Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2013 г.

Месяц начался с дипломатического скандала, связанного с отказом Саудовской Аравии пропустить 4 августа через свое воздушное пространство самолет президента Судана Омара аль-Башира, который хотел попасть на церемонию приведения к присяге нового президента Ирана Хасана Роухани. Президентский самолет был вынужден развернуться на полпути и вернуться в Хартум. Как пояснил официальный представитель канцелярии президента Судана Имад Сайед Ахмед, «саудовские власти отказались дать разрешение на пролет через свое воздушное пространство самолету, перевозившему президента».

Как известно, Саудовская Аравия, равно как и ряд других арабских стран, с опаской посматривает в сторону Ирана из-за его ядерных амбиций. Отношения между Эр-Риядом и Тегераном достаточно напряженные. В то же время Судан поддерживает достаточно тесные отношения с Ираном. В 2012 г. группы кораблей ВМС Ирана дважды заходили с визитами в суданские порты.

В отношении президента Судана действует мандат на арест, выписанный Международным уголовным судом (МУС) в связи с обвинениями в геноциде в Дарфуре. В этой связи О.аль-Башир свои зарубежные поездки осуществляет очень избирательно, только в дружественные Судану страны. Причем для перемещений он использует не президентский самолет, а самолет, зафрахтованный  у одной из суданских компаний.

Примечательно, что уведомление о запрете на пролет через саудовское воздушное пространство пилот получил уже после того, как его самолет пересек границу Саудовской Аравии.

Со своей стороны саудовские власти пояснили, что запрет на пролет суданского самолета был сделан в связи с тем, что не было никаких предварительных запросов на этот счет. По их версии, пилот самолета запросил разрешение на пролет, когда его самолет уже находился в саудовском воздушном пространстве. Как утверждалось в коммюнике руководства гражданской авиацией Саудовской Аравии, отсутствие предусмотренного регламентами предварительного запроса «было единственной причиной отказа на пролет». По существующим нормам, такой запрос должен производиться за 48 часов до пролета. Судя по всему, суданцы не делают этого из соображений безопасности О.аль-Башира.

В августе сложной оставалась ситуация в Дарфуре. 3 августа стало известно, что 9 человек погибли в результате новых столкновений между бойцами  арабских племен  и племени фур. Ареной столкновений был район Кебкабия в штате Северный Дарфур. В конце июля в аналогичных столкновениях между другими племенами в соседней зоне погибли несколько десятков человек.

По данным Совместной миссии ООН и Африканского Союза в Дарфуре (ЮНАМИД), в первые пять месяцев 2013 года межплеменные противоречия были основным источником напряженности в Дарфуре, из-за которых вынужденными переселенцами стали около 300 тысяч человек, что в два раза превышает показатель двух предыдущих лет вместе взятых.

В 2003 году дарфурские повстанцы, большинство из которых составляли выходцы из племени фур, восстали против центральных властей, представляющих арабские элиты. В результате последовавшего затем конфликта погибли по меньшей мере 300 тысяч человек, 1,8 млн человек стали беженцами. Хартум минимизирует последствия конфликта, утверждая о 10 тысячах погибших.

Суданские власти продолжили в августе практику препятствия нормальной работе различных гуманитарных организаций, включая те из них, которые зависят от ООН. 6 августа Верховный комиссариат ООН по делам беженцев был вынужден сократить свою активность в Дарфуре, поскольку суданские власти не продлили аккредитации для большинства иностранных сотрудников комиссариата, работающих в регионе. По данным ООН, по состоянию на 6 августа, из 37 иностранцев, работавших на комиссариат в Дарфуре, действующими разрешениями на выполнение своих функций располагали лишь 17 человек. Особо критическая ситуация сложилась в г.Эль-Фашер, поскольку ни один из работавших там иностранцев не смог продлить свою аккредитацию. Более того, там местные власти предложили всем сотрудникам комиссариата покинуть регион в кратчайшие сроки.

