Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 октября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте. Власти этой страны 9 октября официально объявили о роспуске ассоциации «Братьев–мусульман» — ведущей оппозиционной организации АРЕ.

Внутриполитическая ситуация в Египте остается очень сложной, что обусловлено продолжающимся противостоянием властей со сторонниками «Братьев-мусульман» и свергнутого военными президента М. Мурси. Правительство усиливает давление на исламистов. Так, 9 октября было официально объявлено о роспуске «Братьев-мусульман». Днём ранее, 8 октября, коллегия судей Верховного суда АРЕ рекомендовала распустить Партию свободы и справедливости (ПСР) – политического крыла исламистской ассоциации. Высший административный суд страны 19 октября должен рассмотреть вопрос о роспуске ПСР.

11 октября сторонники «Братьев-мусульман» и М. Мурси вновь провели акции протеста в некоторых египетских городах, которые в ряде мест переросли в столкновения с противниками исламистов и полицией. В целом же масштабы манифестаций противников новых властей АРЕ в последнее время заметно уменьшились. На прошедшей неделе исламисты из «Альянса в поддержку законности», который добивается восстановления Мурси на посту главы государства, приняли решение отказаться от планов захвата главных площадей в основных городах Египта, объяснив этот шаг желанием «избежать еще большего кровопролития». Вместе с тем, по мнению местных аналитиков, решение исламистов может быть связано как с мусульманским праздником жертвоприношения Ид аль-Адха (14-18 октября), так и проходящими в последние дни при участии посредников из различных политических сил переговорами между «Братьями-мусульманами» и властями страны.

В последнее время в Египте участились случаи нападения экстремистов на представителей сил безопасности, военных и различные государственные объекты. Так, 7 октября в различных районах страны была совершена серия терактов. На Синайском полуострове продолжается вооруженное противостояние между армией и боевиками экстремистских группировок.

Американская администрация на минувшей неделе приняла решение о сокращении объёмов военной помощи Египту «до тех пор, пока не будет достигнут заслуживающий доверия прогресс в направлении движения к инклюзивному, демократически избранному правительству посредством свободных и справедливых выборов». Речь идет о поставках тяжелых видов вооружения на сумму 260 млн долларов при общем объеме ежегодной военной помощи АРЕ в 1,3 млрд долларов. Так, американцы приостанавливают поставки комплектующих для сборки в Египте танков М1А1 «Абрамс», тактических истребителей F-16, боевых вертолетов AH-64D «Апач Лонгбоу» и противокорабельных ракет типа «Гарпун». Вместе с тем, США «продолжат оказывать Египту содействие в сфере пограничного контроля, борьбы с терроризмом, нераспространения и обеспечения безопасности на Синайском полуострове». Не будут прекращены поставки запчастей и программы подготовки египетских военных. Президент США Б. Обама заявил, что после свержения Мурси события в АРЕ «не развиваются в правильном направлении»; именно это Вашингтон и демонстрируют Каиру, уменьшая объёмы военной помощи. Госсекретарь США Дж. Керри отметил, что решение сократить помощь Египту не означает разрыва связей с этой страной. Вашингтон «желает успеха властям Египта, но хотел бы видеть в этой стране правительство, поддерживая которое, американцы чувствовали бы себя комфортно».

МИД Египта заявил, что решение США о приостановке поставок в страну некоторых видов вооружений является ошибочным и не повлияет на решимость Каира в намеченном процессе по выходу из политического кризиса. «Также это решение говорит и о непонимании истинного положения вещей в Египте, о том, что Египет ведет войну против терроризма». МИД АРЕ призвал администрацию Обамы в кратчайшие сроки пересмотреть данное решение. Негативно расценил решение о сокращении военной помощи Египту Израиль.

