Ситуация в Ливии: июнь 2013 г.

И без того взрывоопасную ситуацию в Ливии взорвали события 8 июня в Бенгази, где манифестация местных жителей против бесчинств, безнаказанно творимых бригадами бывших «повстанцев», вылилась в вооруженное столкновение между жителями города и бойцами бригады «Щит Ливии». Манифестанты попытались вытеснить бойцов этой бригады из занимаемых ими бывших военных казарм. В результате завязавшегося боя погибли свыше 30 человек, более 10 получили ранения.

Формально бригада «Щит Ливии» находилась под опекой Министерства обороны страны и считалась относительно управляемой в отличие от бригад, укомплектованных радикальными исламистами. Ливийские власти в условиях отсутствия дееспособных армии и полиции неоднократно использовали эту бригаду, бойцы которой также заражены исламистской идеологией, для охраны границы и купирования межплеменных столкновений.

Уже в ночь с 8 на 9 июня премьер-министр Ливии Али Зейдан объявил, что бригада «Щит Ливии» покинула свои казармы, и ее место заняли подразделения регулярной армии, которые стали хозяевами тяжелых вооружений, находившихся в расположении бригады. Премьер объявил о начале расследования причин инцидента. Одновременно он призвал стороны конфликта к сдержанности, что представляется маловероятным в условиях современной Ливии.

Также 8 июня в интервью французской газете «Фигаро» президент Чада Идрис Деби поставил тревожный диагноз Ливии, которая, по его оценке, может подорвать безопасность в Северной Африке и Сахеле в связи с тем, что она превратилась в базу для «всех радикальных исламистов». «Ливия находится на краю взрыва. У меня нет решения на этот счет, но нельзя безучастно смотреть на ситуацию, складывающуюся в этой стране. Мировое сообщество должно помочь законным властям Ливии», — заявил он.

По оценке И.Деби, «сейчас в Ливии собрались все радикальные исламисты». «И связи этих групп с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКМ) не вызывают сомнений, — заметил он. – Еще вчера у исламистов не было территории, которую бы они контролировали. Сегодня у них есть такая территория. Это – целая Ливия. Вчера у них не было оружия. Сейчас они располагают всем, чем угодно. Им даже не надо делать что-либо самодельное. Вчера они прятались. Сегодня они демонстрируют свою силу и насаждают шариат в Африке».

И.Деби уверен в том, что «мировое сообщество должно проснуться, чтобы спасти Ливию». «Если этого не произойдет, все то, что мы сделали в Мали, будет напрасным», — сказал он. И.Деби считает, что «ситуация как в Ливии, так и для нас, развивается самым негативным образом». «К сожалению, на ближайшие три – четыре года Ливия вряд ли станет стабильной, если не произойдет чуда. Терроризм сможет нанести удар везде, где захочет, и даже в Чаде», — предупредил он.

По итогам кровавых событий в Бенгази 9 июня подал в отставку начальник генштаба ливийской армии Юсеф аль-Мангуш. Сообщение об его отставке сделал Всеобщий национальный конгресс (ВНК — парламент), являвшийся единственным подобием хоть какой-то власти. Тут же ВНК дал две недели правительству страны для того, чтобы распустить бригады бывших «повстанцев», а их бойцов интегрировать на основе личных данных в ряды армии и полиции.

Бывшего начальника генштаба ливийской армии регулярно обвиняли в нежелании содействовать становлению новой ливийской армии и покровительстве бригадам бывших «повстанцев».

Уже 15 июня жители Бенгази выдворили из казарм т.н. «Первую пехотную бригаду», при этом они подожгли несколько пикапов экс-«повстанцев». Считалось, что эта бригада также находилась под покровительством Минобороны Ливии. Ее командир Хамед Бельфкир приказал своим бойцам покинуть казармы «и не стрелять в сторону манифестантов». Последним оказалось мало достигнутых успехов. В тот же день они атаковали казармы ливийской армии и полиции, в том числе казарму сил спецназначения. В результате нападения на казарму спецназа погибли по меньшей мере пятеро военнослужащих. Командование спецназа тут же предупредило, что «отныне ответит огнем на поражение по всякому, кто вздумает стрелять по его солдатам». Со своей стороны исполняющий обязанности начальника генштаба ливийской армии Салем аль-Кониди в телевизионном заявлении предупредил о возможности «кровопролития и катастрофы» в Бенгази. «Если еще раз кто-либо атакует спецназ, будет море крови», — заявил он, отметив, что не знает, кто стоит за атакой, а также какими были у нападавших мотивы их действий.

Первоначально не исключалось, что участниками выступлений руководили те, кто добивается автономии восточных районов Ливии. По другой версии, атаку на казарму спецназа организовали исламисты из бригады «Щит Ливии» и их единомышленники из других формирований с тем, чтобы отомстить за поражение, понесенное 8 июня. Позднее подтвердилась именно вторая версия.

