Участие женщин в парламентских выборах в Кувейте

27 июля с. г. пройдут очередные выборы в кувейтский парламент. Причина этого состоит в длительном политическом кризисе, охватившем страну с приходом к власти нынешнего эмира шейха Сабаха Аль-Ахмеда Ас-Сабаха, который неукоснительно следует конституции, что приводит к постоянным столкновениям между исполнительной и законодательной ветвями власти, к которым в последнее время присоседилась и судебная власть в лице Конституционного суда, заканчивающимся назначением новых выборов в Национальный совет. Предшествующие выборы состоялись в декабре 2012 г., то есть  избранный тогда парламент проработал около пяти месяцев. Его роспуск был санкционирован Конституционным судом, который оставил в силе указ эмира о внесении изменений в избирательный закон, согласно которым кувейтский избиратель вправе отдать свой голос только одному кандидату в депутаты, а не четверым, как было ранее. В то же время решением Конституционного суда из-за нарушений в формировании избирательной комиссии был распущен парламент.

Избирательная кампания, проходящая сегодня в Кувейте отличается рядом особенностей, среди которых низкая активность женщин. Участие женщин в выборном процессе стало показателем развития демократических тенденций в кувейтском обществе. Выдвижение только шести кандидатов-женщин из общего числа 321 кандидата, действительно показатель тревожный, тем более, что женщины составляют большинство среди избирателей: общее число 439 715 чел., женщины 213 619 чел., то есть 53,12 %, мужчин 2060 96 – 46,89 %.

В создавшемся в Кувейте положении, связанном со снижением числа женщин, решившихся выдвинуть свою кандидатуру на предстоящий выборах, попытался разобраться корреспондент газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» Ахмед аль-Иса, который опубликовал 23 июля сего года статью в своей газете под красноречивым названием  «Выборы в Кувейте 2013: женщины составляют более половины избирателей, но мало кандидатов-женщин». Поставленная перед ним задача дала ему повод вспомнить этапы борьбы за политические права женщин в Кувейте.

Впервые законопроект о предоставлении права избирать и быть избранной в орган представительной власти был внесен в 1971 г. депутатом действовавшего тогда парламента Сами аль-Марзуком.  Он не получил достаточной поддержке в парламенте. За него голосовали некоторые независимые депутаты и часть либеральной фракции. Решительно были настроены против этого закона члены исламистских группировок и депутаты, избранные от бедуинских округов. В течение долгих лет предпринимались попытки провести этот закон, но безрезультатно. В 1999 г. прежний эмир страны Джабер Аль-Ахмед Ас-Сабах в период, когда парламент находился на каникулах, издал Эмирский указ, который предоставлял кувейтским женщинам политические права. Эмир считал его справедливым по отношениям к женщинам Кувейта, проявившим себя активным защитницами своей родины в период иракской оккупации Кувейта 1990-1991 г. Однако, в соответствии с конституцией страны, указ эмира подлежал утверждению парламентом на ближайшей его сессии. Указ не был утвержден, и еще долгие шесть лет шла борьба за принятие закона, позволившего женщинам принимать активное и пассивное участие в выборах в органы власти. В 2005 г. правительство совместно с депутатами, представлявших главным образом либеральное направление, подготовили  соответствующий законопроект, который был утвержден парламентом.

После принятия закона, первой женщиной-кандидатом, принявшей участие в муниципальных выборах в апреле 2006 г., стала Джанан Бушахри. Она инженер по образованию. Выборы она проиграла, но в интервью газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат», опубликованной 23 июля с. г., она назвала « это поражение своей победой», так как она решилась принять участие в выборах и заняла второе место по количеству полученных в ее округе голосов. В предстоящих выборах в парламент она выдвинула свою кандидатуру.

Впервые женщины приняли участие в выборной кампании в парламент страны в 2006 г. Их участие значительно увеличило общее число избирателей, которое возросло со 136 715 до 340 248 чел.  Женщины выдвинули 26 кандидатов из общего числа в 249 чел., которые избирались на 25 избирательных участках, на которые была поделена страна. Никто из кандидатов-женщин не смог одержать победу.

