Экономическое партнерство России и ОАЭ: текущее состояние и политические риски

В июле с.г. в Торгово-промышленной палате России (ТПП России) состоялся семинар «Практика выхода на рынок ОАЭ: успехи и ошибки российского бизнеса».

В его работе мероприятия, наряду с автором, приняли участие директор Департамента внешних связей и работы с деловыми советами В.И.Падалко, ведущий советник Департамента Азии и Африки Минэкономразвития России, ответственный секретарь Межправительственной Российско-Эмиратской комиссии по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству (далее – Межправкомиссия) Н.Ю.Асланов, исполнительный директор Российско-Арабского делового совета (РАДС) В.С.Луценко и представители российских компаний, уже работающий в ОАЭ, а также желающих выйти на рынок этого государства.

Стоит напомнить, что в феврале 2013 г. на площадке ТПП России прошел семинар на тему «Возможности продвижения российской продукции на рынки стран Персидского залива», в рамках которого также обсуждались вопросы ведения бизнеса в ОАЭ. Речь, в частности, шла о наиболее распространенных ошибках отечественных бизнесменов в странах Персидского залива.

По мнению многих участников семинара, ОАЭ сейчас являются центром деловой активности арабского мира, именно поэтому интерес к ведению бизнеса в этой стране проявляют все больше предпринимателей. Это подтверждает и то, что на семинар в ТПП РФ пришло около 100 слушателей.

По заявлению В.И. Падалко, сотрудничество с ОАЭ возможно в таких областях, как нефтегазовый сектор, высокие технологии, авиация, космические технологии, транспорт, альтернативная энергетика.

В последние 2-3 года российско-эмиратский товарооборот остается на стабильном уровне – 1,5 млрд долларов. По состоянию на май 2013 г. он составил 700 млн долларов, а значит и в этом году значительного скачка деловой активности не ожидается.

Развитию двусторонних торгово-экономических отношений уделяется внимание на высоком уровне. Так, в феврале с.г. в Абу-Даби состоялось заседание Межправкомиссии. В состав российской делегации, которую возглавил министр промышленности и торговли России Д.В.Мантуров, вошли заместители министров, руководители крупнейших отечественных корпораций, главы федеральных ведомств и регионов.

Кроме того, в настоящий момент идет подготовка к рабочей встрече эмиратских партнеров с представителями «Лукойла», «Газпрома», «Роснефти» для расширения сотрудничества в нефтегазовой отрасли. Уже подписано соглашение о сотрудничестве между ведомствами ОАЭ и  ГК «Росатом», которые планируют строительство первой на территории ОАЭ атомной электростанции.

В государстве развиты металлургия, транспорт, химическая промышленность. К услугам иностранных компаний представлено множество свободных экономических зон, в том числе с отраслевой специализацией, а также особые зоны при крупнейших транспортных хабах. Сейчас действуют свободные экономические зоны для автомобильных предприятий, медиа и телекоммуникационных компаний, финансовых организаций.

По мнению некоторых участников мероприяти, наибольшие возможности для конкуренции на рынке ОАЭ и всего Персидского залива у российского бизнеса имеются в таких отраслях, как водоочистка, холодильное оборудование, продукты питания, системы безопасности, электротехника и измерительные приборы, энергосбережение и альтернативная энергетика.

Среди проблем, возникающих у отечественных предпринимателей, – незнание законодательства ОАЭ, отсутствие маркетинговой стратегии и нежелание изучить рынок перед выходом на него, отсутствие международных сертификатов, непрозрачность отчетности российских компаний для эмиратских партнеров.

Возвращаясь к экономическому состоянию ОАЭ, стоит подчеркнуть, что страна действительно являются одним из ведущих торговых и финансовых центров на Ближнем Востоке. Эмираты отличают политическая стабильность, благоприятный инвестиционный климат и либеральное налоговое законодательство.

Это государство с крепкой и динамичной экономикой, а также серьезным инвестиционным потенциалом, который еще не в полной мере востребован в отношении России.

В 2010 г. «Роснефть» подписала с компанией из ОАЭ Crescent Petroleum соглашение о стратегическом партнерстве с целью совместной реализации проектов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Позже в Шардже было официально объявлено о вхождении российской компании на условиях концессии в местный проект по освоению перспективного участка, расположенного на площади в 1,24 тыс. кв. км и представляющего собой пустынную территорию, западная часть которой занята Оманскими горами. Процентная доля «Роснефти» в проекте составляет 49%, Crescent Petroleum – 51%. Первоначальные инвестиции в размере около 60 млн долларов будут вложены в бурение первых двух скважин глубиной до 2,5 тыс. м, суммарные же капиталовложения могут составить порядка 630 млн долларов. Менеджмент компаний договорился, что если в результате буровых работ на участке, где возможно обнаружение газового и газоконденсатного месторождения, будут получены основания для объявления о коммерческом открытии, стороны создадут совместную компанию-оператора с целью дальнейшего освоения участка, добыча на котором начнется не ранее этого года.

