Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 августа – 1 сентября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. Президент США Б.Обама 31 августа объявил о принятии им принципиального решения применить военную силу против Сирии с целью лишить вооруженные силы САР возможности использовать оружие массового уничтожения.

На минувшей неделе обстановка вокруг Сирии продолжала обостряться. США и их союзники по НАТО обвиняют руководство САР в том, что правительственные войска 21 августа применили химическое оружие южнее Дамаска, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения (свыше 1400 человек, по утверждению Вашингтона). В Дамаске эти обвинения отвергают, называя их «сфабрикованными» и заявляют, что химоружие использовали иностранные наемники, воюющие в стране. Великобритания внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции, предполагавший применение силы против Сирии в связи с имевшим место использованием химоружия, однако постоянные члены Совбеза ООН не смогли договориться о его принятии, так как Россия и Китай отвергли этот документ.

Помимо США наиболее жесткую позицию в отношении Дамаска занимают Франция, Турция и Великобритания. В то же время британский парламент 28 августа не одобрил намерение правительства страны участвовать в военной операции против Сирии. Президент США Б.Обама 31 августа объявил о принятии им принципиального решения применить военную силу против Сирии с целью лишить ВС САР возможности использовать ОМУ. По словам Обамы, эта операция может быть проведена «в любое время», но будет ограниченной по масштабам и срокам, без ввода американских войск на территорию Сирии. Причем США станут действовать и без мандата Совбеза ООН. Вместе с тем, президент США запросил у Конгресса санкцию на проведение военной акции против САР, которая будет рассмотрена после возобновления 9 сентября сессии Конгресса. Президент Франции Ф.Олланд заявил, что его страна не исключает возможности участия в акции против Сирии. Премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган требует проведения не ограниченной операции, а полномасштабной интервенции с целью свержения режима президента САР Б.Асада. В то же время многие страны НАТО заявили, что не намерены принимать участие в военной операции против Сирии. Это – Германия, Италия, Польша, Чехия, Бельгия, Канада, Греция и др. Против военной акции в Сирии выступают Ирак, Алжир, Египет, Ливан, Иордания, палестинские движения ФАТХ и ХАМАС. Причем Ирак и Иордания заявили, что не предоставят свое воздушное пространство и территорию для нападения на Сирию. Твердую позицию поддержки Дамаска занял Тегеран, однако, как видится, Иран вряд ли пойдет на прямую военную конфронтацию с США из-за САР. Поддерживают военную акцию США Саудовская Аравия и Катар.

31 августа президент России В.Путин заявил, что США должны предоставить конкретные доказательства использования сирийскими правительственными войсками химоружия. «Если они не предъявлены, значит их нет». Глава российского государства считает, что «позиция о применении химического оружия Дамаском – провокация». Путин посоветовал США «как следует подумать» перед ударом по Сирии.

На прошедшее неделе в Сирии работали инспекторы ООН, собиравшие свидетельства возможного применения химоружия. 30 августа они покинули страну. Предполагается, что ооновским инспекторам потребуется две недели, чтобы определить, использовалось ли в САР химическое оружие.

Тем временем США и их союзники продолжают наращивать свои военные силы в районах и морских акваториях, прилегающих к Сирии. Усиливается группировка ВМС США в восточной части Средиземного моря. Боевики сирийской оппозиции заявляют о готовности использовать удары США и их союзников для активизации действий против правительственных войск. В состояние полной боеготовности приведены вооруженные силы Турции, Саудовской Аравии и Иордании. В условиях роста напряженности вокруг Сирии Израиль усиливает силы ПРО на севере страны, проводится частичная мобилизация резервистов.

Военно-политическое руководство Сирии принимает меры для отражения возможной агрессии. Производится рассредоточение войск и органов военного управления, в состояние полной готовности приведены силы ПВО. Президент САР Б.Асад заявил, что его страна «будет обороняться от проявления любой агрессии». Между тем в большинстве сирийских провинций продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районах, прилегающих к Дамаску.

Сложная обстановка сохраняется в Египте, где продолжается противостояние властей с движением «Братья-мусульмане» и поддерживающими их политическими силами. В то же время премьер-министр временного правительства АРЕ Х.аль-Баблауи заявил, что роспуск исламистского движения «не является решением» и правительство не станет запрещать «братьев» или исключать их из политического процесса в стране. Вместе с тем, в Египте продолжаются аресты руководящих кадров и активистов движения. Только за последние две недели число арестованных исламистов превысило 2000 человек. 30 августа сторонники «Братьев-мусульман» и свергнутого военными в июле президента М.Мурси провели в Каире, Александрии и ряде других городов уличные шествия, требуя восстановления Мурси на посту главы государства и освобождения арестованных членов движения. В ходе столкновений с полицией погибли 8 и пострадали до 190 человек. В целом же масштабы прошедших акций были значительно меньше, чем в июле – начале августа. В условиях спада активности протестных выступлений исламистов власти сократили на два часа время действия комендантского часа. 29 августа правительство Египта запретило деятельность местного филиала катарского телеканала «Аль-Джазира», назвав ее незаконной и непрофессиональной.

