О развитии ситуации в Сирии

Переговоры и консультации вокруг передачи сирийского химического оружия под международный контроль, безусловно, вызывают серьезную озабоченность у Саудовской Аравии и Турции, которые связывали с нанесением ракетно-бомбовых ударов по основным объектам вооруженных сил Сирии свои основные надежды на свержение режима Башара Асада до конца этого года. Нерешительность США и скрытая фронда большинства европейских стран планам силового вмешательства во внутрисирийский конфликт вынуждает Анкару предпринимать экстраординарные усилия по выстраиванию наиболее приемлемой для себя ситуации по всему периметру сирийско-турецкой границы.

Мы уже отмечали, что основной проблемой для Турции в настоящее время является позиция большинства сирийских курдов, которые этим летом отказались от нейтралитета и приняли активное участие в боях с силами исламистов, завершившихся вытеснением их отрядов из курдских населенных пунктов в районах, примыкающих к сирийско-турецкой границе.
В результате заморожено большинство логистических коридоров, через которые осуществляется материально-техническое снабжение отрядов сирийской оппозиции.

Эта ситуация подвела некий промежуточный итог активной деятельности турецких спецслужб на сирийском направлении.
Основной задачей, которую решала турецкая спецслужба МIТ, было создание лояльного ей курдского автономного управления в приграничных с Турцией районах Сирии. Первоначально Анкаре удалось с помощью президента курдской автономии в Ираке Масуда Барзани и ряда лидеров Рабочей партии Курдистана (РПК) установить контакт с лидером Партии демократического союза (ПДС) Салехом Муслимом и убедить его не препятствовать функционированию логистических коридоров снабжения боевиков. Безусловно, что в данном случае сыграла свою роль и договоренность о перемирии между турецкими властями и лидером РПК А.Оджаланом. ПДС считается сирийским филиалом РПК и после объявления перемирия руководство этой партии пошло на достижение негласного соглашения с Анкарой.

Все изменилось в начале лета, когда отряды С.Муслима начали активную фазу боевых действий против повстанцев в лице, прежде всего, исламистов из «Джабхат ан-нусра». При поддержке (в основном артиллерийской) сирийской армии им удалось выбить джихадистов практически из всех крупных населенных пунктов на севере страны. Несомненно, на такое поведение сирийских курдов повлияла пробуксовка реализации мирного соглашения между РПК и Анкарой. Напомним, что руководство РПК объявило на днях о приостановке вывода своих отрядов из Турции. Это свидетельствует о серьезных разногласиях между курдами и турецким руководством. Но это не единственная причина, которая вынудила сирийских курдов взяться за оружие.
Напомним, что по официальным заявлениям руководства ПДС, поводом для атаки позиций исламистов стало «наглое» поведение джихадистов, которые стали устанавливать свои правила в курдских городах. Это тоже, конечно, имело место, но не все так однозначно. Обратим внимание еще и на тот момент, что сменилось руководство в службе безопасности РПК. Там к власти пришли люди, очень ревниво относящиеся к попыткам турецких властей укрепить свои позиции в вотчинах РПК. А Анкара попыталась сделать именно это. Сирийская тема для Турции остается одной из первоочередных. Для укрепления своего влияния в приграничных районах Сирии турецкие спецслужбы стали создавать подконтрольные чисто курдские отряды исламистов. Новая структура, которую пестовала МIТ, получила название «Катибат аль-талибан». Она формировалась из молодых курдов, которые получали за вступление в организацию 1000 долларов. В новую структуру также набирались бывшие члены РПК, попавшие под влияние исламистов в турецких тюрьмах, которые (не без участия турецких спецслужб) были освобождены в первую очередь согласно условиям перемирия.
Эта практика, кстати, в свое время очень четко использовалась турецкими спецслужбами на примере Чечни. Там в отрядах незаконных вооруженных формирований в свое время находилось несколько курдов-исламистов, к которым турецкие власти демонстрировали странный «либерализм». Обратим внимание на шаблонную схему создания подконтрольных структур исламистов, которые ранее были использованы в Пакистане и Сомали.
В случае с Сирией в отрядах исламистов также было отмечено присутствие сторонников  известного проповедника Ф.Гюлена из «Нурджулар». В свое время он сумел создать несколько лицеев  в сирийских курдских районах, а, в нужный момент, «лицеисты» влились в ряды исламистов-курдов. Это очень интересный момент, поскольку еще совсем недавно турецкие власти подвергли Гюлена и его сторонников гонениям, а «Нурджулар» объявили филиалом ЦРУ США. Это полностью соответствует действительности, а сам Гюлен проживает в США. Здесь важно другое — все эти моменты четко указывает на то, что в курдских районах Сирии мы имеем дело с четкой оперативной совместной комбинацией американских и турецких спецслужб. Причем комбинации с использованием исламистского фактора. К несчастью для американцев и турок РПК очень ревниво отреагировало на попытку нарушить монополию своего влияния.
Как следствие, была дана команда на вытеснение исламистов как из «Джабхат ан-нусра, так и из «Катибат аль-талибан из приграничных районов. Большинство курдов-исламистов погибло в боях за Телль-Хала в конце июля с.г. Такой разворот событий вынудил турецкие власти пойти на переговоры с С.Муслимом о перемирии и достижении компромисса по возобновлению работы логистических коридоров по снабжению отрядов сирийской оппозиции. По нашим данным, пока каких-то внятных результатов достигнуть не удалось.

52.2MB | MySQL:103 | 0,452sec