Россия и Катар: причины экономической стагнации

Вследствие острых политических разногласий эффективное торговое и инвестиционное сотрудничество России с Катаром находится на крайне низком уровне. Возможно, со временем государства смогут урегулировать имеющиеся проблемы и наладят приемлемый уровень двусторонних экономических связей. Однако сейчас ситуация близка к патовой.

Примером служит следующий факт. В последние годы состоялись два саммита глав государств и правительств Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ)[i]. Первый – осенью 2011 г. в Дохе, второй – в июле этого года в Москве. Примечательно, что уровень представительства российской стороны на первом мероприятии вовсе не отвечал рангу встречи в верхах: государство представлял министр энергетики С.И.Шматко. В свою очередь, катарская сторона ответила взаимностью и делегировала в Москву министра энергетики и промышленности М.Саду.

Столь скромный уровень глав делегаций обеих стран на прошедших саммитах обусловлен продолжающимся несколько лет острым противостоянием Москвы и Дохи на международных политических площадках и региональных газовых рынках, особенно на европейском.

В частности, эмират настойчиво заявляет о необходимости демократизации и либерализации общественно-политической жизни в крупных странах Ближнего Востока и Северной Африки. Так, в последние годы эмират нередко выступал с «обличительными» речами и обвинениями в коррупции в адрес руководства Египта, Ливии, Сирии.

Помимо этого, используя международную арену (прежде всего, ООН, ЛАГ) и заручившись поддержкой Саудовской Аравии и ОАЭ, Катар серьезно лоббировал интересы оппозиции и пытался «продавить» принятие того или иного документа, поддерживающего военные действия по смене режимов в арабских странах в 2011-2012 гг.

В частности, выступая на 67-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2012 г., эмир Катара Хамад бен Халифа Аль Тани, в отличие от других представителей стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)[ii], призвал арабские государства, являющиеся членами Лиги арабских государств (ЛАГ)[iii], немедленно направить в Сирию свои военные контингенты для прекращения кровопролития. Для иллюстрации своих слов Х.Аль Тани в качестве примера привел успешный, с его точки зрения, опыт направления миротворческого контингента арабских сил сдерживания в Ливан в 1976 г.

Кроме дипломатии, одним из действенных инструментов межарабской политики Катара является телеканал «Аль‑Джазира», который, несмотря на собственные заявления о независимом и всестороннем освещении аспектов общественно-политической ситуации в арабо-мусульманском мире, фактически выполняет политическую волю руководства эмирата.

Так, катарские власти оказывали материальную и стратегическую помощь восставшим в Каире, Триполи и Дамаске, а также осуществляли соответствующую идеологическую поддержку посредством ангажированного освещения внешнеполитических событий в этих столицах «Аль-Джазирой» и другими СМИ.

Такого рода внешнеполитическое позиционирование привело к обострению отношений эмирата с Россией, которая с самого начала «арабской весны» выступала на различных международных площадках за исключительно мирное урегулирование сложившейся ситуации в некоторых странах ближневосточного региона.

Сегодня сирийская проблема стала основным «камнем преткновения» на пути постепенного налаживания экономического российско-катарского сотрудничества.

Катар, новым эмиром которого недавно стал Тамим бен Хамад Аль Тани, сын бывшего монарха, по-прежнему недружественно настроен к российским внешнеполитическим действиям, целью которых является разрешение сирийского конфликта политико-дипломатическими действиями.

Щедро спонсировавший смену власти в Египте и Ливии, эмират и сейчас продолжает попытки свергнуть режим Б.Асада. По всей видимости, Доха поддерживает сирийский повстанцев из-за того, что после смены власти в Дамаске, настанет время обессилить Иран, который  долгие годы является катарским конкурентом на торговых площадках, прежде всего газовых.

Катар выразил намерение импортировать иранский природный газ, так как в ближайшие годы эмират опасается увеличения внутреннего спроса на топливо вследствие осуществления в стране масштабных инфраструктурных проектов в рамках государственной стратегии национального развития 2011- 2016 гг. и подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 г.

