Катарский след в российско-белорусском скандале

В последнее десятилетие действия Катара все чаще затрагивают российские интересы. То, что он давал прибежище на своей территории лидерам сепаратистов Северного Кавказа, было по состоянию на 2004 г. почти привычным делом. Но к этому в последние годы прибавилась и экономическая (газовая) конкуренция с Россией на европейском, а теперь и на азиатском рынках. А в 2011–13 гг. ситуацию еще больше осложнили серьезные политические трения по «сирийскому вопросу». Однако на этот раз Катар наносит удар в самое болезненное для России место, по сути, вмешиваясь в ее отношения с наиболее значимыми для неё соседями из числа бывших советских союзных республик.

Речь, в частности, идет о Белоруссии, а именно, о скандале вокруг важнейшей белорусской компании «Беларуськалий», в результате которого отношения между Москвой и Минском резко ухудшились. И катарское руководство выступило в этом конфликте на стороне последнего.

Он был cвязан с попытками российских бизнесменов во главе с Сулейманом Керимовым (как пишут арабские СМИ члена команды Медведева-Дворковича, которую нередко в них называют как «еврейская» или «горско-еврейская» группа), купить по заниженной (с точки зрения представителей белорусских властей) стоимости эту компанию в 15 млрд долларов.

В этом случае российские бизнесмены установили бы контроль над 43 процентами мирового рынка калийных удобрений, что позволило бы им диктовать на нем цены. Но президент Белоруссии Александр Лукашенко наотрез отказался продавать эту компанию за 15 млрд долларов, установив её твердую стоимость в размере 30 млрд долларов.

Необходимо напомнить, что ситуация вокруг «Беларуськалия» постепенно накалялась в 2011–13 гг. В конце концов, конфликт достиг критической точки. В июле 2013 г. российская сторона в лице руководства «Уралкалия» заявило о разрыве с «Беларуськалием» и соответственно, о прекращении совместной реализации калийных удобрений. Белоруссия, не имевшая собственных торговых площадок, оказалась в гораздо более тяжелой ситуации, чем Россия.

Однако в Москве не учли, что «Беларуськалий» стремились приобрести целый ряд иностранных бизнес-структур, включая китайские, индийские, западные и катарские, в интересах которых было уничтожение «калийного союза» Минска и Москвы.

Это объяснялось резким ростом мировых цен на удобрения, что в том числе было вызвано сговором их производителей. А это, в свою очередь, привело к взлету стоимости продовольствия, одновременно вызвав кризис мирового агросектора.

И в результате, попытавшись самостоятельно решить проблему реализации своей продукции, Минск нашел здесь помощь в лице российского антагониста — Катара. Не прошло и недели с момента официального разрыва между двумя компаниями, 5 августа катарская сторона обязалась ежегодно продвигать на мировой рынок через собственную международную площадку, компанию «Мунтаджат» (Muntajat, «Продукция») 3 млн тонн белорусских калийных удобрений, что почти равняется общему выпуску продукции «Беларуськалия» на настоящем этапе.

Официальные представители «Беларуськалия» заявили в связи с этим следующее: «Мы рады подписать это соглашение по маркетингу калийных удобрений с Muntajat, являющимся важным мировым поставщиком азотных удобрений. Эта структура приведет к расширению недоступных для Белорусской калийной компании рынков».

 

Причины активности Катара и роль «Мунтаджат» в планах его руководства

Подобные действия стали настоящей неожиданностью для российских политических и бизнес-структур. В том числе и потому, что эта компания была создана совсем недавно, и для многих в Кремле стало открытием, что Катар, который во многом ассоциировался с газовой отраслью, сможет нанести удар, да еще в сфере удобрений.

Изначально катарские власти позиционировали «Мунтаджат» в первую очередь как нефтехимическую структуру, но буквально через считанные дни после её официального запуска, уже 2 января 2013 г., его представители продемонстрировали опасные для Москвы амбиции на внедрение на мировом рынке удобрений и осуществление контроля над их зарубежными производителями. Тогда Минск и Катар впервые заявили о сотрудничестве по части совместных продаж минеральных удобрений.

