США: бьем по Сирии — договариваемся с Ираном?

Многие эксперты предполагают, что за стремлением нанести краткосрочный воздушный удар по Сирии, помимо соображений по «сохранению лица» и максимального ослабления сирийского режима, США преследуют цель  создать максимально благоприятные для себя условия по налаживанию конструктивного диалога с Тегераном. Несомненно, что падение режима Башара Асада нанесет очень чувствительный удар по иранским позициям в регионе и Иран лишится фактически единственного «государственного» союзника. За исключением, пожалуй, Ирака, но в отношении сохранения его государственности есть большие вопросы.

В этой ситуации Тегеран, по оценке американских аналитиков,  объективно должен будет пойти на некие компромиссные решения по наиболее острым для Запада вопросам. Особенно с учетом прихода к власти «реформатора» Хасана Роухани. В качестве одного из основных посредников в вопросе налаживания такого диалога американцы используют султана Омана Кабуса бен Саида. Справедливости ради скажем, что Оман и ранее был признанным местом сбора «политический эмиграции» из многих стран Ближнего Востока, своеобразной «Швейцарией». В случае с Ираном сближению способствуют и родственные ветви направления ислама в Омане (ибадизм) и Иране (шиизм).

В рамках этой наметившейся концепции султан Кабус 25-28 августа с.г. посетил Тегеран, где встречался с аятоллой Али Хаменеи и новым президентом Х.Роухани. На всех встречах присутствовал и министр иностранных дел Ирана. В рамках встреч активно обсуждался и вопрос организации первичных американо-иранских контактов.

В 2009 году Кабус уже помог американцам освободить несколько граждан США, которые были арестованы иранцами, и содержались в тайных тюрьмах в Иране. А в 1979 году Кабус играл важную роль в переговорах с иранцами в отношении «кризиса заложников из американского посольства». Насколько новые посреднические усилия окажутся плодотворными сказать сложно. И на это есть несколько причин.

Мы уже говорили неоднократно, что Сирия для Ирана – это своеобразная «Испания -30 годов». Кто проиграет, тот будет в следующий раз воевать у себя дома. Поэтому иранцы будут драться за Сирию до последнего, даже после того, как США нанесут свой точечный удар. О крайней заинтересованности Тегерана в сохранении своего влияния  в регионе Восточного Средиземноморья (Левант или Шам по-арабски) говорит и назначение нового министра обороны Ирана Хоссейна Дехкана. Интересно, что он является представителем  довольно малочисленной группы иранской армейской элиты, которая в 90-х годах проходила специальное обучение строительству подземных укреплений и тоннелей в Северной Корее. После этого Дехкан принимал участие в тренировке первых групп ливанской «Хизбаллы», и был инициатором организации обучения группы ливанских шиитов, в состав которой входил тогда просто Хасан Насралла и нынешний шеф внутренней безопасности «Хизбаллы» Мустафа Баддреддин  в той же Северной Корее. Вот собственно, откуда и система тоннелей и бункеров у «Хизбаллы» в Ливане.

Дехкан уже был министром обороны в 2003 году и считается большим специалистом по проведению внешних операций, на которых он специализировался еще в период своей службы в КСИР.  Плюс традиционные дружеские контакты с генеральным секретарем «Хизбаллы» Х.Насраллой.  Все эти моменты четко указывают  на генеральный тренд в его нынешней деятельности.

Что же касается посреднических усилий султана Кабуса, то вряд ли они достигнут каких-либо шокирующих результатов. Это объясняется тем, что остаются главные противоречия. Это четкое стремление политической элиты Ирана, как в лице «ястребов», так и в лице «реформаторов», к которым принадлежит нынешний президент Ирана, любой ценой получить «ядерную штуку». И неважно – можно ли ее будут установить на ракету или она будет величиной с дом и  стоять мертвым грузом, там, где ее изготовят.  Здесь главное принцип. А принцип после Ирака, Ливии и теперь уже Сирии  гласит об одном. Обладание ядерным оружием является единственной гарантией  собственной безопасности. А значит, иранская ядерная программа будет развиваться при любых вариантах. Единственно, что Х.Роухани конечно не будет в отличие от своего предшественника использовать шокирующую всех риторику.

Второй момент. Совершенно  нельзя поручиться в отношении того, что Москва после удара по Сирии не пересмотрит свое решение о заморозке поставок ЗРК С-300 Тегерану. По крайней мере, такая возможность  была очень ясно на днях отмечена вице-премьером Д.Рогозиным. Это собственно и будет адекватным ответом Москвы, как СВашингтону, так и всем остальным.

Третий момент. Если США нанесут удар по Сирии, а анализ экспертов ООН покажет, что это было не химическое оружие, то случится страшный конфуз. Плюс ко всему вся эта история запустит механизм дальнейшего кризиса ООН, которая и так дышит на ладан. А это совершенно неприемлемо, поскольку ничего лучшего пока не придумано. Вот на этот момент пока никто из экспертов не указывает, а ведь на самом деле это очень серьезный вопрос, поскольку теперь каждое государство вправе решать свои внешние конфликты самостоятельно и без всяких мандатов ООН.

Понимают ли в Белом доме все последствия такого шага, трудно сказать. США уже наступали в 90-е на «грабли» своего «мессианства» и похоже ничему не научились.

52.23MB | MySQL:103 | 0,438sec