Дело в том, что в Катаре действует мораторий на расширение добычи на самом крупном катарском месторождении «Северное», не позволяющий интенсифицировать производство природного газа для полного погашения потребностей местного рынка.

Помимо этого, эмират заключил долгосрочные договоры на поставку сжиженного природного газа (СПГ) с рядом азиатских и европейских и игроков. Следовательно, катарцы не смогут снизить объемы экспорта, предусмотренные в договорах с потребителями.

Эмират активно сотрудничает с Китаем, который стремительно наращивает импорт катарского газа. Согласно предварительным договоренностям, в ближайшие годы объемы поставок СПГ из Катара в Китай существенно увеличатся и составят 12 млн т.

Таким образом, пытаясь свергнуть сирийский режим, Катар стремится лишить Иран союзника, который способен помочь реализации углеводородных планов Тегерана на различных рынках. По мнению катарской стороны, иранцам вполне по силам наладить бесперебойный долгосрочный экспорт сырья в Китай, и вследствие этого у последнего появляется реальная возможность выйти к Средиземному морю.

Этот сценарий обусловлен также тем, что Сирия не станет выступать против и, вероятно, поддержит подобное развитие ситуации. Иран планирует организовать экспорт СПГ в Европу через сирийские порты. Это серьезно нарушает экономические планы Дохи, которая в последнее время интенсифицировала газовый сбыт на европейских рынках.

Допустить этого эмират не может, поскольку доходы от экспорта энергоносителей составляют большую часть доходов государственной казны. В этой связи катарцы стремятся сбыть СПГ на всех возможных региональных рынках, включая Европу, параллельно вытесняя основных конкурентов – Иран и Россию.

Резкое усиление роли Катара на рынке сжиженного природного газа произошло благодаря быстрому развитию инфраструктуры, чему способствовали благоприятная конъюнктура рынка и высокие темпы роста спроса на СПГ до мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Введение в строй крупномасштабных  производственных мощностей в эмирате привело к увеличению объемов производства СПГ в Катаре до 77 млн. т (около 105,48 млрд куб. м). В стране созданы технические возможности для роста производства сжиженного газа на 30-40%.

По подсчетам специалистов, повышение мировых поставок СПГ в 2011 г. на 10,1% во многом было достигнуто благодаря катарскому сбыту, возросшему по сравнению с 2010 г. на 34,8%. В итоге эта «прибавка» составила 87,7% общемирового экспортного роста.

В 2011 г. Катар экспортировал 102 млрд куб. м СПГ. Большая его часть была поставлена на рынки азиатских и европейских государств (48,6 млрд куб. м и 43,4 млрд куб. м соответственно), оставшийся объем получили страны Северной, Южной и Центральной Америки (6,5 млрд куб. м и 1,7 млрд куб. м соответственно), а также Ближнего и Среднего Востока (2,4 млрд куб. м).

Пять лет назад Катар поставлял газ преимущественно на те рынки, где цена выше (спотовые поставки), что позволяло получать дополнительные средства и вкладывать их в развитие внутренней инфраструктуры для производства СПГ. Тем не менее периодически эмират осуществлял краткосрочный экспорт по ценам ниже рыночных, что негативно воспринималось другими поставщиками СПГ. В последние годы Катар, напротив, перешел к среднесрочным и долгосрочным контрактам с указанием фиксированной стоимости газа, чтобы снять с себя обвинения в демпинге.

Сегодня катарский СПГ поставляется более чем в 20 стран, причем в последнее десятилетие рынки сбыта постоянно расширяются.

Азиатские страны являются традиционными потребителями катарского сырья, которые постоянно наращивают объемы закупок. Это вполне объяснимо географически и стратегически. Во-первых, эмират может весьма оперативно доставить сжиженный газ в Азию, а во-вторых, потребности в энергоносителях многих государств этого региона очень высоки. Однако в последнее время отчетливо наблюдается рост катарского экспорта в Европу, включая Великобританию, Италию, Францию, Бельгию и Испанию.

Более четверти потребляемого в странах Европейского союза СПГ доставляется катарскими танкерами. Началось строительство СПГ-терминала в Польше, куда с 2014 г. эмират планирует ежегодно поставлять сырье с перспективой дальнейшего увеличения объема экспорта в 2017-2018 гг. Также ведутся переговоры о поставках катарского сжиженного газа в страны Балтии, Белоруссию и на Украину.

