитарных тенденций, утвердившихся и последовательно углублявшихся покойным президентом С.Ниязовым, и развиваемых его нынешним преемником  Г. Бердымухаммедовым. Ирано-туркменистанский диалог вполне справедливо рассматривают в Тегеране как пример реального использования  азиатских резервов его внешней политики. Туркменистан рассматривает южного соседа как мощную региональную державу, гаранта мира, стабильности и безопасности в регионе. Для двусторонних отношений важен и экономический аспект. Для Туркменистана он связан с его главным природным богатством – энергоносителями, что способствовало превращению страны в значительный объект соперничества США, Китая, России, Ирана и стран ЕС, ибо Туркменистан  является четвертым в мире и вторым на постсоветском пространстве (после России)  производителем газа. В условиях политической и экономической независимости проблема энергоносителей переместилась для Туркменистана в практическую плоскость и приобрела геополитическую значимость, ибо добыча энергоносителей для удовлетворения внутренних потребностей и экспорта за рубеж стала приоритетным направлением национальной экономики.  Иран стал для Туркменистана  крупнейшим экономическим партнером.

Разумеется, на фоне такого динамичного диалога, Израилю крайне трудно быть востребованным в качестве субъекта двусторонних отношений. Однако Туркменистан не раз высказывался достаточно позитивно о заинтересованности в диалогес Израилем. В 1995 г., во время своего визита в Иерусалим тогдашний президент страны С.Ниязов неоднократно заявлял о необходимости, причем в равной мере для обеих сторон, диверсифицированного сотрудничества. Такие же соображения высказывали и израильские политики, среди которых было много активных лоббистов израильско-туркменистанского диалога.    Несмотря на это, за истекшие два десятилетия потенциал двустороннего  сотрудничества был востребован лишь в минимальной степени. Отметим, что президент израильской компании «Мерхав» Й.Мейман  был назначен  официальным представителем С.Ниязова по контролю над реализацией ряда важных проектов в нефтегазовой сфере, частности – реконструкции нефтеперерабатывающего завода в г. Туркменбаши на побережье Каспийского моря,   общей стоимостью более одного миллиарда долларов, часть из которых реализовывалась при участии иранских компаний.  Эта работа получила высокую оценку  президента страны,  что дало импульс динамичному продолжению  сотрудничества между Израилем и Туркменистаном в нефтегазовой сфере, где обе страны плотно взаимодействовали в реализации проектов реконструкции нефтегазовой инфраструктуры.        В  последнее десятилетие в Туркменистан была заметна декларативная готовность к наполнению новым, более конструктивным содержанием своих отношений с Израилем.  При этом технико-экономическое сотрудничество ограничивается нефтегазовой сферой. После успешной реализации комплекса в Туркменбаши, президент С.Ниязов вынес решение о том, что компания «Мерхав» будет выполнять подобные функции в ряде новых проектов нефтегазового комплекса республики. Израильская компания начала работу сразу по нескольким объектам. Во-первых, она занялась подготовкой необходимой документации, проведением международного тендера и взяла на себя выполнение функций представителя заказчика по модернизации и реконструкции Сейдинского нефтеперерабатывающего завода. Кроме этого, на нее были возложены такие же функции по строительству нового комплекса установок по производству полипропилена. Новые мощности составили 250 тыс. тонн полипропилена в год, что существенно  увеличило мощности нефтегазового комплекса страны.  С 1997 г. в стране осуществлялся масштабный проект развития и модернизации газовой инфраструктуры, который был направлен на повышение надежности и качества природного газа, транспортируемого по трубопроводу Средняя Азия-Центр. Завершающим этапом проекта общей стоимостью 180 миллионов долларов стал ввод в эксплуатацию установки подготовки и компремирования газа на крупнейшем газовом месторождении Туркменистана Довлетабад-15. Как писала газета «Нейтральный Туркменистан» 23 января 2002 г., «туркменская сторона намерена продолжить сотрудничество с компаниями, участвовавшими в реализации данного проекта, и предложить им новые проекты по дальнейшему развитию газовой инфраструктуры». Среди названных фирм – израильские: компания-генподрядчик  Bateman International,  B.V. и AFSK.  В мае 2003 г. был подписан контракт между концерном  «Туркменгаз» и израильской компанией  AFSK Industries  на реконструкцию системы автоматики головных сооружений месторождения природного газа Довлетабат-3 .  Его реализация  началась в июле того же года и завершилась в декабре 2005 г.