Уже 11 августа стало известно, что в новых столкновениях между бойцами двух арабских племен резейгат и маалия в Дарфуре погибли до 100 человек. Эпицентр боевых действий находился в районе населенного пункта Адила на юго-востоке Дарфура. По имеющимся данным, основная причина междоусобицы — территориальный спор. Ранее восточная часть Дарфура была относительно спокойной. Основные события происходили в западной части региона.

По оценке наблюдателей, столкновения между арабскими племенами в Дарфуре придали новое измерение конфликту в этом регионе, поскольку ранее именно арабские племена были основными поставщиками бойцов для проправительственной милиции «джанджавид», творившей произвол на западе региона. Теперь, похоже, Хартум частично утратил контроль над этими арабскими племенами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Бойцы арабских племен хорошо вооружены благодаря ранее предоставленной помощи Хартума, и теперь, похоже, они почувствовали свою силу.

В связи с участившимися столкновениями между бойцами арабских племен в Дарфуре Совет Безопасности ООН призвал к реорганизации ЮНАМИД, сформированной в 2007 г. Тогда конфликт разворачивался главным образом между повстанцами из негроидных племен и правительственными войсками, которых поддерживали формирования арабских племен «джанджавид).

13 августа стало известно, что в Судане имел место очередной инцидент с вертолетом миротворцев. На сей раз местом действия был Дарфур, проблемы возникли у экипажа вертолета Ми-8, зафрахтованного ЮНАМИД у одной из российских компаний. Три члена экипажа вертолета были «арестованы» еще в начале августа бойцами Суданской освободительной армии (СОА) из фракции Минни Минави. По данным представителя ЮНАМИД, в момент захвата экипажа на вертолете не было никаких опознавательных знаков. Изначально сообщалось, что в составе экипажа состояли двое «иностранцев» и один суданец. Позднее выяснилось, что двумя «иностранцами» были граждане Украины.

Как было объявлено, 3 августа вертолет выполнял плановый полет по доставке продуктов питания на одну из баз ЮНАМИД в Южном Дарфуре. Из-за возникших технических проблем он совершил посадку в 50 км к юго-востоку от г.Ниала, где его экипаж был тут же «арестован» повстанцами. Представители ЮНАМИД тут же вступили в контакт с руководством СОА с тем, чтобы добиться освобождения вертолетчиков и передачи самого вертолета.

Как пояснил член  Политбюро СОА — фракция М.Минави Хусейн Минави, повстанцы задержали экипаж с тем, чтобы разобраться, принадлежит ли вертолет частной компании или они имели дело с суданским вертолетом. «Мы находимся в конфликте с правительством, а не с частными компаниями», — утверждал он при этом.

Уже 28 августа МИД Украины сообщил об освобождении вертолетчиков.

К 23 августа число погибших в столкновениях между бойцами племен резейгат и маалия достигло 190 человек, ранения получили свыше 250. Эти столкновения затруднили доставку гуманитарной помощи в районы Восточного Дарфура. Завершилось все тем, что 23 августа вожди двух племен подписали соглашение «о мире, сосуществовании и прекращении боевых действий».

В августе неспокойно было и на границе между Суданом и Южным Суданом. 6 августа было отмечено боестолкновение между суданскими и южносуданскими военными в спорной зоне Хеглиг. Как заявил представитель суданской армии Саварми Халед Саад, столкновение произошло после того, как на спорную территорию проник патруль южносуданских военных. В результате скоротечного боя погиб один суданский солдат.

В августе ко всем суданским конфликтам добавилась еще одна напасть — наводнение, вызванное проливными дождями. К 15 августа в районах к востоку от Хартума из-за разгула стихии погибли 53 человека, свыше 200 тысяч лишились крова. Там автодороги оказались под полутораметровым слоем воды. К 27 августа число пострадавших от наводнения выросло до 575 тысяч человек.

16 августа несколько сотен исламистов вышли на улицы Хартума с тем, чтобы выразить протест против действий новых египетских властей по подавлению выступлений сторонников «Братьев-мусульман» и в поддержку низложенному президенту АРЕ Мухаммеду Мурси. Показательно, что полиция никак не воспрепятствовала действиям исламистов, хотя обычно она немедленно вмешивалась в подобные события.

