Ливия: проблемы создания новой армии

Ливийский премьер-министр Али Зейдан окончательно отказался от идеи создания единой национальной гвардии, тренировку и перевооружение которой планировалось осуществлять при всесторонней поддержке НАТО. Причиной этого стала жесткая оппозиция этим замыслам со стороны влиятельных полевых командиров, которые командуют отрядами иррегулярной вооруженной милиции. Общее количество таких «полевиков» оценивается экспертами примерно в двенадцать человек. Именно они собственно и определяют политику страны в сфере безопасности.

Среди оппонентов планам Али Зейдана необходимо отметить, прежде всего, руководителя Высшего комитета безопасности в Триполи Хашима Бишара и командира милиции столичного пригорода Абу Салим Гуинава. Оба они считаются приверженцами салафитского направления в исламе. Открыто высказывается против идеи создания единой ливийской армии и заместитель министра обороны страны Халед аль-Шариф, который ранее руководил ячейками Ливийской исламской боевой группы (ЛИБГ). Указанная структура считалась филиалом «Аль-Каиды» в Ливии, многие ее функционеры приобрели боевой опыт в Афганистане. Среди остальных оппонентов премьера можно также выделить  заместителя министра внутренних дел — фактически руководителя этого министерства Омара Хадрауи, который позиционирует себя как активного члена «Братьев-бусульман». Отмечается также, что планы А.Зейдана не принял и бывший руководитель спецслужб послекаддафистской Ливии Салем аль-Хасси, который сейчас проживает в изгнании в США. Его отказ собственно окончательно и похоронил идею А.Зейдана, поскольку он рассчитывал на поддержку С.аль-Хасси, который тесно связан и неформально контролирует отряды вооруженной милиции в Киренаике.

Из этого можно сделать следующие выводы. Первый и самый главный – Ливия продолжает оставаться, как минимум,  на среднесрочную перспективу «лоскутным одеялом» с сильным влиянием полевых командиров различных вооруженных милиций, которые в основном являются «вооруженным крылом» того или иного племени или клана. Создание какой-то действительно эффективно работающей модели центральной власти в ближайшее время не предвидится, а нынешний кабинет министров уже в самой ближайший срок может уйти в отставку. Попытки создать централизованную военную структуру провалились по целому ряду причин. Среди основных отметим следующие. Во-первых, классической армии в Ливии не было даже во времена Каддафи, и это было связано не с его воззрениями и идеологическими установками, а учетом местных  реалий и племенной системы баланса сил. Вооруженные силы были распылены по различным силовым формированиям и народному ополчению, а основной ударной силой Каддафи были различные африканские наемники, которые не были связаны никакими обязательствами с местными племенами. Это давало возможность ливийскому диктатору спокойно себя чувствовать и маневрировать этими силами для усмирения той или иной части Ливии. Слабость такой схемы для решения внешних задач хорошо проиллюстрировали в свое время  события в Чаде, где ливийцы потерпели сокрушительное поражение, несмотря на техническое превосходство. И вмешательство французов было тогда не главным фактором поражения.

Во-вторых. Полевые командиры, которые ощущают свою силу только при наличии у них собственных вооруженных отрядов, не торопятся с ними расставаться в силу того, что новая система распределения материальных благ только формируется. В этой связи лишаться своего главного козыря в  этой ситуации никто не желает. Модель создания единой армии, которую предложили сами «полевики», является полной профанацией этой идеи, поскольку она подразумевает вливание иррегулярных отрядов со своим оружием, в составе единого подразделения с сохранением прежнего командования  и мест бывшей дислокации. То есть в зоне компактного проживания своего клана или племени. Говорить в этой связи о превращении армии в некую надплеменную и стабилизирующую силу наивно.

В третьих. Ликвидация иррегулярных формирований, которые являются бастионами исламистов, и создание единой армии делает через обозримое время реальной перспективу повторения египетского сценария. Последние события в Египте, безусловно, насторожили как «Братьев-мусульман», так и салафитов. В этой связи предложения Али Зейдана были, мягко говоря, несвоевременными. Против создания некой жесткой вертикали выступают  Катар и КСА, которые в этой схеме сразу же ощутимо теряют возможность влияния на ситуацию. Особенно с учетом того, что в спину исламистам дышат сторонники «светской коалиции» А.Джебриля, а в новой армии явно будет ощущаться влияние стран Запада, которые, как предполагалось, должны были ее тренировать и оснащать. Такой сценарий резко повышает «неуправляемость» ливийских властей, особенно в сфере экспорта углеводородов.  Кроме того, события в АРЕ, несомненно, учитываются и в Дохе, и в  Эр-Рияде, в связи с чем там постараются максимально минимизировать риски в зонах своего влияния в Магрибе. А по большому счету – безусловным успехом тех же Катара и КСА в области «экспорта революций» остается пока только Ливия.

В четвертых. После такого решения совершенно очевидно, что США и ЕС пролонгируют существующее эмбарго на поставки современного оружия в Ливию. Это связано как с неясностью ситуации, доминированием исламистов во властных структурах Ливии, а также реальной угрозой того, что это оружие может вскоре оказаться в руках радикалов различного толка. В случае ухода правительства А.Зейдана возникает еще большая угроза нарастания децентрализации страны, о чем предупреждали аналитики НАТО по итогам своей июльской поездки в Ливию. В том же докладе прогнозируется, что общая нестабильность очень скоро затронет и основную экспортную отрасль страны в виде добычи углеводородов, а также создаст мощный бастион исламистов из «Аль-Каиды» на юге страны. А при отсутствии эффективной центральной власти и армии противопоставить этому будет нечего.

52.19MB | MySQL:103 | 0,553sec