С помощью имеющейся в Шардже газотранспортной и газоперерабатывающей инфраструктуры добываемый природный газ будет перерабатываться и доставляться конечным потребителям на быстрорастущие рынки северных эмиратов, а также отправляться на экспорт. При этом «Роснефть» и Crescent Petroleum будут использовать опыт и ресурсы сервисных компаний, базирующихся в регионе, что отвечает обоюдным интересам.

Автору довелось оценивать инвестиционную привлекательность ОАЭ, а также степень возможных рисков по просьбе сотрудников концерна «Роснефть». В результате проведенного анализа были получены весьма обнадеживающие для российских нефтяников выводы, которые, судя по всему, во многом и были учтены при реализации описанного выше совместного проекта.

В ОАЭ функционируют множество российско-эмиратских СП, имеются представительства таких крупных компаний, как «Лукойл Оверсиз» и «Стройтрансгаз». «Стройтрансгаз» и «Dolphin Energy» подписали контракт стоимостью 418 млн долларов на строительство газопровода «Тавила-Фуджейра». Это первый масштабный проект в области ТЭК на территории ОАЭ, реализацию которого будет осуществлять российская сторона.

В 2011 г. министр иностранных дел ОАЭ А.Аль Нахайян и его российский коллега С.В.Лавров в рамках состоявшегося в Абу-Даби Первого министерского заседания стратегического диалога Россия – ССАГПЗ подписали Меморандум о принципах и направлениях стратегического диалога между Россией и этой организацией.

Акцент в документе был сделан на необходимости наращивания объемов взаимной торговли и инвестиций путем поощрения контактов между представителями деловых кругов в интересах использования инвестиционных возможностей сторон, улучшения сотрудничества в области промышленности, энергетики, мирного использования ядерной энергии, и возобновляемых источников энергии.

Крупнейший региональный транспортный узел и безналоговая зона, возможность прямых поставок продукции, минуя Европу, открытые рынки и сильный частный сектор – все это создает преимущества в процессе поиска партнеров для российских компаний.

Во внешнеэкономических отношениях двух стран отсутствуют количественные, антидемпинговые и другие ограничительные меры во взаимной торговле. Более того, подписано межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, открывающее новые возможности для развития инвестиционного сотрудничества.

Стоит подчеркнуть, что отмеченных результатов не удалось бы достичь без помощи первого за 35-летнюю историю совместных отношений официального визита главы российского государства. Президент РФ В.В.Путин, посетивший ОАЭ в 2007 г., уделил достаточно внимания обсуждению перспектив двустороннего инвестиционного партнерства.

К этому моменту сторонами на институциональном уровне уже был сделан неплохой задел для развития многоплановых отношений в обозначенной области. Так, была учреждена Межправкомиссия, по линии коммерческих кругов начал налаживать предпринимательские контакты призван Российско-Эмиратский деловой совет (РЭДС), соглашение о создании которого было подписано в Дубае в 2006 г. между Российско-арабским деловым советом при ТПП России и Федерацией ТПП ОАЭ.

Помимо этого, ОАЭ постепенно превращаются в важный региональный центр реэкспортной торговли, совершенствуют и расширяют систему действующих свободных экономических зон, все более аккумулируя международные финансовые и инвестиционные потоки, продолжают создание промышленных предприятий, развитие энергетики и инфраструктуры, включая нефте- и газопроводы. Во многом это достигается при содействии весомого государственного лобби, повышающего гарантии для осуществления внешнеэкономических сделок.

В начале 2014 г. в Дубае запланировано проведение Второй недели российского бизнеса. В ходе различных мероприятий, которые пройдут в рамках этой недели, у отечественных предпринимателей появится возможность напрямую познакомиться с эмиратскими партнерами, способными выступать в качестве бизнес-агента или «спонсора», без которого выход на рынок в ОАЭ затруднителен, а в ряде отраслей невозможен.

Стоит напомнить, что первая подобная выставка-форум прошла в 2012 г. Участниками стали представители деловых кругов, руководители государственных структур и крупнейших компаний, банков, главы и члены ТПП Шарджи, Дубая, Фуджейры, Абу-Даби и других эмиратов, а также остальных стран Персидского залива.

Как представляется, несмотря на отмеченные положительные тенденции в торговых и инвестиционных отношениях двух стран на современном этапе, полноценное и эффективное сотрудничество последних осложнено политическими рисками, которые нельзя сбрасывать со счетов.

ОАЭ входит в региональную организацию Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), основными «идеологами» которой являются Саудовская Аравия и Катар, антагонистически настроенные по отношению к России. Да, сегодня экономические связи ОАЭ и нашего государства на порядок прочнее, чем с Эр-Риядом и Дохой, но не следует полагать, что Эмираты станут развивать отношения с Москвой, если катарцы и саудовцы выйдут против нее на тропу войны.