19 июня мощный взрыв разрушил здание одного из комиссариатов полиции в Бенгази. По случайности никто не пострадал, поскольку ночью в нем никого не оказалось, хотя попытки его подрыва случались и ранее.

По иронии судьбы, в тот же день американское посольство в Триполи объявило о прибытии новой посла США в Ливии Деборы Джонс, которая сменила на этом посту Кристофера Стивенса, убитого 11 сентября 2012 года в ходе атаки на американское консульство в Бенгази. Ранее Д.Джонс в период с 2008 по 2011 гг. была послом США в Кувейте. До этого она работала по линии Госдепа в Сирии, ОАЭ и Турции.

20 июня очередное разоблачение последовало от Мофтаха Миссури, — советника и личного переводчика Муамара Каддафи. Он в очередной раз заявил, что в 2007 г. Ливия финансировала избирательную кампанию бывшего президента Франции Николя Саркози. Его интервью распространил французский телеканал «Франс 2». «Именно мы финансировали его кампанию, и у нас есть доказательства на этот счет, которые мы готовы представить», — утверждал ранее Сейф аль-Ислам Каддафи, сын лидера ливийской революции.

25 июня депутаты Всеобщего национального конгресса /ВНК/ собрались ля того, чтобы избрать нового спикера парламента вместо ушедшего в отставку Мохаммеда аль-Магарифа в силу закона о запрете на профессии для бывших чиновников прежнего режима. На высший государственный пост в современной Ливии претендовали 9 кандидатов. Две основных политических силы в ВНК – исламистская Партия справедливости и созидания (ПСС) и либеральный Альянс национальных сил (АНС) — заявили, что они не выставляли своих кандидатов с тем, чтобы спикером стал независимый кандидат. Перед голосованием ПСС потребовала применить в полной мере закон о запрете на профессии для депутатов, что могло «вывести из строя» порядка 20 человек, хотя этот закон к тому времени еще не вступил в силу. Однако исполнявший обязанности спикера вице-председатель ВНК Джомаа Атига отклонил это требование. В итоге во второй тур прошли выходец из берберского городка Зуара на западе Ливии Нури Бусахмин (он получил 73 голоса из 185) и представитель Восточной Ливии, экономист и предприниматель Аш-Шериф аль-Вафи (60 голосов). После второго тура голосования спикером ВНК стал Н.Бусахмин, ставший первым амазигом (так себя называют берберы), занявшим столь высокий пост в Ливии. Он победил со счетом 96 против 80. Юрист по образованию (свой диплом он получил в университете Бенгази), Н.Бусахмин с 1978 по 2000 гг. работал на химическом комплексе Абу Камаш на западе страны.

Считается, что берберы составляют до 10% населения Ливии. При прежнем режиме их существования не замечали.

Тем временем тогда же, 25 июня, шесть солдат погибли в результате нападения неизвестных на армейский блок-пост близ населенного пункта Хушум аль-Хейл в 120 км к югу от Сирта. Напомним, что Сирт был одним из последних бастионов прежнего режима.

26 июня очередной офицер ливийской армии – подполковник Джемаа аль-Мисрати — погиб в Бенгази в результате подрыва взрывного устройства в его автомобиле. Подобные покушения на действующих и бывших офицеров армии и спецслужб приписываются радикальным исламистам.

В тот же день ожесточенные столкновения между бойцами Зинтанской бригады «повстанцев» и столичной происламистской бригадой «Абу Слим» вспыхнули в одноименном квартале ливийской столицы. Как признал и.о. начальника генштаба ливийской армии, у нее не оказалось сил, чтобы развести противоборствовавшие стороны. Данных о неминуемых потерях сторон долго не сообщалось. В итоге министерство здравоохранения сообщило о 5 погибших и 97 раненых.

Тогда же три мощных взрыва потрясли город Себха на юге Ливии. Данные о жертвах были крайне противоречивыми, но они однозначно были. Неизвестные взорвали три заминированных автомашины, причем одну из них – у комиссариата полиции, вторую – на рынке и третью – перед гостиницей.

Как следствие всех этих событий – 27 июня премьер-министр Али Зейдан объявил об отставке министра обороны Мохаммеда аль-Баргати. Последний еще 7 мая подал в отставку в связи с принятием закона о запрете на профессии (в свое время он был командующим ВВС Ливи)/, но продолжал выполнять свои обязанности.

В целом, как представляются, Ливию еще ждут новые, и очень драматичные события. С учетом пестроты интересов всевозможных групп и группировок, сильное государство на этой территории вряд ли появится в ближайшей и среднесрочной перспективе. А значит, именно Ливия, а не какая то другая страна региона, станет на это время эпицентром региональной дестабилизации.

52.3MB | MySQL:103 | 0,452sec