Однако это не насторожило представителей российских бизнес-структур. Также, по сути, осталось без должного внимания то, что на совместной пресс-конференции в белорусском Солигорске  21 февраля 2013 г. представители Катара фактически поддержали руководство «Беларуськалия», открыто выразившего недовольство «необоснованными действиями «Уралкалия»». Стороны тогда выступили с совместным заявлением, в котором они объявили о сотрудничестве по продаже белорусской продукции на катарской торговой площадке. Таким образом, Минск и Доха продемонстрировали готовность делать это в обход российской стороны, с которой у Белоруссии была договоренность о совместной реализации калийных удобрений.

И именно помощь со стороны катарских властей во многом и сподвигла белорусские власти на подобное выступление. Без неё действия Минска, находящегося в зависимости от российской стороны в вопросе распространения продукции, не были бы столь результативными.

Примечательно, что изначально «Мунтаджат» не создавался как структура по продаже исключительно удобрений. Следует напомнить, что решение о создании этой компании было принято уже бывшим эмиром Катара Хамадом в августе 2012 г.

А 23 декабря 2012 г. после подготовительного этапа состоялось её официальное открытие. «Мунтаджату» предоставили эксклюзивные единоличные права на покупку, продвижение на рынке, распространение и продажу по всему миру катарской химической и нефтехимической продукции. Об этом заявил сам эмир на церемонии официального открытия компании.

Глава совета директоров «Мунтаджата» Мохаммед бин Салех ас-Сада открыто тогда заявил: «Мы уверены, что Muntajat станет одной из ведущих маркетинговых и дистрибьюторских компаний в химической и нефтехимической промышленности на мировом рынке уже в ближайшем будущем».

В свою очередь, по мнению вице-председателя совета директоров и председателя технического комитета компании, курировавшего её создание, Абдуррахмана Ахмада аш-Шаиби, «За счет консолидации распределения и каналов сбыта химической и нефтехимической продукции страны Muntajat сразу же становится одним из крупнейших субъектов в глобальной индустрии маркетинга химической и нефтехимической отраслей.

По его мнению, это позволит убрать ненужных посредников, снизить цену на катарскую продукцию и тем самым повысить её привлекательность.

О важности создания «Мунтаджата» дополнительно свидетельствует то, что министр энергетики и промышленности страны Мохаммед бин Салех ас-Сада был назначен на пост председателя совета директоров этой компании с сохранением прежнего правительственного поста.

В свою очередь, он заявил о наличии у катарского руководства еще больших амбиций: «Создание Muntajat знаменует собой важную веху в диверсификации экспортного портфеля Катара. Это является свидетельством реализации концепции шейха эмира Хамада бин Халифа Ат-Тани в достижении Стратегии национального развития страны к 2030 г. и позиционирования Катара в качестве ключевого игрока на мировом химическом и нефтехимическом рынках».

Таким образом, Катар позиционирует себя среди лучших экспортеров в отрасли». Тем самым Катар сегодня планирует диверсифицировать свою экономику за счет отказа от ставки на экспорт СПГ и расширить свои валютные поступления, позиционируя себя современным мировым центром химического и нефтехимического производства. В связи с этим Катар планирует увеличить газоперерабатывающие мощности для удовлетворения будущих потребностей в сырье для нефтехимического сектора и всё большего отказа от экспорта простого СПГ.

Не случайно, что руководство страны намерено объявить следующее десятилетие «химическим и нефтехимическим десятилетием». В связи с этим ас-Сада открыто заявляет, что «Muntajat должен стать лицом Катара на международном химическом и нефтехимическом рынках».