Не секрет, что арабская пресса публикует заявления различных идеологов Арабского мира, в которых слышны отчетливые призывы прекратить всякий диалог с Россией, выслать российский персонал из стран региона, а также бойкотировать российскую продукцию. Справедливости ради следует отметить, что подобное развитие событий имело место в Ливии в начале 2011 г., когда иностранные кадры были вынуждены покинуть рынок этого государства, не имея гарантий вернуться туда.

Нападки на Москву продиктованы тем, что острому желанию ряда государств «арабской шестерки» сместить неугодные режимы некоторых стран региона на международной арене противостоит Россия, которая с самого начала так называемой «арабской весны» пытается урегулировать обстановку мирными средствами, вызывая этим острое недовольство и сильную ненависть Дохи и Эр-Рияда.

В частности, одна из ведущих катарских газет писала следующее. «Россия и Китай играли значительную роль в задержке принятия консолидированного решения мирового сообщества о ликвидации диктаторских режимов некоторых арабских государств, ведомых Ливией, что вызвало продолжение войны диктатора против его оппозиции. В результате того, что Москва и Пекин не поддержали резолюцию ООН, предусматривающую введение над территорией Ливии зоны, в которой запрещен полет самолетов, погибли тысячи ливийцев, которые не были защищены от угнетения и тоталитаризма правящего режима, убивавшего граждан одного за другим. Похожая ситуация сейчас наблюдается в Сирии. К сожалению, она усугубляется отсутствием международного воздействия, в том числе в виде санкций, на сирийский режим, который уничтожает повстанцев с молчаливого согласия властей арабских государств, включая монархии Персидского залива».

Катарцы убеждены, что Россия потеряла статус центра силы, но все еще надеется вернуть его, выступая против происходящих в последние десятилетия «народных движений» в тех арабских странах, в которых Кремль активно сотрудничает с правящими режимами, прежде всего, по оборонной линии, поставляя легкое и тяжелое вооружение в обмен на размещение там пункта материально-технического обеспечения российских войск.

Следует напомнить, что в сирийском порту Тартус расположен единственный российский пункт материально-технического снабжения в дальнем зарубежье. Кроме того, Сирия является крупнейшим импортером российского вооружения в регионе.

Первоначально США и Европа проводили схожую с российской политику, но затем они оперативно извлекли уроки из событий в Тунисе и Египте, пересмотрев свой внешнеполитический курс на данном направлении.

Тем временем Россия продолжают гнуть свою линию, ежедневно теряя свою репутацию в лице Дохи и некоторых других арабских игроков. Результатом такого поведения стали многочисленные антироссийские акции протеста перед официальными учреждениями России, находящимися на территории некоторых стран региона (в частности, Ливии и Сирии), а также бойкотирование отечественной продукции в Иордании и отказ от российских инвестиционных проектов в Катаре.

Таким образом, политический диалог России с некоторыми арабскими монархиями Персидского залива находится на крайне низком уровне, что не позволяет прорасти тем семенам двустороннего экономического партнерства, которые были посеяны российскими предпринимателями в пустынной почве.

Отсиживаясь по квартирам взаимных упреков и претензий, прежде всего по сирийскому вопросу, Россия, Катар и Саудовская Аравия вряд ли придут к компромиссу. Что касается ОАЭ, то это государство «обречено» выполнять волю ССАГПЗ, поскольку потерять доверие соседей – это страшнее, чем продолжать экономические связи с Москвой.

Стоит напомнить, что в небе над каддафиевской Ливией летали не только самолеты Катара и его западных сторонников, но и ОАЭ, которые пошли на сделку в угоду политической конъюнктуре и разменяли «братский народ» Джамахирии на региональные дивиденды и одобрение Дохи, которая благодаря постоянно растущим доходам от сбыта углеводородов на внешних рынках, а также грамотной инвестиционной политике постепенно оттесняет ОАЭ на вторую позицию с пьедестала финансового центра Персидского залива.

Суммируя сказанное, можно заключить, что на сегодняшний день многоплановое сотрудничество России и ОАЭ выглядит крайне затруднительным в силу серьезных политических рисков. Противостояние «заводил» ССАГПЗ и Москвы не сулит богатых всходов планируемым и перспективным российским проектам на Аравийском полуострове.

Как представляется, в будущем орошать эту землю будут продолжать именно западные и азиатские игроки, которые отлично усвоили местные «правила игры» и которые не видят Россию в числе возможных экономических партнеров в этом регионе.

России же следует не продолжать стучаться в закрытую дверь, довольствуясь крохами с барского стола, а привлечь имеющийся кадровый потенциал для того, чтобы нивелировать нынешние экономическую стагнацию и политическое противостояние двух полюсов – Москвы и некоторых влиятельных арабских монархий – наладив приемлемый и продуктивный уровень совместного общения на международной арене.

62.95MB | MySQL:102 | 0,600sec