Иранская реакция на выступление премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху на Генеральной Ассамблеи ООН

В последние годы все выступления премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на ежегодных осенних сессиях Генеральной Ассамблеи ООН посвящены иранской угрозе. С 2009 г. она официально декларирована в качестве главной внешней угрозы существованию еврейского государства и борьба с возможностью обладания Ираном атомным оружием возведена в ранг основного внешнеполитического приоритета. Пользуясь трибуной ООН, Нетаньяху пытается донести до мировой общественности обеспокоенность своей страны этой проблемой. Вот и в нынешнем году главной темой его выступления  на 68-й  сессии ГА ООН стала иранская ядерная угроза.

В начале своего выступления Нетаниьху напомнил присутствовавшим на сессии, что в течение более четырех тысячелетий евреи боролись за свою землю, ни на миг не теряя надежды.  Однако сегодня, сказал он,  будущему Израиля угрожает ядерный Иран, «мечтающий стереть нас с лица земли». По иронии судьбы Израилю угрожает Иран, чей царь Кир две с половиной тысячи лет назад признал право еврейского народа на свою землю, и еврейский народ смог тогда  вернуться на родину и заново отстроить Иерусалим. В течение веков была нерушимая связь между иранским народом и евреями. И лишь приход к власти в Иране исламистов в последней трети XX века привел к качественно новой ситуации.  С тех пор все руководители Ирана проповедуют идею уничтожения Израиля. Как сказал Нетаньяху, средством достижения этой цели может как раз выступить иранская ядерная программа. Не надо верить велеречивым словам нового иранского президента о миролюбии, ибо Хасан Роухани «является скромным слугой аятолл». « Хотя Роухани говорит и выглядит иначе, чем Ахмадинеджад, но в том, что касается отношения к ядерной программе, единственная разница между ними в том, что Ахмадинеджад – волк в волчьей шкуре, а Роухани – волк в овечьей шкуре».

Именно Роухани с трибуны ООН пригласил США к конструктивному диалогу. И как раз в эти же дни в Тель-Авиве был задержан агент Ирана, собиравший информацию о посольстве США в Израиле. «Вот что означает пресловутый иранский конструктивный диалог», — сказал Нетаниягу. — Я был бы рад поверить Роухани, но не могу, ибо существующие факты – неопровержимая вещь». Он напомнил, что в своей речи в ООН Роухани клялся, что Ирану не нужно атомное оружие, и Тегеран всегда был честен перед мировым сообществом. Но в 2002 и в 2009 годах в Иране, сказал Нетаньяху,  было обнаружено секретное строительство ядерных объектов. «Как можно верить стране, заявляющей, что ее ядерная программа носит мирный характер, если она прячет под землей бункеры с атомными объектами? Зачем стране, у которой столько нефти, ядерная энергия? Зачем продолжать нарушать резолюции, рискуя нарваться на санкции? Зачем разрабатывать и совершенствовать ракеты дальнего действия, которые могут достичь Нью-Йорка?». Ответ, считает Нетаньяху, ясен: Иран работает над ядерным оружием. «Несложно найти доказательства того, что Иран продолжает разрабатывать ядерное оружие, гораздо сложнее доказать, что он этого не делает».

Нетаньяху отметил эффективность и действенность экономических санкций против Ирана. Они всерьез осложнили экономическую ситуацию в стране. Именно поэтому Роухани настаивает на снятии санкций, не предпринимая никаких действий, чтобы доказать серьезность намерений правительства Ирана. Какой же выход есть у Тегерана, чтобы продемонстрировать свое истинное миролюбие? Нетаниягу заявил, что Иран должен совершить четыре действия. Во-первых, нужно прекратить обогащение урана, далее — вывезти из страны весь запас обогащенного урана. Затем предстоит уничтожить всю инфраструктуру для производства ядерного вооружения. И последнее – покончить с работами по производству тяжелой воды в Араке. Резюмируя свое видение мер по отведению исходящих от Ирана угроз, Нетаньяху заключил: «Израиль не позволит Ирану получить ядерное оружие. И даже если Израиль окажется один, он готов действовать в одиночку. Мы будем знать, что защищаем себя и все остальное человечество».