По его же словам, «Сегодня, нефтехимическая промышленность является основной движущей силой роста Катара». По словам ас-Сада, «В дополнение к этому Muntajat создаст рабочие места для местных талантов и поддержки образовательной системы страны в рамках подготовки национальных трудовых кадров, что поднимет уровень жизни, увеличит показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и внесет заметный вклад в продвижении экономики Катара».

Разумеется, тем самым Катар одновременно пытается выиграть на росте мирового спроса на химические вещества, полимеры и удобрения. В тоже время, одними из важных причин реализации подобной стратегии стала разработка сланцевого газа в США и стремление обезопасить себя на случай вероятного снижения цен на природный газ, в том числе за счет ожидающегося усиления его добычи в Ираке и других арабских странах Персидского залива, выдержать ожидаемое усиление конкуренции в химическом и нефтехимическом сегментах с Саудовской Аравией и желание выйти со своей химической и нефтехимической продукцией на американский рынок.

В этой связи руководство компании разработало «передовые программы цепи поставок продуктов для уменьшения сроков поставки, удешевления стоимости продукции и более качественного обслуживания» своих клиентов по всему миру.

И первые месяцы деятельности компании продемонстрировали то, что катарское руководство действительно намерено осуществить задуманное, замкнув на эту компанию всю работу со всей производимой в этой стране химической продукцией, включая полимеры, а также метанол и топливные присадки, которые производит компания QAFAC. В числе продвигаемых на мировых рынках химических и нефтехимических продуктах – этилен, полипропилен, бутадиен и их производные, а теперь и удобрения.

Следует особо заметить, что создание подобных компаний стало результатом дальновидного стратегического плана развития страны в интересах всего населения, в рамках которого катарское руководство рассчитывает диверсифицировать нефтехимическую базу и расширить собственную перерабатывающую промышленность. Тем катарское руководство стремится создать условия не только для сбыта нынешнего объема выпускаемой в стране нефтехимической и химической продукции (10 млн тонн в настоящее время), но и в течение ближайших лет (к 2020 г.) увеличить её производство более чем вдвое (до 23 млн тонн).

В этой связи Катар намерен инвестировать 25 млрд долларов к 2020 г. в свой химический и нефтехимический секторы. В результате катарское руководство рассчитывает уже к 2020 г. вывести QAFAC в пятерку крупнейших производителей метанола и производных от бутана субпродуктов.

Похожие планы существуют и в отношении продукции всемирно признанного бренда Lotrène Qatar Катара (полиэтилен и линейный полиэтилен низкой плотности — LDPE и LLDPE соответственно), производимых компаниями Qatar Petrochemical Company (Qapco) и Qatofin и продаваемыми более чем 4500 клиентам по всему миру.

Так, генеральный директор «Мунтаджат» Абдуррахман Али Абдулла сказал: «Lotrène это бренд, известный во всем мире за качество и надежность поставок. И мы обещаем нашим постоянным клиентам, что они будут продолжать получать такое же высокое качество продуктов LDPE и LLDPE без каких-либо перерывов. Мы считаем, что качество продукции в сочетании с мировым уровнем обслуживания, до и после продажи, поможет нашим клиентам в достижении эффективности производства и повышения их конкурентных преимуществ. Мы стремимся к тому, чтобы бренд Lotrène стал известным во всем мире как ведущий бренд для всех полимеров».

 

Работа по развитию компании

Следует заметить ту оперативность, с которой была развита деятельность новой компании. Так, уже по состоянию на февраль 2013 года Muntajat и QAFAC завершили процесс консультаций по маркетингу и продажам метанола и прочей продукции.

А 21 апреля 2013 г. «Мунтаджат»  взяла на себя единоличную ответственность за сбыт линейного алкилбензола (LAB) и тяжелого алкилбензола (НАВ) производства ООО SEEF LAB, являющихся сырьем для производства моющих высокоэкологичных биоразлагаемых средств нового поколения.

И менее чем за год «Мунтаджат» успел зарекомендовать себя на рынке как авторитетная структура с очень хорошей деловой репутацией. В том числе и в сфере реализации удобрений, а точнее – их «азотного» сегмента.