Несложно догадаться, что активный рост поставок катарского газа на этом направлении создает сложности «Газпрому», поскольку Европа – это основной потребитель российского газа.

Смело заходя на европейский рынок, катарцы убеждены, что Россия потеряла статус центра силы, но все еще надеется вернуть его, выступая против происходящих в последние десятилетия «народных движений» в тех арабских странах, в которых Москва активно сотрудничает с правящими режимами по оборонной линии.

Стоит напомнить, что первоначально США и Европа проводили схожую с российской политику, но затем они оперативно извлекли уроки из событий в Тунисе, Ливии и Египте, пересмотрев свой внешнеполитический курс на данном направлении.

Катар настаивает на том, что его экспортная политика, в том числе на рынках Старого Света, основана на долгосрочных контрактах и привязки цен на газ к стоимости нефти. Государство же, исходя из собственных экономических интересов, способно варьировать направление поставок и их стоимость в зависимости от текущего спроса на том или ином рынке.

По мнению автора, нынешнее значение катарского газа в Европе преувеличено. Его объемы хотя и понижают конкурентоспособность российского газа, но пока еще в небольшой степени.

Согласно докладу специалистов «Национального банка Катара», к 2014 г. эмират снизит спотовые поставки СПГ как минимум на 40%, прежде всего за счет понижения экспортных объемов на европейском направлении. Это произойдет по причине того, что Катар заключил долгосрочные договоры поставки природного газа с государствами Азии и Южной Америки, для реализации которых понадобятся большие объемы сырья.

В результате прогнозируемое уменьшение экспорта катарского СПГ на европейском направлении приведет к росту спроса. Более того, по прогнозам специалистов «Газпрома», долгосрочная динамика разрыва между собственной добычей газа и потреблением в Европе будет увеличиваться, открывая новые возможности для импорта, в том числе из России.

В то же время в будущем следует ожидать усиления зависимости ЕС от экспортеров газа. При этом Европа имеет возможность диверсифицировать поставщиков, делая ставку на более активное использование катарского СПГ, который со временем может снизить объемы экспорта «Газпрома» на европейские рынки.

Вероятно, в результате увеличения производства сырья из-за снятия моратория после 2014 г., а также  вследствие введения в эксплуатацию новых регазификационных мощностей в Европе эмират будет активнее насыщать этот рынок, что уже гораздо серьезнее затронет интересы отечественного бизнеса.

Российские отраслевые аналитики предполагают, что в ближайшие годы Катар будет поставлять в Европу дополнительные 50 млрд куб. м газа в год, что составляет 5% газового рынка ЕС.

Если же это случится, то вполне возможен следующий сценарий: Россия немного сбавит цену на топливо, повысит его экспортные объемы, и тогда Катару самому станет нелегко.

В 2011-2012 гг. «Газпромом» были достигнуты договоренности с европейскими потребителями по адаптации ценовых условий. В результате были модифицированы формулы контрактных цен с нефтепродуктовой индексацией, что в значительной степени способствовало поддержанию конкурентоспособности российского природного газа на рынках Европы.

К тому же в 2011 г., несмотря на более чем 9%-е снижение потребления газа на основном экспортном рынке «Газпрома», европейскими покупателями было отобрано 150 млрд куб. м российского природного газа, что на 8,2% выше отбора по контрактам в 2010 г.

«Газпром» является активным участником не только долгосрочной, но и спотовой торговли газом на площадках Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Франции, реализуя часть российского сырья, а также приобретенные в Европе объемы.

Как ожидают специалисты «Газпрома», доля компании на европейском рынке может увеличиться к 2030 г. с нынешней четверти до трети европейского потребления.

Наибольшим спросом на внешних рынках в ближайшие 20 лет будет пользоваться природный газ. Соответствующие поставки  в первую очередь обеспечат страны Ближнего Востока (26%), среди которых центральное место займет Катар. Подобная точка зрения основана на предложении СПГ, которое будет расти быстрее мировой газодобычи и торговли сетевым газом. Вклад СПГ в глобальный рост экспорта в 2010‑2030 гг. составит 25% (для сравнения в 1990-2010 гг. – 19%).