Напряженная ситуация сохраняется на Синайском полуострове, главным образом на севере региона, где сохраняется высока я активность террористов и армия совместно с силами безопасности продолжают проводить антитеррористические операции. 31 августа египетские власти сообщили о предотвращении теракта на Суэцком канале.

В Тунисе не прекращается противостояние между правительством, руководимым исламистской партией «Ан-Нахда», и светской оппозицией. Коалиция светских партий на минувшей неделе проводила в столице страны массовые митинги и демонстрации с требованием отставки действующего кабинета министров, формирования правительства из числа беспартийных министров и проведения досрочных выборов в Национальную учредительную ассамблею.

27 августа власти Туниса объявили радикальную исламистскую группировку «Ансар аш-Шариа» террористической организацией и возложили на нее ответственность за убийство оппозиционных политиков.

Руководство Туниса отдало распоряжение о создании буферных зон на юге страны на границах с Алжиром и Ливией в целях борьбы с терроризмом и контрабандой оружия.

В очередном докладе МАГАЭ по ядерной программе Ирана говорится, что в атомном центре в Натанзе дополнительно установлена 1861 центрифуга для обогащения урана. Таким образом, общее число центрифуг доведено до  15416. Кроме того, в Натанзе к настоящему моменту установлены 1008 модернизированных центрифуг IR-2M, хотя ни одно из этих устройств еще не эксплуатируется, а иранские специалисты пока готовятся к их тестированию. Запасы урана, обогащенного до 20 процентов, возросли в Иране до 372,5 кг против 324 кг в мае. Как отмечается в докладе, несмотря на увеличение мощностей, Иран все ещё не перешел установленную Израилем «красную черту» по объему высокообогащенного урана. 28 августа МАГАТЭ обнародовало свою позицию на переговорах с Тегераном о порядке доступа международных экспертов к информации по ядерной программе ИРИ. При этом международное агентство настаивает на праве получать дополнительную информацию по ранее обсужденным вопросам и на том, что право совершения проверок не должно быть «чрезмерно ограниченно». Кроме того, отдельно оговаривается, что МАГАТЭ «должно иметь право, при необходимости, возвращаться к ранее обсужденным вопросам». Ранее в Тегеране заявляли, что именно по этим пунктам Иран не согласен с подходом МАГАТЭ. Сообщается, что представители Ирана и МАГАТЭ проведут очередной раунд переговоров по иранской ядерной проблеме 27 сентября в Тегеране.

На минувшей неделе в Пакистане с визитом находился президент Афганистана Х.Карзай. В ходе переговоров с главой пакистанского правительства Н.Шарифом стороны договорились объединить усилия в борьбе с насилием. Карзай призвал Шарифа выступить в роли посредника на переговорах кабульского правительства с движением «Талибан». В ответ было заявлено, что Пакистан будет оказывать «искреннюю и всевозможную поддержку процессу примирения в Афганистане». Причем, по словам Шарифа, стороны пришли к согласию, что «этот процесс должен быть всецело внутриафганским и проходить при главенствующей роли афганского народа», а Исламабад будет содействовать тому, чтобы афганские талибы вели переговоры непосредственно с правительством Карзая. В то же время власти Пакистана заявили, что талибы пока не собираются проводить мирные переговоры с кабульским правительством. Пакистан также намерен убедить руководство движения «Талибан» перенести свое представительство из Катара в другую страну, так как это необходимо для возобновления прерванного ранее диалога между талибами, администрацией президента Карзая и США.

Высокий уровень террористической активности сохраняется в Ираке. На прошедшей неделе жертвами терактов, совершенных в различных районах страны, стали свыше 130 человек, ранения получили около 300 человек. Крупнейшую серию терактов боевики осуществили 28 августа в Багдаде: 71 человек погиб, около 200 получили ранения.

28 августа в Бахрейне возобновился национальный диалог между представителями правящего суннитского монархического режима и шиитской оппозицией. Между тем обстановка в королевстве остается нестабильной. Боевики экстремистских шиитских группировок не прекращают совершать теракты и нападения на сотрудников полиции. В стране проходят демонстрации оппозиции, которые нередко перерастают в столкновения с полицией.

Палестинские власти отменили планировавшийся на 26 августа очередной раунд мирных переговоров с Израилем из-за гибели трех соотечественников в столкновениях с израильскими войсками. Четвертая по счету встреча двух делегаций должна была пройти в Иерихоне на Западном берегу реки Иордан. США прилагают усилия для скорейшего возобновления палестино-израильского диалога.