23 августа президент Южного Судана Сальва Киир назначил на пост вице-президента бывшего полевого командира южносуданских повстанцев эпохи гражданской войны Джеймса Вани Игга, до последнего времени занимавшего пост спикера Законодательной ассамблеи. Это назначение завершило процесс формирования нового руководства страны после того, как 23 июля президент неожиданно отправил в отставку правительство, в том числе вице-президента Рика Машара. Новое правительство было назначено в конце июля. Пост вице-президента пустовал до 23 августа.

64-летний Игга — католик по вероисповеданию. Экономическое образование получил в Каире, военную подготовку — в Эфиопии и на Кубе. В годы гражданской войны был видным полевым командиром формирований южан, с 2005 года — спикер Законодательной ассамблеи.

Рик Машар — давнишний политический противник С.Киира — уже объявил, что они вновь сойдутся в политическом противоборстве на президентских выборах в 2015г.

Р.Машар — достаточно противоречивая фигура. В годы гражданской войны (1983 — 2005) он даже на одно время переходил на сторону Хартума. Выходец из племени нуэр, многие представители которого сейчас находятся на высоких должностях в южносуданской армии.

Новый вице-президент Судана является выходцем из племени барис. Таким назначением С.Киир парировал обвинения в собственный адрес, связанные с тем, что большинство южносуданских высших чиновников является выходцами из племени динка.

Ранее отставка всего правительства вызвала опасения возможного противоборства между сторонниками С.Киира — главным образом выходцами из динка — и сторонниками Р.Машара — главным образом выходцами из нуэр. Однако эти опасения не оправдались — Южный Судан спокойно отреагировал на решение президента.

23 августа Совет Безопасности ООН потребовал от Хартума отказаться от реализации его угрозы прекратить прокачку южносуданской нефти через экспортный трубопровод, проходящий по территории Судана. Одновременно СБ ООН «настойчиво потребовал» от Хартума и Джубы «поддерживать диалог с тем, чтобы гарантировать продолжение прокачки нефти из Южного Судана».

В начале августа Хартум объявил, что откладывает реализацию своего ранее принятого решения приостановить прокачку нефти до 6 сентября.

Еще одно требование СБ ООН было адресовано к суданской армии и повстанцам, действующим в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Им предлагалось полностью прекратить боевые действия и начать «прямые переговоры». Последнее требование не помешало суданским военным и повстанцам повоевать в конце третьей декады августа в секторе Гейсан (штат Голубой Нил). Обе стороны объявили о «больших потерях» в рядах противников. Проверить достоверность подобных победных реляций не представляется возможным. Ясно только одно — боевые действия в этих штатах вспыхивают вновь и вновь.

Отдельным заявлением СБ ООН выразил озабоченность ситуацией в южносуданском штате Джонглей. СБ напомнил Джубе, что та является «главным ответственным за защиту гражданского населения» в этом штате, и потребовал свободного доступа в регион для работников гуманитарных организаций.

25 августа, за несколько дней до истечения срока ультиматума Хартума относительно остановки прокачки южносуданской нефти, Судан получил от Южного Судана в виде платы за транзит 235 млн долларов.

27 августа появились первые результаты расследования деяний прежних министров, отправленных в отставку С.Кииром из-за подозрений в коррупции. Как объявил глава МВД Южного Судана Алеу Айни Алеу, из 52  тысяч должностей по его ведомству около 11 тысяч были заняты «мертвыми душами». В отношении еще 16 тысяч «полицейских» проводится проверка. Если они также окажутся несуществующими, то получится, что примерно половина южносуданских полицейских просто не существует.

28 августа Белый дом объявил о назначении на пост специального эмиссара США в Судане и Южном Судане посла Дональда Боота. Ранее он одно время занимал пост посла США в Каире.

В целом, ситуация в Судане и Южном Судане на ближайшую перспективу будет оставаться достаточно непредсказуемой — слишком сильные позиции имеют в двух странах «партии войны». В этих условиях многое будет зависеть от последовательности действий мирового сообщества, которое должно продолжить оказывать давление на оба Судана, одновременно показывая, что мир лучше войны.

52.29MB | MySQL:103 | 0,598sec