На прошедшей неделе свою первую зарубежную поездку совершил временный президент Египта А. Мансур. Он посетил Саудовскую Аравию и Иорданию. На встрече с королем Абдаллой египетский президент получил заверения саудовского монарха в том, что КСА поддерживает новые власти АРЕ в их борьбе с терроризмом и осуждает всех, «кто стремится нанести ущерб» Египту. Мансур поблагодарил короля Абдаллу и саудовское руководство за поддержку, которую они оказывают АРЕ. На встрече Мансура с королем Иордании Абдаллой II был подтвержден «стратегический характер» двусторонних отношений и объявлено о возобновлении поставок газа из Египта в Иорданию. На переговорах в Джидде и Аммане особое внимание было уделено ситуации в Сирии. Причем Египет и Иордания высказались за политическое решение сирийского кризиса и созыв мирной конференции «Женева-2».

В большинстве провинций Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. В последние дни правительственная армия усилила наступательные действия в районе Дамаска и северной провинции Алеппо, освободив от боевиков несколько важных населенных пунктов. Интенсивные бои велись в южной провинции Дераа. На севере страны, главным образом в районе Алеппо происходили вооруженные столкновения боевиков оппозиционной режиму Сирийской свободной армии с отрядами экстремистских исламистских группировок.

Продолжается процесс ликвидации арсенала сирийского химического оружия (ХО). Работы по утилизации авиабомб и боеголовок, начиненных боевыми отравляющими веществами, а также соответствующего оборудования, проводят сирийские военные, а инспектора Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) наблюдают за этим процессом. В Сирию 10 октября прибыла вторая группа инспекторов ОЗХО, а Совбез ООН одобрил направление в САР ещё 100 экспертов по химическому разоружению. Пентагон предложил использовать американские мобильные лаборатории для уничтожения запасов сирийского ХО. Совбез ООН 11 октября принял план генсека международной организации Пан Ги Муна по созданию совместной миссии ООН и ОЗХО для уничтожения сирийского химоружия. В МИД России заявили, что беспрепятственное начало процесса уничтожения сирийского ХО свидетельствует о том, что власти САР строго соблюдают добровольно взятые ими на себя обязательства в сфере химического разоружения. Госсекретарь США Дж. Керри также отметил, что стартовавшее уничтожение ХО в Сирии является «хорошим началом». Керри даже похвалил Дамаск за соблюдение резолюции Совбеза ООН по ликвидации его химических арсеналов.

По итогам встречи министра иностранных дел России С. Лаврова с госсекретарем США Дж. Керри было заявлено, что Москва и Вашингтон будут добиваться в ООН созыва конференции по сирийскому урегулированию во второй неделе ноября. В то же время Дж. Сабра, лидер одной из ведущих организаций оппозиции — Сирийского национального совета 13 октября заявил, что СНС не будет участвовать в конференции в Женеве и выйдет из оппозиционной коалиции, если та пошлет своих представителей на этот форум. Иран сообщил, что не примет участия в конференции «Женева-2» по Сирии, если Тегерану будут выдвинуты какие-либо предварительные условия.

10 октября премьер-министр Ливии А. Зейдан был на несколько часов задержан в Триполи исламистскими боевиками из числа бывших повстанцев за «уголовные преступления против государства и государственной безопасности», а также по обвинению в причастности к недавнему похищению американским спецназом одного из предполагаемых главарей «Аль-Каиды» А. А. аль-Либи. Все политические силы Ливии осудили инцидент с главой правительства. Сам Зейдан назвал свое похищение попыткой государственного переворота. История с «задержанием» Зейдана отчетливо продемонстрировала всю хрупкость и нестабильность ситуации в Ливии, показала, что правительство «не действует сплоченно, оно не только не контролирует страну, но не в состоянии обеспечить безопасность своим сотрудникам».