29 августа центральный комитет правящего в Алжире Фронта национального освобождения избрал Аммара Сайдани новым генеральным секретарем партии. Это случилось через семь месяцев после ухода в отставку бывшего генсека ФНО А. Бельхадема.

Очень сложная, близкая к хаосу ситуация сложилась в нефтяной промышленности Ливии, где в последние недели не работали большинство экспортных терминалов на востоке страны. Ситуация усугубилась закрытием 27 августа вооруженной группировкой ключевого нефтепровода в западной части Ливии. Производство нефти в стране упало в этой связи ниже 200 тыс. баррелей в сутки. Напомним, что до начала гражданской войны в Ливии в феврале 2011 г. страна ежесуточно добывала 1,6 млн баррелей нефти. Прекратили работу крупнейшие месторождения на западе Ливии «Эль-Фил» и «Аш-Шарара», совокупная добыча на которых измеряется 500 тыс. баррелей в сутки. Если ранее перебои в работе объектов нефтяной промышленности на востоке Ливии были связаны с выступлениями протестующих нефтяников или недовольных оплатой своей работы охранников нефтяной инфраструктуры, то в настоящее время ничего не известно о требованиях боевиков, взявших под контроль нефтепровод на западе.

Приложение

 

 

О вооруженных силах Туниса

 

 

Со времени обретения независимости в 1956 г. руководители Туниса никогда не стремились к созданию крупных и мощных вооруженных сил, не уделяли пристального внимания вопросам их технического оснащения. При этом тунисские власти рассчитывали в случае внешнего нападения или его угрозы на помощь со стороны ведущих стран Запада, прежде всего США и Франции. Вместе с тем, Тунис не шёл на подписание с ними формальных договоров о совместной обороне.

В целом к началу революционных событий 2011 г. вооруженные силы Туниса (Тунисская национальная армия, ТНА) оценивались как относительно боеспособная оборонительная сила, хотя ТНА не имела серьёзного боевого опыта, за исключением участия в миротворческих операциях. Личный состав вооруженных сил также привлекался к решению различных народнохозяйственных задач. В частности, армии отводилась важная роль в подготовке технических специалистов для гражданского сектора.

На сегодняшний день основную внешнюю угрозу безопасности республики, которая требует использования военной силы, представляют действия вооруженных экстремистских и террористических исламистских группировок, связанных главным образом с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКИМ). Повышенного внимания требует и нестабильная обстановка в соседней Ливии, особенно деятельность в этой стране различных вооруженных группировок. Отметим также, что в послереволюционный период произошло возрастание роли национальной армии в деле обеспечения внутренней безопасности и стабильности в республике.

На сегодняшний день вооруженные силы Туниса состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Они насчитывают 35,8 тыс. человек. Большая часть личного состава ТНА (23,4 тыс. человек) представлена военнослужащими, проходящими службу по призыву (12 месяцев) Военный бюджет страны в 2011 г. составил 583 млн долларов или 1,4% от ВВП. В Тунисе также имеется национальная гвардия МВД (12 тыс. чел.).

Верховным главнокомандующим ВС Туниса является президент республики. Министерство национальной обороны (МНО) возглавляет гражданское лицо. МНО осуществляет общее руководство армией, отвечает за вопросы ее строительства и использования, боеготовность, комплектование личным составом, подготовку резервных компонентов, материально-техническое обеспечение и закупку вооружений. В военно-административном отношении территория Туниса разделена на четыре военных округа: Тунис, Бизерта, Сфакс и Сахара.

Сухопутные войска (27 тыс. чел.) являются основным видом вооруженных сил. В их боевом составе имеется пять бригад (механизированных – 3, спецназа — 1, верблюжьей кавалерии «Сахара» — 1). Большинство частей дислоцировано вблизи крупных городов, а бригада «Сахара» размещена в приграничном районе на юге страны. На вооружении состоит 84 средних танка М60, 48 легких танков SK-105 «Кирасир», 115 артиллерийских орудий, 590 ПУ ПТУР, 26 ЗРК ближнего действия «Чапарэл», 60 ПЗРК.

Сухопутные войска подготовлены главным образом к ведению оборонительных действий ограниченного характера по прикрытию отдельных участков государственной границы. Требует улучшения качество управления войсками, организация тыла и МТО. Имеются проблемы с техобслуживанием и ремонтом техники. Недостаточно высоким является уровень подготовки лиц, проходящих службу по призыву. На сухопутные войска возложены также задачи противовоздушной обороны страны. Однако имеющиеся средства ПВО обладают ограниченными возможностями по поражению воздушных целей лишь на малых высотах и в состоянии прикрыть только отдельные объекты. Существующая сеть РЛС не позволяет эффективно контролировать воздушное пространство страны.