Похожая ситуация сложилась и в период предвыборной кампании 2008 г. Женщины выдвинули 21 кандидатуру из 272 чел., баллотировавшихся в пяти избирательных  округах, так как в закон о выборах были внесены изменения. В парламент они не прошли.

Только в выборах, проходивших в 2009 г. кандидаты-женщины, а их было  16 из общего числа в 211 чел., смогли добиться успеха. Депутатами парламента стали четыре женщины: Маасума аль-Мубарак, Сальва аль-Джахар, Асыля аль-Авди и Руайя Дашти. Одна из депутатов – Маасума аль-Мубарак была первым министром-женщиной в правительстве, сформированным нынешним эмиром Сабахом Аль-Ахмедом Ас-Сабахом, который тогда был премьер-министром страны. На церемонии принесения присяги правительством министры от исламистских группировок  попытались устроить ей обструкцию: они стали громко стучать по столам, не давая ей говорить. Но Маасума аль-Мубарак, имеющая степень доктора политологии и долги годы преподававшая в Кувейтском университете, спокойно произнесла текст присяги. Это, несомненно, способствовало росту ее популярности и дало ей возможностью стать депутатом парламента.

На выборах в парламент, проходивших в феврале 2012 г., из 19 кандидатур, поданных женщинами (общее число кандидатов составило 268 чел.),  ни одна не смогла одержать победу. Однако на выборах в декабре 2012 г. из 13 кандидатов- женщин (общее число кандидатов возросло тогда до 294 чел.), три из них стали депутатами  парламента. Маасума аль-Мубарак вновь смогла добиться успеха. Кроме нее в парламент страны прошли Сафа аль-Хашим и Зикра аль-Рашиди, избранная как представитель племен. На предстоящих выборах все три вновь выдвинули свои кандидатуры.

Корреспондент газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» Ахмед аль-Иса взял у Маасумы аль-Мубарак интервью, в котором был поставлен вопрос о том, почему так резко снизилось число кандидатов-женщин? Ответ бывшего депутата парламента можно резюмировать следующим образом: во-первых, незначительный временной разрыв между избирательными кампании, когда трудно подготовиться, особенно женщинам, которых не поддерживают какие-либо  политические группировки, а они ведет избирательную кампанию самостоятельно. Во-вторых, политическая нестабильность не способствует тому, чтобы женщины активно участвовали в политической жизни своей страны. И, наконец, женщины-кандидаты, впрочем, как и их коллеги мужчины, не уверены в судьбе избираемого парламента. Оппозиция бойкотирует участие в выборах и продолжает проведение манифестацией с требованием признать их незаконными. Кроме того, Маасума аль-Мубарак отметила, что и в странах с развитой демократической традицией участие женщин в избирательном процессе ниже, чем участие мужчин.

В статье газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» было опубликовано мнение еще одной кувейтской женщины – политического обозревателя Икбаль аль-Ахмед. Она попыталась проанализировать причины снижения активности женщин в избирательном процессе. С ее точки зрения, главная причина заключается в том, что для политической культуры Кувейта не стало привычным доверять женщинам-политикам, считать, что женщины способны активно участвовать в политической жизни. Еще одной важной причиной она назвала усиление «влияния улицы». Сегодня общественное мнение складывается в ходе проведения уличных  протестных мероприятий. В них принимают активное участие женщины, но большинство составляют мужчины, не признающие возросшую роль женщины в кувейтском обществе.

Действительно, кувейтское общество пока не готово к тому, чтобы выдвигать вперед способных женщин, будь-то в политике или в других сферах. Кувейтское государство много делает для развития процесса женской эмансипации. Число женщин, получающих сегодня высшее образование, превышает соответствующее число мужчин. С точки зрения законодательства, женщина имеет равные с мужчиной права при трудоустройстве, определении заработной платы и в других сферах. Но занять руководящий пост женщине, конечно же, труднее. Поэтому, как показывает практика, в Кувейте немного авторитетных опытных политиков-женщин, но для этой быстро развивающейся мусульманской страны, прогресс в деле женской эмансипации реальность.

52.27MB | MySQL:103 | 0,520sec