Таким образом, борьба за газовые рынки и активное противоборство на политических площадках «похоронили» и без того слабые зачатки российско-катарского торгового и инвестиционного партнерства. Каковы же они были?

Например, в 2010 г. товарооборот между этими странами составил около 14,5-14,6 млн долларов (см. Таблицу), из которых 11,1-11,2 млн пришлись на катарский экспорт — продукцию органической химии, пластмассу, каучук и изделия, а оставшиеся 3,4 млн на импорт — драгоценные и недрагоценные металлы (2 млн), изделия из них, продукцию лесопромышленного комплекса (0,9 млн), машины и другие транспортные средства, оборудование, инструменты (0,5 млн).

Таблица

Российско-катарский товарооборот в 2009-2011 гг., млн долларов

Товарооборот Темпы прироста Доля
Временной период 2009 2010 янв-фев2010 янв-фев2011 2010 к 2009 2011 к 2010 2010
Всего 8,7 14,6 3,4 1,7 66,8% -48,9% 100%
Продукция АПК 0,0 100%
Химическая продукция, пластмассы, каучук и изделия 7,2 11,2 3,0 1,4 55,6% -52,3% 76,6%
Кожевенное сырье и изделия 0,0 -100%
Продукция ЛПК 0,6 0,9 0,3 0,2 56,1% -21,9% 6,2%
Текстиль и обувь 0,0 0,0 66,4% 0,2%
Драгоценные и недрагоценные металлы и изделия из них 0,0 2,0 0,1 0,0 10894,5% -99,9% 13,7%
Машины, оборудование, транспортные средства и инструменты 0,9 0,5 0,0 0,1 -48,1% 113,5% 3,4%
Прочие 0,0 0,0 0,0 -84,6% 100% 0,0%

Источник: Министерство промышленности и торговли России.

Из таблицы видно, что в 2009 г. годовой товарооборот остановился на еще меньшей отметке – 8,7 млн долларов, а в январе-феврале 2011 г. он сократился вдвое по сравнению с аналогичным показателем 2010 г. (1,7 млн против 3,4 млн долларов соответственно).

По всей видимости, в будущем следует ожидать еще большего сокращения суммарного экспортно-импортного показателя между странами вследствие серьезного ухудшения межгосударственных отношений.

Даже в 2010 г., когда уровень совместного политического диалога, казалось бы, достиг небывалых высот, из 140 государств, являющихся наиболее крупными торговыми партнерами России, эмират все же занял предпоследнюю строчку, опередив лишь Камерун.

Не способствует активному экономическому партнерству и наличие договорно-правовой базы, представленной межправительственными соглашениями: об экономическом, торговом и техническом сотрудничестве (1990 г.); об избежании двойного налогообложения (1998 г.); о взаимной защите и поощрении капиталовложений (2007 г., пока не ратифицировано российской стороной), а также межведомственными соглашениями о сотрудничестве между ТПП (2001 г.) и о создании Российско-катарского делового совета (2007 г.).

Осознавая имеющийся дисбаланс, страны начали работать на институциональном уровне. Учрежден Российско-катарский межведомственный комитет по газу и энергетике, а также достигнута договоренность о создании Совместной российско-катарской комиссии по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству, первое заседание которой запланировано на 2013 г.

Параллельно с этим Россия наглядно демонстрировала возможности эффективного роста двусторонней торговли.

В 2010 г. Катар посетили две многочисленные делегации Уральского федерального округа (УФО). В рамках первого визита при содействии Катарской ассоциации бизнесменов в Дохе был проведен Первый катарско-российский экономический форум под названием «Текущее состояние, возможности и перспективы развития сотрудничества между Катаром и Уральским федеральным округом».

В ходе второй поездки сторонами активно велись переговоры о поставках российского продовольствия в эмират. В результате партнерские контакты с Катаром установили «Уральская горно-металлургическая компания», «Трубная металлургическая компания», компании «Урал Промышленный — Урал Полярный» и «Селигдар». Две последние предложили инвестиционные проекты по освоению золоторудных месторождений.