На вооружении ВВС (4,0 тыс. человек) имеется 17 боевых самолетов: 12 истребителей-бомбардировщиков F-5 и 5 легких штурмовиков МВ-326. Кроме того, имеется 16 военно-транспортных, 27 учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов, 15 боевых и 43 многоцелевых и транспортных вертолетов. ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи в вопросах технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

Корабельный состав ВМС (4,8 тыс. чел.) представлен примерно 30 боевыми катерами, в том числе тремя ракетными. В оперативном подчинении флота находится Береговая охрана МВД (30 патрульных катеров). Главной задачей ВМС является патрулирование прибрежных вод с целью пресечения нелегальной иммиграции и противодействия терроризму. По своему боевому составу и уровню подготовки тунисские военные моряки подготовлены именно для решения этих задач.

Со времени получения независимости Тунис в вопросах военного строительства и технического оснащения вооруженных сил ориентировался на тесные связи со странами Запада.

Главный партнер Туниса в военной сфере – США. Тунисские вооруженные силы в значительной степени оснащены американской техникой. США оказывают содействие в подготовке кадров ТНА, поставляют вооружение и военную технику. В 2011-2012 гг. США удвоили военную помощь Тунису, доведя её до 32 млн долларов. Основная часть этих средств пошла на обучение тунисских военных в США. Тесные военные связи поддерживаются с Францией и Италией, другими странами НАТО, которые поставляют вооружение и военную технику, оказывают содействие в подготовке кадров. В 2008 г. прежнее правительство Туниса начало программу технического обновления армии, закупив за рубежом более современное, хотя и бывшее в эксплуатации, вооружение. Однако к началу 2011 г. закупленная техника в страну поступить не успела. В последнее время военные поставки возобновились. Так, США передали тунисским ВВС военно-транспортный самолет С-130J «Супер Геркулес» (ещё один прибудет в страну в ближайшее время). Италия поставила ВМС Туниса два патрульных катера (ещё четыре строятся). Франция в августе 2013 г. начала поставки универсальных бронемашин «Шерпа», предназначенных как для участия в антитеррористических операциях, так и для выполнения полицейских функций.

На всем протяжении истории независимого Туниса армия не играла роли в политической жизни государства, но являлась инструментом, который власти при необходимости использовали для наведения порядка и поддержания стабильности в стране. В войсках систематически проводились мероприятия по искоренению идей религиозного экстремизма. Был отлажен строгий контроль за политическими и религиозными настроениями офицерского состава. Жестко пресекались любые попытки политической активности. Также отметим, что ТНА пользовалась авторитетом, популярностью и уважением у населения страны.

Тунисская армия сыграла решающую роль в революционных событиях в январе 2011 г., когда её командование отказалось выполнить приказ президента Бен Али о подавлении массовых протестных выступлений населения. В итоге Бен Али был свергнут. Во многом такая позиция командования ТНА была обусловлена тем, что прежний режим опирался в основном на службы безопасности и полицию, зачастую игнорируя интересы военных.

После падения режима Бен Али армия стала той силой, которая сумела остановить разрастание беспорядков и стабилизировать ситуацию в стране. В апреле 2011 г. ТНА отразила вторжение на тунисскую территорию подразделений ливийской армии, верных М. Каддафи, которые преследовали повстанцев. Вместе с тем, эксперты полагают, что ТНА вряд ли смогла бы отбить вторжение, «будь оно осуществлено более крупными силами с более решительными целями». В последующем армия, оставаясь «вне политики», неоднократно привлекалась для решения задач по поддержанию порядка, в том числе и летом 2013 г. в период резкого обострения противостояния между властями и оппозицией.

Начиная с мая 2013 г., ТНА проводит в северо-западных районах страны вблизи границы с Алжиром войсковые операции против вооруженных отрядов экстремистских исламистских группировок, связанных с АКИМ. Эти операции продемонстрировали недостаточный уровень технического оснащения вооруженных сил, слабость оснащения и подготовки армейских антитеррористических подразделений.

Понимая роль армии, правящая в стране исламистская партия «Ан-Нахда пытается внести в новую конституцию Туниса положение, позволяющее создавать негосударственные вооруженные формирования, что вызывает резкий отпор со стороны оппозиции.

В целом в условиях сохраняющейся в стране нестабильности и продолжающейся борьбы за власть между исламистами и сторонниками светского государства роль армии в политической жизни Туниса остается очень важной. Вместе с тем подчеркнем, что, тунисские военные вряд ли пойдут по пути египетских коллег и не станут брать власть в стране в свои руки.

52.37MB | MySQL:103 | 0,508sec