Реакция на заявления израильского  премьера проявилась немедленно и жестко.  Худодад Сейфипур – заместитель главы Постоянного представительства ИРИ при ООН был первым из иранских высокопоставленных дипломатов, кто немедленно, буквально через несколько минут после того, как Нетаньяху покинул трибуну ООН,  собрал журналистов и озвучил иранскую реакцию. «Было бы лучше, если бы Нетаниягу даже в мыслях не только не замышлял проводить в жизнь военную операцию против Ирана, но и не предпринимал ничего конкретного. Никто в мире не смеет нам навязать свою волю. Израиль должен это крепко усвоить». Дипломат потребовал международного контроля и инспекций ядерного арсенала Израиля. Он сделал попытку связать раздувание Израилем иранской атомной проблемы с неудачами в сфере арабо-израильского урегулирования.

Сам  главный «объект»  речи Нетаньяху  – иранский президент Хасан Роухани, имя которого упоминалось с трибуны Генеральной Ассамблеи несчетное количество раз – сказал, выступая на заседании президиума правительства Ирана утром 2 октября, что  «нервозность Нетаньяху и сионистов»  вызвали «достижения взвешенной и мудрой позиции Исламской Республики, проявившиеся в речи нового президента в зале Ассамблеи ООН». «Она вызвала к жизни атмосферу доверия по отношению к Ирану и его правительству в международном сообществе» Встретившись после окончания заседания правительства с журналистами, Роухани заявил, что его правительство за короткий срок своей работы уже доказало эффективность, а поездка в Нью-Йорк принесла невиданные плоды. По его словам, трибуна ООН дала его правительству возможность донести до мировых лидеров иранскую позицию, показать произошедшие за полтора месяца деятельности его команды громадные плюсы, особенно на международной арене, имеющие осязаемое наполнение. «На моей инаугурации  присутствовали делегации 55 стран. Разве это не признание высокого престижа нашей страны среди мирового сообщества?  Наша страна бала достойно оценена на саммите стран ШОС в Бишкеке, где мы сумели донести иранскую позицию до лидеров этой авторитетной организации.  И , наконец, поездка на Генассамблею ООН, где я и наша делегация провели большую работу. Самое приятно, что мы увидели, это то, что изоляции нашей страны не существует, мы общались со всеми на равных. Думаю, что кольцо блокады вокруг Ирана прорвано».

Реакция на выступление Нетаньяху последовала и из уст главы МИДа Мохаммада Джавада Зарифа и постоянного представителя ИРИ при ООН  Мохаммада Хазаи. Они квалифицировали речь израильского премьера как лживую от начала до конца, не приведя при этом никаких подтверждающих аргументов. «На такую ложь, — сказал Зариф, — нет никакого смысла отвечать и вступать в полемику».  «Уже в течение 22 лет, -сказал Зариф, — Израиль убеждает мир, что до овладения Ираном атомным оружием осталось всего 6 месяцев». Такое утверждение не представляется конструктивным, ибо  лишь в середине 1990-х годов израильское руководство впервые проявило озабоченность возможностью использования двойных технологий при возведении Бушерской АЭС, полагая, что иранская атомная бомба может быть создана в течение 5-6 лет.  Последовавшие за этим серии неудач в строительстве этой АЭС привели к замедлению темпов строительства и, соответственно, затягиванию сроков создания неконвенционального оружия.

Как сказал далее глава иранского МИДа, «продолжение израильских игр означает все большую ложь, хитрость, милитаризм и запугивание мировой общественности мнимой иранской угрозой. Я жду от мира достойного ответа этим измышлениям». При этом нынешний глава команды иранских переговорщиков на контактах с «шестеркой» международных посредников «забыл» отметить, что обеспокоенность иранской угрозой выражает не только Израиль, но и другие страны ближневосточного региона, а наличие военного компонента у иранской ядерной программы с беспокойством  выражено в последних докладах  главы МАГАТЭ Юк.Амано.

Председатель парламентской Комиссии по внешней политике и национальной безопасности Алаотдин Боруджерди  назвал высказанные израильским премьером требования нереальными.  «Вряд ли группа международных посредников примет на реализацию израильские предложения по ликвидации структурных компонентов инфраструктуры иранской атомной программы». С ним солидаризировалась праворадикальная газета «Джомхурийе эслами», один из заголовков которой в номере от 2 октября гласил: «Не позволим Нетаньяху определять будущее переговоров с Западом». Показателем того, что в Иране вряд ли намерены внести какие-либо коррективы в переговорный процесс по атомной проблеме явилось выступление 2 октября спикера парламента Али Лариджани на совместном заседании Меджлиса и президиума правительства. В нем Лариджани высказал мысль, отраженную затем в заголовках местных СМИ: «Америка  и другие страны  должны  признать право Ирана на обогащение урана. Оно существует и понять это совсем не трудно».

52.23MB | MySQL:103 | 0,741sec