Зимой 2013 г. в Дохе состоялось торжественное открытие офиса представительства «Газпрома». Этот российский холдинг принял решение об открытии представительства в Катаре с целью развития долгосрочного взаимовыгодного экономического сотрудничества с эмиратом, а также представления и защиты интересов компании на Ближнем и Среднем Востоке.

В планах – взаимодействие с государственными органами и нефтегазовыми компаниями Катара и стран Персидского залива, а также координация деятельности дочерних компаний «Газпрома» на региональных энергетических рынках.

«Газпром» надеется закрепиться в эмирате и принять участие в совместных проектах по добыче и сжижению природного газа после снятия моратория на расширение добычи на месторождении «Северное», введенного властями эмирата в 2005 г. Катар обозначил 2014 г. сроком окончания моратория, однако ситуация может измениться (как уже было в 2009 г., когда катарской стороной было принято решение продлить указанный запрет на активизацию добычи).

Кроме того, в перспективные планы «Газпрома» может внести серьезные корректировки арабская стратегия ведения государственных дел и бизнеса, характеризующаяся длительными проволочками и излишним бюрократизмом, которые способны вызвать сомнения в конечной реализации той или иной сделки.

Примечательно, что в 2010-2011 гг. Россия предложила Катару множество инвестиционных проектов в нефтегазовой, золоторудной, строительной и иных сферах.  Ожидалось,  что  в  случае  их  реализации объем катарских инвестиций в российскую экономику мог составить порядка 10‑12 млрд  долларов. Тем не менее Катар не принял участие ни в одном из возможных проектов.

Отсутствие реального интереса со стороны катарского бизнеса не вселяет надежды на динамичное развитие двустороннего экономического сотрудничества, о котором было заявлено по итогам официальных визитов в Россию высших руководителей эмирата.

На основе неверных оценок экспертов катарская сторона отказалась от покупки10% акций  банка «ВТБ», причем российская сторона готова была продать названный процент акций со скидкой (вместо 3 млрд долларов за 2,5 млрд). В результате государственный банк, у которого имелись четкие указания продать 10% акций к 15 февраля 2011 г., был вынужден осуществить сделку, договорившись с западными фондами. Сумма составила 3,3 млрд долл.

Руководство «ВТБ» все же заявило катарской стороне, что в перспективе возможна еще одна подобная сделка, но уже по цене, превышающей ранее обещанную. Катар сначала оживленно отреагировал на данное предложение, но постепенно эта активность  сошла на нет, а ее место заняла задержка работы по проекту.

Компания «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение «ВТБ») предложила эмирату два газовых поля средней величины. В ходе переговоров не удалось добиться положительного результата.

Помимо этого, некоторыми российских компаний было предложено несколько инвестиционных проектов в сферезолотодобычи и недвижимости. Прождав долгое время и так и не получив ясного ответа от Катара по поводу его заинтересованности в проекте, фирмы были вынуждены заключить соглашения с другими иностранными инвесторами, которые в кратчайшие сроки отреагировали на поступившие предложения. Речь идет о золотодобывающих компаниях «Акрополь» и «Геомин», а также о «Миракс групп», продавшей Шереметьевский дворец в Санкт-Петербурге.

Наиболее перспективным в числе планируемых инвестиционных проектов должен был стать «Ямал-СПГ», осуществляемыйроссийским независимым производителем газа – компанией «Новатэк». Однако работа катарской стороны в отношении развития данной сделки, как и по названным выше, не дала ожидаемых результатов. В таком же состоянии находятся ряд совместных проектов в сфере опреснения воды, хай-тек, продовольствия. Почему?

По мнению автора, работавшего в эмирате, основная проблема заключается в некачественной и ангажированной деятельности западных специалистов, работающих в катарских структурах. Часто эти люди намеренно предоставляют неверные данные, замедляют работу над различными проектами, выходя на связь слишком поздно, когда все разумные и допустимые сроки давно истекли.