Президент Афганистана Х. Карзай и госсекретарь США Дж. Керри в ходе переговоров, состоявшихся 11-12 октября в Кабуле, не смогли урегулировать все вопросы, касающиеся заключения двустороннего договора о сотрудничестве в сфере безопасности. Этот документ должен регулировать вопросы американского военного присутствия в Афганистане после вывода из страны к концу 2014 г. войск международной коалиции. И хотя сторонам удалось значительно продвинуться в деле согласования текста договора, не урегулированными остались два принципиально важных для Вашингтона вопроса: об иммунитете американских военных в Афганистане и о праве командования ВС США самостоятельно, без согласования с местными силовиками проводить операции против боевиков. Х. Карзай заявил о несогласии Кабула с этими американскими требованиями. Как известно, США настаивали на заключении договора до конца октября текущего года. В то же время Карзай отметил, что Афганистан не торопится подписывать соглашение, поскольку считает необходимым соблюдение ряда гарантий, в том числе уважения к суверенитету страны и финансовой поддержки.

На минувшей неделе Х. Карзай подверг резкой критике деятельность НАТО, заявив, что за десять лет иностранным войскам не удалось стабилизировать ситуацию с безопасностью в стране. По его словам, основная причина неудачи сил коалиции состояла в том, что они сосредоточили свою деятельность на зачистках афганских населенных пунктов вместо того, чтобы уничтожать лагеря талибов на территории Пакистана. Карзай также заявил, что возможный приход талибов к власти не приведёт к негативным последствиям для страны, в том числе и в плане соблюдения прав человека.

Госсекретарь США Дж Керри призвал Иран представить новые предложения по ядерной программе, которые продемонстрировали бы миру, что она не является военной. В Тегеране 13 октября заявили, что Иран готов обсудить форму, объём и уровень обогащения урана, но не позволит вывозить его из страны. Глава МИД РФ С. Лавров считает, что ни у одной из разведок мира «нет доказательств, что иранское руководство приняло политическое решение развивать военную составляющую ядерной программы». При этом «появление ядерного оружия у Ирана является неприемлемым ни для кого. Мы категорически против того, чтобы появилась новая ядерная держава».

Иран и Великобритания приняли решение обменяться спецпосланниками, что может привести к возобновлению дипломатических отношений двух стран, сообщил 8 октября глава британского МИДа У. Хейг.

Администрация президента Ирана Х. Роухани отменила 11 октября антиизраильскую конференцию в Тегеране, ежегодно проводившуюся при М. Ахмадинежаде. В МИД ИРИ заявили, что это мероприятие подрывает правительственную политику «взаимодействия с внешним миром».

В Марокко 10 октября объявлен новый состав правительства страны. Пост премьер-министра сохранил за собой лидер исламистской Партии справедливости и развития А. Бенкиран. Необходимость в формировании нового состава кабинета министров была вызвана тем, что в июле из состава правящей коалиции вышла национально-консервативная партия «Истикляль». Новым союзником исламистов в правительстве стала партия «Национальное объединение независимых», которая получила несколько ключевых портфелей. Тем самым в стране завершился многомесячный политический кризис.

Правительство Турции приняло решение заморозить финансовые активы более 400 физических и юридических лиц, связанных с движением «Талибан» и «Аль-Каидой». В частности, речь идет о 219 физических и 63 юридических лицах, связанных с «Аль-Каидой», а также 130 физических и четырех юридических лицах, имеющих отношение к «Талибану».

12 октября в Адене – главном городе на юге Йемена состоялась многотысячная демонстрация местных сепаратистов, требовавших восстановления независимости региона и отказа южан от участия в Конференции по национальному диалогу.

Приложение

 

 

Об эмире Кувейта Сабахе аль-Ахмаде аль-Джабере ас-Сабахе

 

 

Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах родился 16 июня 1929 г. Он стал четвертым сыном шейха Ахмеда ас-Сабаха. С именем его отца – десятого эмира Кувейта Ахмеда I (правил в 1921-1950 гг.) связывают вступление эмирата в нефтяную эру. Первоначально ас-Сабах обучался в престижной кувейтской школе аль-Мубаракия, после чего отец отправил его за границу набираться опыта и познакомиться с политическими системами государств Европы и Азии.