И к настоящему времени «Мунтаджат»  отвечает за 70 процентов нефтехимического экспорта Катара. В течение последних нескольких месяцев компания наладила соответствующие поставки в страны Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америки и завоевал серьезные позиции в Австралии, Бразилии, Китае, Сингапуре, Тайване, Таиланде, Индии, ОАЭ и ЮАР, куда Катар поставляет широкий спектр своей продукции начиная с топливных присадок до удобрений.

Этому напрямую способствовало создание широкой сети представительств данной компании. В настоящее время 36 офисов «Мунтаджата» реализуют катарскую продукцию в более чем 120 странах мира. И это не считая целого ряда логистических центров и складов, поддерживающих ее деятельность по маркетингу, продажам и дистрибуции.

При этом новообразованной компании со стороны официальной Дохи оказывается всесторонняя помощь, в том числе через специальные структуры для повышения эффективности её работы. Так, уже 7 января 2013 г. было запущено агентство Memac Ogilvy для работы в области глобального маркетинга, связи, пиар-продвижения (в более чем 100 странах мира), сбора бизнес-информации, которое также должно обеспечивать инвестиционные вложения в промышленность в размере 25 млрд долларов.

Кроме того, запуск «Мунтаджат»  перекликается с усилиями правительства в связи с деятельностью другой катарской маркетинговой компании Qatar International Petroleum Marketing Company Ltd. (Tasweeq) Q.J.S.C., продвигающей на рынке свои нефтегазовые продукты. И это является лишь одним из звеньев в катарской стратегии по коренному изменению национальной экономики.

При этом необходимо отдавать отчет в том, что, несмотря на столь честолюбивые устремления лидеров страны, основными генераторами подобный идей, как и техническими исполнителями являются западные специалисты. Между тем, катарское руководство не скрывает, что без иностранной помощи осуществить столь амбициозные планы в мировой химической и нефтехимической отраслях будет затруднительно, и что оно нуждается в поддержке таких крупных компаний, как Shell, Total и, «вероятно, китайских».

 

 

Продажа удобрений в планах развития страны

Дальнейшее расширение рамок функционирования этой компании за счет продаж удобрений стало знаменательным этапом развития государственного планирования катарского руководства.

Так, генеральный директор «Мунтаджат»  Абдуррахман Али Абдулла заявил: «соглашение о продаже калийных удобрений из Беларуси отмечает стратегическую эволюцию бизнеса Muntajat. В дополнение к функциям компании, действующей как канал сбыта химических веществ, полимеров и удобрений, производимых в Катаре, мы расширяем её сферу за счет наших глобальных операций с дополнительными продуктами. Это соглашение имеет выгоду для нашей растущей клиентской базы, а также и для Muntajat, и для «Беларуськалия».

А исполнительный директор в области маркетинга и продаж Юсеф аль-Джехам Кувари отметил: «калийные удобрения пользуются высоким спросом на мировых рынках. Добавление этого продукта в портфель азотных удобрений, распространяемых Muntajat, укрепляет наши позиции в этом секторе и предлагает клиентам больше удобств, которые могут сразу приобретать в одном месте мочевину и хлористый калий».

Следует напомнить, что еще эмир Хамад стал активно инвестировать капиталы в приобретение земель сельскохозяйственного назначения по всему миру, особенно в Африке, интенсифицируя на них производство.

В данном случае Катар не только пытается обеспечить «продовольственную независимость», исходя из почти полного отсутствия у него собственных земель агрохозяйственного назначения и при растущем населении. Катарский эмир при данном решении исходил из того, что продукты питания уже в среднесрочной перспективе будут расти в цене на мировом рынке.

Подобные прогнозы учитывают не только заметное увеличение населения, особенно в странах третьего мира, но и сокращение на планете территорий с плодородными почвами. В этих условиях будет расти и влияние стран, контролирующих эту сферу рынка или влияющих на стоимость продовольствия.