Компания «Мерхав», президент которой Йоси Мейман пользовался особым покровительством президента С.Ниязова, сумела получить в Туркменистане чистую прибыль в размере 170 миллионов долларов. Учтем при этом, что лишь небольшое количество израильских фирм сумело получить заказы на рынке энергоносителей или создании нефтегазовой инфраструктуры.  Результаты расследования  израильского экономического издания  TheMarker  выявили секреты феноменального успеха этой компании, которая  в течение 10 лет  была одной из наиболее влиятельных иностранных компаний в стране.  Как показатель особого расположения президента С.Ниязова, Й.Мейману   было пожаловано туркменское гражданство, ранг почетного консула Туркменистана в Израиле и официальный статус специального посланника по вопросам, связанным с экспортом энергонасителей.  TheMarker  пришло к выводу, что такое благосклонное отношение С.Ниязова  было связано с тем, что израильтяне помогали лидеру Туркменистана продвигать двусторонние отношения между Ашхабадом и Вашингтоном. Именно они помогли организовать в 1998 г. первый официальный визит С.Ниязова в США.  Когда за пять лет до этого туркменский президент ездил в США с рабочим визитом,  члены американской администрации отказались с ним встречаться. Вторая же попытка оказалась куда более успешной — Ниязов был принят президентом США Биллом Клинтоном. Особую роль в организации визита и во всем комплексе налаживания  контактов между США и Туркменистаном сыграл заместитель Й.Меймана Нимрод Новик,  занимавший ранее пост советника нынешнего президента Израиля Шимона Переса, а потому имевший обширные связи  в американском руководстве — Белом доме, Госдепе, Пентагоне, Конгрессе. После смерти С.Ниязова «Мерхав» лишилась своего покровителя и, естественно,  особого статуса в Туркменистане.  Без особого внимания президента С.Ниязова израильские компании потеряли режим благоприятствования и все чаще сталкиваются с сильным противодействием, имеющим, как нам представляется, внешний характер.  Мы видим здесь действие иранского фактора. Именно в этом, думается, следует искать причину срыва заключения тех или иных достаточно выгодных Ашхабаду контрактов. Так,  в 2011 г. была сорвана сделка с одной из компаний израильского военно-промышленного комплекса по продаже спутника, который мог быть использован как в гражданских, так и военных целях. В этой связи представляет интерес сообщение о том, что еще в 2009 г. Туркменистан начал переговорный процесс с потенциальными партнерами, в том числе – с Израилем, о приобретении собственного национального искусственного спутника. В Ашхабаде отмечали в этой связи, что наличие собственного спутника должно ускорить развитие в стране систем связи и интернета, телевидения, способствовать реализации экологических программ, совершенствованию методов разведки новых месторождений, а также успешной реализации госпрограмм. Влияние иранского фактора, вероятно,  сказывается и в  том,  что при неоднократных попытках израильских компаний пробиться на рынок  вооружений Туркменистана, в течение последнего десятилетия в этой сфере не было подписано ни одного значимого контракта. Еще в конце 2008 г. израильские компании были допущены к участию в конкурсе на поставки МВД республики беспилотных летательных аппаратов. Однако до сих пор никаких значимых результатов контактов в этой сфере не отмечено.

Все прошедшие годы Израиль высказывал заинтересованность в открытии посольства. Однако   ввиду действия иранского фактора  сделать это было  труднее, чем в других странах центральноазиатского региона, территориально более отдаленных от Ирана. Обязанность представлять интересы Туркменистана в Израиле традиционно возлагалась на посла в Турции, а Израиль представляли в Ашхабаде послы-нерезиденты.В течение ряда лет ряд функций дипломатического характера при отсутствии посольства выполнял почетный консул Израиля. Им был много лет вице-президент группы компаний «Мерхав» Михаил Миркин, курировавший проекты «Мерхав» в регионе Центральной Азии.      После прихода к власти в начале 2007 г. нового президента Туркменистана Г.Бердымухаммедова и появления «сдержанной готовности к оживлению отношений с Иерусалимом», начался процесс постепенного сближения. Вероятно, это связано с курсом нового президента, направленным на преодоление международной изоляции Туркменистана и активизацию связей с Западом. Возобновились взаимные израильско-туркменистанские контакты. Почти одновременно с этим на встрече с главой израильской компании «Мерхав» Й.Мейманом в июне 2007 г. Г.Бердымухаммедов дал понять, что в его планах повысить уровень сотрудничества. Израильские компании стали допускаться к участию тендерах на поставки техники. Такая тенденция совпадала и с планами Израиля интенсифицировать и углубить отношения с этой страной. Ее определил в качестве одной из приоритетных задач израильской внешней политики в центральноазиатском регионе глава МИДа Авигдор Либерман, который  в апреле 2009 г. достиг договоренности  с президентом  Туркменистана об открытии посольства в Ашхабаде. В мае начались организационные приготовления к открытию нового дипломатического представительства. Как писали израильские СМИ, «интерес к факту подогревался значением, которое имеет Туркменистан на глобальном энергетическом рынке, геополитическим статусом этой страны, расположенной у северо-восточных границ Ирана». Вскоре была объявлена фамилия первого постоянного израильского посла-резидента. Им должен был стать Реувен Динель. Кадровый военный, он стал в 1992 г. первым в истории официальным представителем израильской внешней разведки в странах СНГ, работая в ранге советника посольства в Москве. Именно Р.Динель заложил основы сотрудничества между Моссадом и спецслужбами стран СНГ. Вероятный израильский посол в Ашхабаде являлся достаточно авторитетным специалистом в сфере борьбы с исламским фундаментализмом, имел большие связи в руководстве республик Центральной Азии. Занимался  он и научно-организационной деятельностью. Выбор Р.Динеля на должность израильского посла и приближающееся открытие посольства в Ашхабаде давали повод говорить серьезном подходе к деятельности дипломатической миссии в Туркменистане, стремлении Израиля обозначить важность развития и дальнейшего углубления диалога с мусульманскими государствами СНГ, приоритетности задачи снижения там иранского влияния.