В 1955 г. ас-Сабах был назначен главой департамента социальных дел и труда, затем работал в составе Верховного исполнительного комитета, возглавлял Департамент печати. После провозглашения независимости Кувейта в 1961 г. шейха ас-Сабаха включают в состав Высшего совета эмирата. С 1963 г. он становится членом Национальной ассамблеи (парламента). В том же году ас-Сабах был назначен министром иностранных дел Кувейта. Занимая этот пост, он одновременно являлся сначала заместителем премьер-министра, а затем первым заместителем главы правительства. Будучи главой МИДа, ас-Сабах в разные годы одновременно занимал посты министра финансов (1965-1967) и министра информации (1971-1975). На должности главы внешнеполитического ведомства он проработал до 1991 г., а затем с 1992 г. по 2003 г. Возглавляя министерство иностранных дел, шейх ас-Сабах приложил много усилий для повышения авторитета своей страны в арабском мире и на международной арене, добившись на этом поприще значительных успехов. Ас-Сабах проявил себя сторонником развития дружеских отношений с Советским Союзом и Россией.

В 2003 г. шейх ас-Сабах становится премьер-министром Кувейта. По оценке политических наблюдателей, на этом посту он проявил себя как умеренный либеральный реформатор. Начиная с 2002 г. в связи с плохим состоянием здоровья эмира Кувейта и наследного принца ас-Сабах фактически возглавлял страну.

15 января 2006 г. скончался эмир Кувейта Ахмад аль-Джабер ас-Сабах. Новым эмиром был провозглашен наследный принц 75-летний Саад ас-Сабах, который был тяжело больным человеком. В связи с его неспособностью по состоянию здоровья исполнять обязанности главы государства кувейтское правительство начало процедуру отстранения шейха ас-Саада от власти. После трудных переговоров ас-Саад согласился передать власть своему троюродному брату ас-Сабаху и 29 января 2006 г. Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах вступил на престол под именем Сабах IV после предварительного утверждения его кандидатуры Национальной ассамблеей (данная процедура предусмотрена конституцией Кувейта). Проголосовав за кандидатуру ас-Сабаха, депутаты парламента приняли во внимание «компетентность нового эмира и его преданность избранному страной курсу на развитие демократии и проведение реформ».

После вступления на трон шейх ас-Сабах назначил наследным принцем своего сводного брата шейха Навафа аль-Ахмеда ас-Сабаха. Тем самым новый эмир прервал традицию поочередного наследования престола представителями двумя ветвями правящей семьи – аль-Джабер и ас-Салем, которые оба относятся к роду Сабахов. Сам шейх ас-Сабах является представителем ветви аль-Джабер.

Шейх ас-Сабах — наиболее выдающийся и влиятельный политик современного Кувейта. Его отличительными чертами являются гибкость и взвешенность. Благодаря этим качествам эмир завоевал авторитет и признание не только у себя в стране, но и за рубежом.

К числу приоритетных направлений политики ныне правящего эмира относятся развитие образования и здравоохранения, жилищное строительство, охрана окружающей среды, добыча нефти и национальная безопасность. Глава государства  хорошо понимает, что нефтяные ресурсы Кувейта исчерпаемы, и потому уже сейчас старается подготовить страну к жизни в пост-нефтяную эпоху, инициируя экономические реформы, в основу которых легло упрощение правил приватизации земли и облегчение условий для привлечения иностранных инвестиций.

За годы своего нахождения у власти шейх ас-Сабах провел в Кувейте ряд реформ демократической направленности. В частности, он позволил женщинам занимать посты в государственном аппарате, дал им право голоса, разрешил в стране публичные собрания и увеличил количество лицензий для частных СМИ. Летом 2013 г. ас-Сабах принял решение помиловать всех, кто был приговорен к тюремным срокам по обвинениям в оскорблении эмира. В то же время с 2006 г. в шесть раз возросли издержки на содержание правящей семьи. В целом же процесс реформ идет трудно, со сбоями.

