О судано-южносуданских отношениях

Президент Судана Омар аль-Башир, как ожидается, совершит официальный визит в Южный Судан 22 октября с.г. Это будет третий визит суданского лидера в Джубу, начиная с 2011 года. Эта поездка состоится спустя две недели после того, как две страны подписали соглашение об организации прохода через КПП на границе и реализации прежних договоренностей о взаимном освобождении всех заключенных, которые отбывали наказание за участие в военных действиях в период гражданской войны.  При этом министр иностранных дел Южного Судана заявил, что пока у них нет официального уведомления из Хартума о предстоящем визите. Несмотря на это в Джубе активно готовятся к встрече суданского президента. В свою очередь  министр информации Судана Осман в интервью одной из местных радиостанций  подтвердил, что такая поездка состоится на следующей неделе. Он также пояснил, что на переговорах планируется обсудить вопросы демаркации границы  и тему проведения референдума в Абъее. Отметим, что во время двусторонней встречи лидеров двух государств в Хартуме в сентябре с.г. сроки и тематика этой поездки О.аль-Башира были заранее согласованы.

Косвенным подтверждением того, что в Джубе ждут суданского лидера, стало и неофициальное распоряжение администрации президента Южного Судана С.Киира о прекращении в государственных электронных и печатных СМИ освещения хода подготовки к референдуму в Абъее. Одновременно запрещены и любые аналитические статьи и обзоры, которые посвящены этой теме и в которых Хартум традиционно обвиняется в затягивании сроков проведения плебисцита.  Причины этого редакторам объявлены не были. По оценке ряда экспертов, речь идет о возможном предстоящем компромиссе между северянами и южанами не только по вопросу Абъея, но и по теме возобновления экспорта южносуданской нефти через Порт-Судан.

Напомним, что первоначально референдум по Абъею был запланирован на 2011 год, но разногласия между сторонами по вопросу регистрации избирателей подвесили этот вопрос на два года. Хартум настаивает на том, что в качестве избирателей были зарегистрированы арабские кочевники миссерия, против чего категорически возражает Джуба. Ее довод крайне прост: миссерия приходят в Абъей только два раза в год вместе со своим скотом, и соответственно считаться коренными и постоянно проживающими жителями штата не могут. В случае если Хартум согласиться с этим, то итог голосования о выходе Абъея из состава Судана и переход его в Южный Судан будет предопределен, поскольку численность африканцев динка в нем превышает арабское население без учета кочевых племен. Естественно, что Хартум этого допустить не может как по политическим (продолжение распада страны), так и по экономическим причинам (Абъей основная площадка для северян по добыче нефти).

Могут ли пойти стороны на временные договоренности? Отступить от своей первоначальной позиции ни Хартум, ни Джуба сейчас не могут. Особенно с учетом того, что южносуданцы уже заручились поддержкой своей позиции со стороны панели Высокого Присутствия Афросоюза, которая в своем заявлении призвала провести референдум в октябре с.г. на условиях южносуданцев. Он точно уже не произойдет в обозначенные сроки, отсюда и визит О.аль-Башира в Джубу. Прекращение антисуданской кампании в южносуданской прессе тоже серьезный симптом того, что стороны готовы к компромиссу. Скорее всего, если он состоится, то будет включать в себя отсрочку по взаимному согласию даты плебисцита с формированием совместной администрации штата. До настоящего времени в нее входят только суданские представители. Эта договоренность позволила бы выйти уже диалог по вопросам нефти и безопасности. Плюс ко всему и для О.аль-Башира, и для С.Киира тема Абъея сейчас более выгодна в замороженном состоянии.

Вопросы безопасности и экспорта нефти увязываются суданским руководством в один пакет. И сейчас, надо признать, ситуация постепенно выправляется. В том числе и в результате того, что у сторон просто нет денег на поддержку партизанских групп на территории друг друга. Как следствие, повстанческая борьба в Южном Судане и двух мятежных штатах Судана (Южный Кордофан и Голубой Нил) пошла на убыль. В Южном Судане на фоне объявленной амнистии идут переговоры о разоружении групп Яу-Яу, которые финансировались Хартумом, а тема двух мятежных суданских штатов свелась в последнее время к вопросу организации гуманитарных коридоров и вакцинации населения от полиомиелита. Активных боевых действий не наблюдается, а периодические вспышки насилия в Дарфуре в основном связаны с проблемой деления пастбищ между кочевниками.

Почему существует осторожный оптимизм по вопросу нормализации отношений между Хартумом и Джубой, в том числе и основной теме – возобновления экспорта углеводородов? Прежде всего, исходя и катастрофического экономического положения обеих стран, которые начинают сказываться на политической выживаемости лидеров, и этот аспект становится решающим в деле налаживания отношений. В Судане это уличные протесты, которые пока удается гасить смесью «кнута и пряника», но которые в случае продолжения ужесточения мер правительства по сокращению бюджетных издержек, могут перерасти уже в трудноуправляемый процесс. А на этом фоне возможны любые сценарии, начиная от «египетского варианта» и заканчивая атакой повстанцев на столицу. Эта тема, кстати, также будет в центре внимания во время поездки суданского президента в Джубу. Для С.Киира – это вопрос его победы на предстоящих президентских выборах, для чего необходимо экономическое оживление, дабы притушить фронду в рядах собственной партии. Ситуация там очень непростая. Достаточно сказать, что военные, которые лишились надбавок, да и зарплату получают крайне нерегулярно, уже начинают фактически в открытую торговать оружием.

Решить эти задачи может только возобновление экспортного транзита южносуданской нефти через Порт-Судан. И представляется, что внутренние политические резоны должны сыграть свою роль.

52.11MB | MySQL:103 | 0,682sec