В связи с этим Доха стремится расширить влияние и во всех смежных сегментах. И параллельно усилению его влияния на продуктовом рынке Катар рассчитывает укрепить свое влияние и на мировой арене. И в этом случае попытка расширить влияние в сфере производства и торговли удобрениями, использование которых позволяет увеличить объем сельскохозяйственной продукции, выглядит достаточно логично.

Что касается рынка калийных удобрений, то пока здесь не отмечают особой активности по продаже белорусских удобрений по этому каналу. Однако это не свидетельствует о том, что катарско-белорусские соглашения оказались фикцией. Судя по всему, речь идет о подготовительной фазе сотрудничества. Кроме того, подобная ситуация объясняется и тем, что катарское руководство, пользуясь ситуацией конфликта Минска и некоторыми кланами из Москвы, пытается получить для себя преференции при продаже части акций «Беларуськалия».

В то же время, хотя «Мунтаджат» еще нельзя назвать ведущей мировой торговой площадкой, у Дохи, учитывая рост её финансово-экономического потенциала, имеются для этого широкие перспективы. Не случайно, что буквально за какие-то несколько лет эта страна сделала прорыв на газовом рынке, в металлургии, а в последние годы – и в агросфере.

Параллельно Катар пытается установить контроль и над производством удобрений, особенно азотных. И уже сейчас в этом сегменте Доха занимает заметные позиции. Что же касается белорусского направления, то Доха намерена расширить с Минском сотрудничество в процессе производства фосфорных удобрений. В результате за счет расширения своего влияния и в калийной сфере Катар еще больше укрепит своё влияние на этом рынке.

При этом катарское руководство действительно нацелилось на дальнейшее развитие экономических связей с Белоруссией. Соответствующим индикатором служит активизация их контактов в августе 2013 г., в том числе организованная при катарском посредничестве встреча представителей компаний «Белнефтехим» и «Беларуськалий» с руководством Бразилии.

Важную роль в них сыграл всё та же компания «Мунтаджат». При помощи Дохи Минск договорился не только о продаже бразильской стороне удобрений, но и о возведении в Бразилии при помощи белорусских инженеров объектов логистики.

Таким образом, Доха напрямую содействовала открытию для белорусской стороны прежде почти недоступного для нее бразильского рынка. Одновременно Катар наглядно продемонстрировал белорусскому руководству, что сотрудничество с ним в данном случае более продуктивно, чем с Россией, от которой Минск почти привык ожидать лишь серьезные неприятности.

 

Значение действий Катара

В данном случае особенно заметен политический контекст событий. Столкнувшись с Россией по «газовому» и «сирийскому» вопросам, Катар одновременно пытается нанести ответный удар в самое чувствительное для нее место. Но видеть в этом лишь только политику неправильно.

В любом случае действия нового эмира Тамима не допустили разорения стратегически важного предприятия Белоруссии, на что рассчитывали определенные силы в России, хотевшие приобрести его по выгодной им цене.

Тем не менее, основным моментом здесь служит то, что создание «Мунтаджат» сигнализирует о появлении у Катара конкурентоспособной нефтехимической промышленности, продукция которой становится все более востребованной на мировом рынке.

Между тем, подобные действия Катара не могут не вызывать тревогу у Москвы, поскольку в результате действий Дохи может заметно уменьшиться экономическая привязка Минска к Москве и соответственно, как таковое российское влияние в Белоруссии.

Дело в том, что до последнего времени Белоруссия сильно зависела от экспорта своих товаров, в том числе сельскохозяйственных, в Россию. Однако в будущем это положение может измениться: Катар в стремлении взять под контроль продовольственную торговлю готов оказать содействие в проникновении белорусских продуктов на Аравийский полуостров и ради этого он готов предложить действовать совместно против России другим российским антагонистам из числа стран Персидского залива, особенно Саудовской Аравии, с которой отношения у Москвы в последние месяцы резко ухудшились.

52.4MB | MySQL:103 | 0,640sec