Кувейт избежал многочисленных массовых выступлений во время «арабской весны». С целью сдерживания акций протеста власти выдали 1,15 млн гражданам эмирата в виде различных выплат и грантов около 10 млрд долларов. Были резко увеличены жалования работников госсектора, повышены социальные пособия. Причем самым щедрым оказался эмир ас-Сабах. В честь пятилетия восшествия на трон он пожаловал всем своим подданным «Эмирский грант», состоявший из единовременной выплаты 1000 кувейтских динаров (3500 долл.) и права получать бесплатную еду на протяжении 14 месяцев: с начала февраля 2011 г. и до конца марта 2012 г.

Правление эмира ас-Сабаха проходит в условиях сложной политической ситуации в стране. В Кувейте имеет место противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти, принимающее порой острые формы. Оппозиция требует ускорения политических реформ, расширения полномочий парламента, права формировать правительство на основе парламентского большинства и самостоятельно утверждать кандидатуру премьер-министра, т. е. выступает за превращение Кувейта в реальную конституционную монархию. В то же время представители традиционных слоев остаются сторонниками сохранения сильной власти эмира и правящей семьи, что, с их точки зрения, гарантирует поддержание закона и стабильности. Немаловажно и то, что многочисленные члены правящей семьи не готовы отказаться от своих привилегий, которые они имели на протяжении всей предшествовавшей истории государства. К тому же «создается впечатление, что на эмира оказывают давление отдельные министры и члены правящей семьи, которые считают, что сбить накал протестных выступлений возможно только путем усиления репрессий в отношении недовольных проводимой в стране политикой». Не способствует укреплению авторитета правящей семьи многочисленные обвинения в коррупции её членов, в том числе занимающих высокие государственные посты.

Политические кризисы стали характерным явлением для современного Кувейта. Так, за последние семь лет монарх распускал парламент шесть раз и 13 раз менял состав правительства. При этом эмир последовательно придерживается положений конституции: когда глава правительства заявляет о неспособности правительства взаимодействовать с парламентом, ас-Сабах распускает парламент, назначает новые выборы и отправляет кабинет министров в отставку. Вместе с тем, эмир регулярно критикует действия парламента, не способного взаимодействовать и сотрудничать с правительством.

Осенью 2012 г. в Кувейте прошли массовые выступления оппозиции, протестовавшей против внесения изменений в избирательный закон, предложенных эмиром с целью воспрепятствования победы противников власти на парламентских выборах. Тем не менее, решение ас-Сабаха было претворено в жизнь. В итоге на выборах в июле 2013 г., которые бойкотировали многие оппозиционные организации, победили сторонники власти.

Обращаясь к новому составу парламента, ас-Сабах призвал всех кувейтцев «исключить возможность превращения страны в арену противоборства, борьбы между собой ради претворения в жизнь своих интересов». Эмир подчеркнул необходимость сохранения и укрепления национального единства, что позволит избежать в стране междоусобного конфликта и гражданской войны, что имеет место в настоящее время в целом ряде стран региона. Он призвал депутатов к «упрочению конструктивного сотрудничества между парламентом и правительством, ради укрепления стабильности, развития государственных институтов, государства, где правит закон, ради продолжения процесса развития и осуществления всеобъемлющих реформ».

Эмир в последнее время в интересах укрепления власти правящей семьи много внимания уделяет укреплению отношений с шейхами крупнейших племен Кувейта.

Личное состояние эмира ас-Сабаха оценивается в 14,22 млрд долларов. Ежегодно он получает от доходов от продажи нефти 188 млн долларов.

Шейх ас-Сабах – вдовец. Жена шейха Фитух умерла в 1990 г. У него два сына: Нассер (придворный министр) и Хамед. Дочь Сальва умерла от рака молочной железы в 2002 г., а сын Ахмед погиб в автокатастрофе в 1969 г. Ас-Сабах в феврале 2000 г. перенес операцию по вживлению кардиостимулятора, однако в целом его здоровье не вызывает опасений у врачей.

52.28MB | MySQL:103 | 0,439sec