Обострение сирийско-турецких отношений

В Сирии, несмотря на весь шумную кампанию, связанную с ликвидацией арсеналов химического оружия,  не стихают бои между сирийской армией и повстанцами. При этом обострились и без того непростые отношения Дамаска и Анкары, которая, испытывая явный кризис своей внешнеполитической концепции «соседи значит друзья», подошла к тому рубежу, когда друзей среди соседей не осталось практически вообще. Турция вместо приоритета экономической экспансии не только ввязалась в гражданскую войну в Сирии, но и серьезно обострила свои отношения с Израилем и Ираком. Багдад крайне неприязненно воспринимает попытки турецкого руководства разыгрывать автономную «курдскую» карту с М.Барзани, справедливо полагая, что это ведет к дальнейшей децентрализации страны.

В условиях, когда идут напряженные консультации между США и Россией по вопросу ликвидации арсеналов химического оружия, Анкара заняла выжидательную позицию и активизировала формат «тайной войны» против режима Б.Асада. Активно перебрасываются  через границу отряды иностранных джихадистов, уже без всякой оглядки на идеологические моменты. Это выглядит логичным, поскольку надежды Анкары на блицкриг на фоне американских воздушных ударов пока откладываются на неопределенное время. Переговоры с сирийскими курдами по вопросу сохранения нейтралитета в отношении коридоров материально-технического снабжения боевиков, которые пролегают через подконтрольную им территорию, пока ни к чему не привели. Сирийские курды продолжают наносить удары по позициям боевиков-исламистов, вытесняя  их из зоны своего влияния в приграничных с Турцией районах. Мы уже говорили, что одновременно они воюют и с боевиками из курдского аналога «Талибана», который создавался в том числе и под эгидой турецкой Национальной разведывательной службы (МIТ); и даже с боевиками М.Барзани, которых он перебросил в этот район под предлогом помощи «сирийским братьям». Эти столкновения  боевиков из фактически Рабочей партии Курдистана (РПК) с бойцами М.Барзани — очень тревожный звонок для Анкары в рамках выполнения плана вывода отрядов РПК из Турции, что предусмотрено условиями мирного соглашения между лидером РПК Оджаланом и турецким руководством, которое представляет глава МIТ Хакан Фидан. Напомним, что по условиям перемирия предполагалось, что отряды РПК в основной своей массе эвакуируются именно в курдскую автономию в Ираке.

Дамаск тоже не демонстрирует излишнюю тактичность. После того, как турецкие военные сбили сирийский вертолет 16 сентября с.г., спецслужбы Сирии активизировали подрывную деятельность на турецком направлении и помимо «курдского  направления».  В частности, сирийские спецслужбы направили через один из КПП на границе заминированную автомашину-ловушку. При взрыве погибло семь человек. Также была реанимирована материально-техническая поддержка ряда группировок, которые ведут подрывную работу против турецких властей. В первую очередь это касается левацкой  группировки «Революционная народно-освободительная партия-фронт» DHKP-C.Это сразу же сказалось на террористической активности ее боевиков. На прошлой недели два члена этой организации обстреляли штаб-квартиру полиции в Анкаре, а затем выпустили ракету из РПГ по зданию правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР). В феврале с.г. боевики из DHKP-Cобстреляли посольство США в Анкаре. Что вызвало тогда большой резонанс. Но в тот момент времени организация еще действовала автономно от спецслужб Сирии. Сейчас в районе Латакии создается специальный тренировочный лагерь для боевиков DHKP-C.  Все это говорит о том, что террористическая активность этой организации на турецкой территории будет только возрастать. Члены другой левацкой турецкой группы «Марксистско-ленинской коммунистической партии» (MLKP) воюют сейчас вместе с сирийскими курдами против исламистов в приграничных с Турцией районах. Отметим три момента:  MLKP также  располагает тренировочным лагерем в Латакии. Второй – помимо чисто алавитских и курдских группировок сирийские спецслужбы задействовали в своей подрывной деятельности левацкие группировки, чего ранее они избегали делать. Причем скомпрометированные в случае с DHKP-C  акциями против американцев, что косвенно ставит под удар и Дамаск. При этом прослеживается пока четкое разделение труда:  MLKPвоюет пока только в Сирии, а DHKP-Cявляется «головной» по проведению операций на турецкой территории. Как предполагают эксперты, эти роли могут в дальнейшем поменяться в зависимости от развития ситуации.

Алавитское направление в подрывной деятельности против Турции также задействуется. Турецкая алавитская партия Muqawim-i Suriyah (Сирийское сопротивление) также договорилась с Дамаском об увеличении материальной поддержки своих ячеек в Турции в рамках усиления пропагандистской кампании внутри страны против  правящей партии ПСР, которая придерживается жесткой линии по дискриминации алавитского меньшинства.  Здесь проводится четкая тактика по неучастию алавитских представителей в каких-либо террористических операциях. Они должны участвовать только в мероприятиях легального протестного характера, в основу которых должны быть положены тезисы о «бесправии алавитского меньшинства» и «поддержки турецкими властями «Аль-Каиды»». Именно такая договоренность была достигнута представителями сирийских спецслужб во время консультаций в конце августа с.г. с руководителем «Сирийского сопротивления» Мишраком Уралом, который живет в эмиграции в Ксабе (Латакия).

62.9MB | MySQL:105 | 0,652sec