Бахрейн: что стоит за терактом 17 июля

17 июля с.г. в столице Бахрейна Манаме взорвалась заминированная автомашина. Обошлось без большого количества жертв, но такой цели перед собой террористы и не ставили. Это была демонстрация намерений и возможностей.  Примечательно, что это произошло в районе, где проживает королевская семья и ее ближайшее окружение. Данное событие вновь заставило понервничать государственную верхушку, особенно с учетом того, что указанный район должен находиться под усиленной охраной и  наблюдением. Напомним, что король Бахрейна сразу же после известных волнений шиитов нанял отставных сотрудников французских и британских спецслужб. После года работы можно с полным основанием сказать, что они даром едят свой хлеб. Версию о намеренной провокации, которую организовали сами власти с целью обвинить шиитское сопротивление в использовании методов террора, мы сразу же отметаем. Манама крайне заинтересована в создании иллюзии того, что в королевстве все успокоилось, и это государство вновь является островком стабильности. С учетом того, что Бахрейн позиционирует себя  в основном как финансовый и политологический региональный центр, эпизоды с подрывами автомашин никак не вписываются в этот формат. Особенно с учетом планов Манамы созвать осенью с.г. очередной форум по проблемам мировой безопасности «Манама-диалог».

Как представляется, власти Бахрейна получили очень ясный сигнал от иранской и сирийской разведок о том, что им еще очень рано успокаиваться и питать иллюзии относительно положительной динамики в вопросе налаживания «межконфессионального диалога». Бахрейн в настоящее время используется как одна из основных площадок для сбора финансовых средств и закупки оружия для сирийских повстанцев. Это не может не раздражать Дамаск и Тегеран, и монарху этого маленького островного государства  послали «последнее предупреждение». Причем сделали это в  исчерпывающей форме, поскольку обозначили перспективы и формы борьбы «угнетенного шиитского населения».

Власти Бахрейна, которые неоднократно публично заявляли о том, что они «соблюдают в сирийском кризисе полный нейтралитет», естественно лукавят. Сбором финансов и закупкой оружия занимаются представители салафитской  партии «Ас-Асиля», которые представлены в парламенте и тесно связаны с Эр-Риядом. В данном случае мы имеем дело с классической ширмой, которую используют саудовцы, дабы не давать повода обвинить их самих в сборе денег и рекрутировании боевиков для отправки в Сирию. Для этого используются территории других союзнических стран в Персидском заливе. Функционеры «Ас-Асиля» распространяют целевые денежные сертификаты в мечетях королевства, которые покупают «честные подданные», которые хотят помочь братьям в Сирии. При этом такая форма сбора финансов позволяет выпятить вперед «гуманитарный фактор»,  хотя, по достоверным данным, все собранные средства идут на закупку и переправку оружия в Сирию, в том числе и  ПЗРК. Бахрейн в данном случае используется и как большая брокерская площадка для финансового оформления этих операций. Отметим и то, что члены этой партии проводят активную пропагандистскую кампанию, причем не только против Б.Асада, но и против России. В частности, недавно эта партия попыталась сорвать визит бахрейнских парламентариев в Москву.

Возвращаясь к теракту, отметим, что в данном случае шиитское подполье использовало хорошо отработанный в Ираке способ воздействия на противника. Это, конечно, не чисто шиитское изобретение, но в данном случае явно прослеживается «иракский след». По данным местных спецслужб, сейчас на Бахрейне  действуют автономные друг от друга  ячейки трех основных групп шиитского сопротивления. Это «Армия Имама», «Батальоны Хусейна» и «Батальоны Шираза». Первая находится под покровительством и кураторством иракских шиитов. Боевики из этой группировки проходят подготовку в тренировочных лагерях в Неджефе (Ирак). Многие из них затем приобретают боевой опыт не только в столкновениях и организации терактов против суннитских целей в самом Ираке, но и задействуются в боях в Сирии на стороне Б.Асада.  «Батальоны Шираза» имеют свои тыловые базы в Иране, оттуда же они и получают финансирование. Третья группа ориентируется на ливанскую «Хизбаллу», в лагерях которой ее боевики проходят тренинг. При этом отметим, что, несмотря на неоднократные заявления руководства бахрейнских служб безопасности о вовлеченности ливанских шиитов во внутрибахрейнский конфликт, никаких реальных доказательств этого представлено не было.

Теракт в Манаме 17 июля с.г., по данным ряда экспертов, был подготовлен и совершен членами «Армии Имама». Взрывчатка и оружие для боевиков поставляется морским путем через ОАЭ, где иранцы по-прежнему имеют хорошие позиции в банковской сфере и множество «подставных» фирм.  В данном случае и Тегеран, и «Хизбалла» сознательно ушли в тень, выставив на первые роли проиракских боевиков. Это особенно актуально в связи с недавно принятыми ЕС санкциями против военного крыла «Хизбаллы», а также массовой компании в КСА и на Бахрейне по насильственной экстрадиции ливанских шиитов — трудовых мигрантов. В любом случае созданная  иранцами схема шиитского сопротивления на Бахрейне  демонстрирует хорошую систему подстраховки и несомненный  боевой потенциал. Помимо городского подполья и логистических путей материально-технической поддержки Тегеран при помощи специалистов из «Хизбаллы»  создал и серьезную систему подземных коммуникаций в местах компактного проживания шиитов на острове, куда местные силовики стараются не входить без крайней необходимости. И то и другое пока находится в «спящем состоянии», но Иран ясно показал, что активизация сопротивления в самой радикальной и неприятной для бахрейнских властей форме – это вопрос желания и времени. И это будет зависеть, в том числе, и от позиции Бахрейна на сирийском направлении.

52.23MB | MySQL:103 | 0,674sec