Однако весной 2010 г., после долгих проволочек с изучением кандидатуры израильского посла в государственных структурах Туркменистана,  стало ясно, что Р.Динель не получит аккредитацию от туркменских властей. Главной причиной была растущая  озабоченность иранского руководства сближением Туркменистана со своим злейшим врагом. В апреле 2010 г. деятельность израильского МИДа на центральноазиатском направлении стала даже предметом дискуссий в иранском парламенте.  На заседании Комиссии по национальной безопасности и внешней политике было не раз заявлено, что Туркменистан служит региональным форпостом израильской разведки Моссад, а с территории страны осуществляются «террористические и разведывательные действия против исламского режима в Иране». На приближавшееся открытие израильского посольства в Туркменистане отреагировал даже начальник Генштаба Вооруженных сил Ирана генерал Хасан Фирузабади, призвавший Ашхабад предотвратить открытие посольства, потому что ее главная задача, якобы, заключается в подготовке «диверсантов против Ирана». Не желая провоцировать обострение отношений между Ираном и Туркменистаном, в Израиле проявили понимание ситуации, в результате чего было решено произвести другое назначение на должность посла в Ашхабаде. Не менее проблемной для Ашхабада оказалась и вторая кандидатура на пост посла Израиля в Туркменистане – Хаима Корена, кадрового дипломата и востоковеда по образованию, специалист по радикальному исламу и суфизму. Власти Туркменистана тянули с утверждением его кандидатуры 11 месяцев, после чего дали отрицательный  ответ. Его они мотивировали следующим образом: в  биографии Х.Корена было написано, что три года он работал преподавателем Колледжа национальной безопасности.  По мнению представителей туркменского МИДа, эта строчка в биографии кадрового дипломата свидетельствует о том, что он является «агентом Мосада» . Газета «Гаарец» отмечала в  этой связи, что «это первый случай, когда иностранное государства два раза подряд отклоняет кандидатуру израильского посла».  Однако в израильском руководстве решили на этом не останавливаться, и в 2012 г. начался новый раунд дипломатических контактов, призванных интенсифицировать двусторонние отношения и преодолеть тупик в этой сфере. В конце января в Ашхабаде находилась делегация израильского МИДа во главе с заместителем Генерального директора МИДа Пинхасом Авиви. К ней отнеслись достаточно серьезно: гостям организовали встречи в туркменском парламенте, МИДе, министерстве торговли и внешнеэкономических связей, Минсельхозе, концерне «Туркменгаз». Кроме этого, делегация провела переговоры, где обсуждались отношения между Туркменистаном и Израилем в контексте реализуемой внешней политики.  В переговорах делался упор на необходимости наращивания торгово-экономического и культурного партнерства, имеющего большой обоюдный потенциал. В числе основных направлений взаимодействия были названы энергетика, сельское и водное хозяйство, образование, здравоохранение. Дежурные и трафаретные констатации касались «использования  передовых израильских разработок в сфере экологии, альтернативных и энергосберегающих технологий, туризме. Стороны отметили важность взаимообмена делегациями по изучению и реализации наиболее перспективных совместных проектов».   Туркменскому руководству была предложена новая кандидатура – Шеми Цура, кадрового дипломата с 30-летним стажем.  Он уже работал в этой стране: в  2008-2010 гг. Ш.Цур занимал должность посла-нерезидента в Армении, Туркменистане и Таджикистане (с постоянным местом пребывания в Иерусалиме). С конца 2008-го до августа 2009 г. он также являлся и.о. директора отдела «Евразия-2» (Южный Кавказ и Центральная Азия) Департамента Центральной Европы и Евразии израильского МИДа. Цур активно участвовал в подготовке открытия посольства Израиля в Туркменистане, а в качестве посла-нерезидента уделял приоритетное внимание именно туркменскому направлению. Как отмечал интернет-сайт izrus.co.il, «туркмены его хорошо знают и не опасаются». С открытием посольства можно ожидать активизации деятельности израильской дипломатии на этом важном для страны направлении.

52.28MB | MySQL:103 | 0,487sec