О развитии ситуации в Сирии

Ситуация в Сирии вынуждает зарубежных спонсоров сирийской вооруженной оппозиции в лице Саудовской Аравии прилагать титанические усилия по выправлению ситуации. Взятие сирийской армией города Эль-Кусейр, который являлся стратегическим логистическим узлом повстанцев, предельно осложнил их положение в Алеппо и Хомсе. В этой ситуации главный «мотор» всей антиасадовской активности, руководитель Управления общей разведки (УОР) КСА принц Бандар  весь прошедший месяц потратил на челночную дипломатию и переговоры с западными партнерами. Цель в данном случае только одна – уговорить их начать предпринимать  реальные шаги по снабжению повстанцев оружием. Принц был окрылен ранее прозвучавшими заявлениями Вашингтона, Лондона и Парижа о том, что они снимают эмбарго на поставки вооружения и боеприпасов сирийской оппозиции. В этой связи он даже дал некоторые гарантии сирийским повстанцам из Сирийской свободной армиирмии  (ССА). Но как выяснилось – принц Бандар сильно поторопился. Позиция западных спецслужб, несмотря на все заявления, осталось на деле очень сдержанной. Их приоритетной задачей остался общий сбор информации, особенно в отношении арсеналов химического оружия. В этой связи есть все основания полагать, что западные силовики в данном случае находятся в молчаливой оппозиции первоначальным планам  политического руководства своих стран. И это, в конечном счете, и привело к последним заявлениям Парижа и Лондона об отказе начинать операции по материально-техническому снабжению повстанцев. В Вашингтоне все также далеко не просто, и, судя по всему, американцы также не будут начинать каких-то масштабных программ в этом направлении в ближайшее время. Или, как минимум, до созыва и завершения  конференции по Сирии «Женева-2». Если она конечно состоится. Мотивы Запада в этой связи остаются прежними – отсутствие надежного контроля за адресатами получения военной помощи. И спешное переименование радикальной организации «Джабхат ан-нусра», которая внесена в «черный список» террористических организаций Госдепартамента США,  в «Дауа Исламия» никого ни в чем не убедила. Реально же никто из них не готов к полномасштабному вмешательству в сирийские дела, без чего ни о каком реальном механизме контроля говорить нельзя.

С учетом складывающего катастрофического положения принц Бандар срочно прилетел в Париж 17 июля с.г., где постарался убедить французское руководство в необходимости активизации военно-технической поддержки сирийской оппозиции. По нашим данным, эта попытка полностью провалилась. Переговоры с президентом Франции Ф.Олланом закончились ничем. Он даже отказался взять список требуемого вооружения и боеприпасов, который  был подготовлен командующим ССА Салимом Идрисом  и который принц Бандар пытался ему передать. Через четыре дня состоялась встреча С.Идриса с руководством спецслужб США, Великобритании и Франции, которую активно лоббировал принц Бандар. Но это единственное, что удалось ему сделать ценой титанических усилий. С.Идриса вежливо выслушали, посочувствовали, но никаких реальных результатов эти консультации не принесли. Тот же результат ждал самого Бандара в Берлине, Лондоне и Вашингтоне, где он встречался с своими коллегами. Помощь Запада таким образом можно квалифицировать как виртуальную.

Такая ситуация вместе с переориентацией нового эмира Катара Тамима на чисто внутренние дела оставляют Саудовскую Аравию  единственным главным зарубежным спонсором сирийских повстанцев. И назначение сына шейха сирийского крыла племени шаммар Ахмада Асси Джабра руководителем Национальной коалиции оппозиционых и революционных сил ситуацию не улучшило. Эр-Рияд конечно получил возможность еще более активно влиять на эту организацию через налаженные межплеменные связи шаммар (мы уже упоминали ранее, что несколько человек в королевской саудовской семье являются выходцами из этой племенной группы), но не более того. Особенно с учетом того, что назначение Джабры очень не понравилось светской части сирийской оппозиции.

Но главная проблема для Бандара в настоящий момент – это неспособность переломить военную ситуацию внутри Сирии в свою пользу. Самоубийственные атаки повстанцев в Алеппо в настоящее время показывают нам высокую степень самопожертвования с целью демонстрации «внешним потребителям» возросшей боеготовности сирийского сопротивления. Это надо доказать в первую очередь Западу, который стал высказывать серьезный скептицизм в отношении способности сирийской оппозиции победить Б.Асада самостоятельно даже при условии наличия  современного оружия. Плюс ко всему повстанцам жизненно важно сейчас перехватить стратегическую инициативу, которую они утратили незадолго до падения Эль-Кусейры.

В любом случае, похоже, что Эр-Рияд стал жертвой своей собственной непродуманной политики. Насыщение структур сирийской оппозиции самыми радикальными исламистами, что саудовцы проделывали не один раз в Боснии, Чечне, Афганистане и Ираке, на этот раз возымел обратный эффект. Запад, наученный горьким опытом борьбы с «Аль-Каидой», более не желает рисковать и создавать себе новые проблемы своими собственными руками. А у Эр-Рияда не остается другого выхода, как идти только по этому пути, вкладывая все новые и новые финансовые средства в проект с неизвестным результатом. Саудовское руководство никогда не отличалось гибкостью стратегического мышления, а в Сирии они будут продолжать свою политику вербовки иностранных джихадистов, стараясь переломить ситуацию, но и в итоге получат лишь еще большее раздражение не только у Запада, но и значительной части самих сирийцев. При этом следует ожидать, что в отсутствии иных спонсоров ССА начнет все больше скатываться в орбиту Эр-Рияда, что вызовет ослабление и дробление этой структуры. Монополизация исламистами военного спектра сопротивления в данной ситуации – реальная перспектива, которая не может не настораживать.

52.29MB | MySQL:103 | 0,590sec