Граждане США, Великобритании, Австралии, а также представители других антагонистически настроенных по отношению к России стран, отвечающие за развитие инвестиционных сделок, не позволяют российскому бизнесу занять какую-либо нишу на рынке эмирата, опасаясь, что это может негативно сказаться на позициях западных компаний. В этом случае крупному российскому бизнесу, а о мелком и среднем вообще не стоит вести речь, доступ в Катар фактически закрыт.

Конкретным примером является неудачная сделка с приобретением 10% акций «ВТБ». Зарубежные специалисты, получая зарплату от катарской стороны, фактически работали на свои страны, так как российский государственный банк заключил сделку с американскими и британскими фондами. Катар же потенциально потерял 800 млн долл., хотя первоначально мог приобрести акции по выгодной стоимости.

Для качественного улучшения сегодняшнего положения дел необходимо принять определенные меры, с помощью которых удалось бы «переиграть» иностранных советников, не только лишающих оба государства экономической прибыли, но и обостряющих политические отношения между ними.

Западная доминанта в бизнес-учреждениях Катара делает проблематичным присутствие России в его экономике. Однако в определенной степени не способствует этому и известная манера ведения дел многими российскими предпринимателями. Вместо того чтобы эффективно отстаивать экономические интересы своего государства по тем правилам, которые установлены международными стандартами, и всячески продвигать российские проекты в эмирате с расчетом на долгосрочные дивиденды, отечественные бизнесмены пытаются быстро получить возможную прибыль, наскоками наведываясь в Катар. Они не имеют нацеленности на структурированную, масштабную работу по созданию прочного имиджа своей компании и изучению местных спроса и предложения.

Нельзя сбрасывать со счетов катарский деловой менталитет, который не ставит во главу угла быстрое получение денег в обход действующего законодательства, а, наоборот, приветствует серьезное намерение иностранного партнера поучаствовать в длительном развитии той или иной совместной сделки. В этой связи российским фирмам, которые все-таки не оставляют надежды на кооперацию с эмиратом, целесообразно пойти по пути «Газпрома» и открыть представительство в Катаре.

Объем государственного резервного фонда эмирата достигает более 110 млрд долларов, что позволяет стране поддерживать высокие темпы инвестирования в крупные иностранные проекты, включая покупку долей зарубежных компаний.

Таким образом, неопределенность и проволочки Катара в отношении инвестиционных проектов, предложенных Россией, обусловлены отнюдь не отсутствием денежных средств, а носят несколько иной характер. С одной стороны, Катар ждет согласия со стороны США и Великобритании, которые фактически управляют многими внешнеэкономическими действиями эмирата. С другой – Россия сама не проявляет надлежащей заинтересованности в действенном финансовом сотрудничестве, поскольку не хочет соблюдать привычные для катарских бизнесменов «правила игры».


[i]                              Форум стран – экспортеров газа – межправительственная организация, официально созданная 23 декабря 2008 г., членами которой являются 13 стран (Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея), которые имеют около 65% мировых запасов природного газа. Ирак, Казахстан, Нидерланды и Норвегия носят статус государств-наблюдателей. Штаб-квартира ФСЭГ расположена в Дохе – столице Катара. Глава секретариата – представитель России Л.В. Бохановский.

[ii]                                             Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива – региональная закрытая международная организация, созданная 25 мая 1981 г. с целью координации сотрудничества и интеграции стран-участниц в различных сферах. В состав входят Королевство Бахрейн, Государство Катар, Государство Кувейт, Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман.

[iii]                            Лига арабских государств – региональная международная организация, созданная 22 марта 1945 г. с целью координации совместных политических действий, а также обеспечения независимости и суверенитета государств-членов. В состав входят 18 арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки; Государство Палестина (признанное более 120 субъектами международного права, но имеющее ограниченный государственный статус); Джибути, Сомали, находящиеся на Африканском роге; островное государство Коморские острова, расположенное, в зависимости от разделения континента на регионы, в Восточной или Южной Африке. Ежегодно проходят саммиты ЛАГ. В марте 2013 г. это мероприятие состоялось в Катаре.

52.31MB | MySQL:103 | 0,890sec